Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:03, курсовая работа
Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59
С точки зрения современных социальных технологий работы с детьми, лишенными семейной заботы, одним из направлений деятельности социального педагога в интернате должна быть и помощь в оптимизации отношений ребенка с его кровными и другими родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице, поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и другими родственниками [19].
В деