Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в д.с. №318 г. Екатеринбург.
Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
Введение…………………………………………………………….……..
3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе……
8
1.1 Структура процесса адаптации ………………………………….
8
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста…………………………………………………………….…
14
1.3 Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………………………
24
Выводы по первой главе………………………………………..………..
31
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………
32
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям…………………………………………..
32
2.2 Содержание, формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………………………………
40
2.3 Анализ результатов диагностического исследования……..……
45
Выводы по второй главе …………………………………………………
54
Заключение………………………………………………………………….
55
Список литературы…………………………………………
Существующие
в настоящее время методы психодиагностики
позволяют выявить степень
Таблица 1
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
№ п/п |
Вопросы к матери ребенка |
Параметры |
Оценка в баллах |
1 |
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное |
3 2 1 |
2 |
Как засыпает Ваш ребенок? |
Быстро за 10 минут Медленно |
3 1 |
3 |
Что Вы делаете чтобы ребенок заснул? |
Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. |
3 1 |
4 |
Какова длительность сна ребенка? |
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен |
3 2 1 |
5 |
Какой аппетит у Вашего малыша? |
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой |
3 2 1 |
6 |
Просится ли на горшок? |
Просится Нет, но предпочитает быть сухой Нет, ходит мокрый |
3 2 1 |
7 |
Как относится к высаживанию на горшок? |
Положительно Отрицательно |
3 1 |
8 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) |
Нет Есть (указать какие именно) |
3 1 |
9 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? |
Проявляет всегда Проявляет только в привычной обстановке |
3 2 |
10 |
Проявляет ли активность, интерес при обучении? |
Проявляет Недостаточно Не проявляет |
3 2 1 |
11 |
Инициативен ли в игре? |
Способен сам найти себе дело Играет только с взрослыми Не умеет играть |
3 2 1 |
12 |
Инициативен ли в отношениях с взрослыми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых Не идет на контакт с взрослыми |
3
2 1 |
13 |
Инициативен ли в отношениях с детьми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
3 2 1 |
14 |
Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? |
Нет Да |
1 2 |
15 |
Как он перенес разлуку ? |
Очень тяжело Спокойно |
1 3 |
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.
Минимальное количество баллов – 16.
Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;
2,5 – 2,1 балла – готов условно;
2,0 – 1,6 балла – не готов.
Таблица 2
Результаты опроса родителей по оценке состояния их детей
№ п/п |
Вопросы к матери ребенка |
Ответы младшей подгруппы в баллах |
Ответы старшей подгруппы в баллах | ||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
5 |
3 |
8 |
2 |
4 |
10 |
2 |
Как засыпает Ваш ребенок? |
8 |
8 |
6 |
10 | ||
3 |
Что Вы делаете чтобы ребенок заснул? |
14 |
2 |
14 |
2 | ||
4 |
Какова длительность сна ребенка? |
2 |
5 |
9 |
1 |
5 |
10 |
5 |
Какой аппетит у Вашего малыша? |
1 |
4 |
11 |
5 |
11 | |
6 |
Просится ли на горшок? |
2 |
4 |
10 |
2 |
3 |
11 |
7 |
Как относится к высаживанию на горшок? |
3 |
13 |
1 |
15 | ||
8 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) |
1 |
15 |
16 | |||
9 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? |
3 |
2 |
11 |
3 |
13 | |
10 |
Проявляет ли активность, интерес при обучении? |
1 |
3 |
12 |
1 |
2 |
13 |
11 |
Инициативен ли в игре? |
2 |
3 |
11 |
1 |
3 |
12 |
12 |
Инициативен ли в отношениях с взрослыми? |
7 |
4 |
5 |
3 |
6 |
7 |
13 |
Инициативен ли в отношениях с детьми? |
2 |
8 |
6 |
1 |
9 |
6 |
14 |
Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? |
4 |
12 |
3 |
13 |
||
15 |
Как он перенес разлуку ? |
3 |
9 |
2 |
11 |
||
Итого |
57 |
57 |
122 |
37 |
64 |
136 |
Для проведения в дальнейшем анализа диагностирования адаптации детей к детскому саду ответы родителей обеих подгрупп на вопросы таблицы 1, систематизированы в виде таблицы 2.
Результаты
анкетирования родителей
Таблица 3
Результаты опроса родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми (критерий Пирсона)
Первая подгруппа |
Вторая подгруппа | |||||
Да |
Нет |
Затруднились ответить |
Да |
Нет |
Затруднились ответить | |
1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? |
8 |
8 |
10 |
5 |
1 | |
2.Замечали ли вы |
12 |
4 |
14 |
2 |
||
3.Проявляет ли ваш ребенок |
7 |
7 |
2 |
14 |
2 | |
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми |
10 |
6 |
15 |
1 | ||
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? |
11 |
2 |
3 |
13 |
1 |
2 |
6.Бывает ли так, что ваш |
10 |
4 |
2 |
6 |
7 |
3 |
Итого |
58 |
25 |
13 |
72 |
15 |
9 |
В таблице 3 приведены результаты опроса родителей детей раннего возраста (двух подгруппы) по степени активности общения их ребенка с другими детьми.
Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих подгруппах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками.
Для первой подгруппы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.
Опрос родителей также показал, для этой подгруппы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.
Во второй подгруппе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.
Таким образом, для первой подгруппы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для второй подгруппа – субъектный аспект.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети второй подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми первой подгруппы.
Следующим этапом диагностирования является выявление корреляционной зависимости между психолого-педагогическими параметрами готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ по методу Печора К.Л..
По этой методике выявляется корреляционная зависимость привычек, интереса, настроения, активности с эмоциональным состоянием, его социализацией, уровнем сна и аппетита по результатам предварительного анкетирования родителей, которые приведены в таблицах 2 и3.
Выявление корреляционной зависимости проводится в группе детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, отдельно в первой и второй подгруппах.
В первую подгруппу собраны дети 1,5 -2 лет, а во вторую 2-3 лет.
Таблица 4 -
Корреляционная зависимость психолого-педагогических параметров готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателей психофизиологической адаптации детей к условиям детсада
Эмоциональное состояние |
Социальные контакты ребенка |
Сон ребенка |
Аппетит ребенка | |
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
-0,08 |
0,34 |
-0,26 |
0,52 |
Как засыпает Ваш ребенок? |
0,22 |
-0,28 |
0,75 |
0,20 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
-0,02 |
-0,39 |
-0,10 |
0,34 |
Какова длительность сна? |
-0,20 |
-0,02 |
0,68 |
0,13 |
Какой аппетит у Вашего ребенка? |
0,47 |
0,09 |
0,47 |
-0,59 |
Просится ли на горшок? |
0,63 |
-0,25 |
-0,04 |
0,05 |
Как относится к высаживанию на горшок? |
0,40 |
-0,15 |
0,10 |
-0,13 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? |
0,38 |
-0,35 |
0,16 |
-0,12 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? |
0,52 |
-0,19 |
0,22 |
0,17 |
Проявляет ли интерес, активность при обучении? |
0,20 |
-0,16 |
-0,43 |
-0,23 |
Инициативен ли в игре? |
0,33 |
-0,20 |
0,26 |
-0,32 |
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? |
-0,16 |
-0,03 |
0,51 |
-0,35 |
Инициативен ли в отношении с детьми? |
-0,07 |
-0,26 |
0,39 |
0,16 |
Был ли опыт разлуки с близкими? |
-0,02 |
-0,39 |
-0,10 |
0,34 |
Как перенес разлуку? |
- 0,68 |
-0,15 |
0,10 |
-0,13 |
Как видно в таблице 4, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.
Фактор «Как засыпает Ваш ребенок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,75).
Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).
Фактор «Просится ли на горшок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Эмоциональное состояние ребенка» (r=-0,63).
Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,68).
Таким образом, особенности адаптации, детей раннего возраста младшей подгруппы к условиям детсада определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.
Полученные данные по результатам опроса родителей старшей подгруппы, были статистически обработаны с помощью корреляционного анализа (критерий Пирсона) (Табл. 2 и 3). Вследствие чего были выявлены корреляционные зависимости между психолого-педагогическими параметрами определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы (Табл. 5).
По этой методике, анализу подлежали следующие аспекты:
1)
Поведение ребенка, связанное
с удовлетворением его
2)
Уровень нервно-психического
3) Некоторые черты личности.
В
таблице 5 корреляционные связи просматриваются
по показателям эмоционального состояния
ребенка, его социальных контактов,
сна и аппетита ребенка и психолого-
Таблица 5.
Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами, определения готовности поступления ребенка в ДОУ, (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ старшей подгруппы
Эмоциональное состояние |
Социальные контакты ребенка |
Сон ребенка |
Аппетит ребенка | |
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
0,08 |
-0,17 |
-0,46 |
-0,21 |
Как засыпает Ваш ребенок? |
-0,47 |
0,29 |
-0,07 |
0,07 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
-0,16 |
-0,03 |
0,80 |
-0,35 |
Какова длительность сна? |
-0,16 |
-0,11 |
0,68 |
0,22 |
Какой аппетит у Вашего ребенка? |
0,21 |
0,08 |
0,12 |
0,87 |
Просится ли на горшок? |
-0,10 |
0,31 |
-0,32 |
-0,35 |
Как относится к высаживанию на горшок? |
-0,07 |
-0,26 |
0,39 |
0,16 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? |
0,27 |
-0,39 |
0,18 |
-0,25 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? |
0,91 |
-0,55 |
0,37 |
-0,24 |
Проявляет ли интерес, активность при обучении? |
-0,41 |
-0,09 |
0,50 |
-0,52 |
Инициативен ли в игре? |
0,43 |
0,18 |
0,47 |
0,48 |
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? |
0,47 |
0,09 |
0,47 |
-0,59 |
Инициативен ли в отношениях с детьми? |
0,63 |
-0,25 |
-0,04 |
0,05 |
Был ли опыт разлуки с близкими? |
0,40 |
0,68 |
0,10 |
-0,13 |
Как перенес разлуку? |
0,80 |
-0,35 |
0,16 |
-0,12 |
Информация о работе Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада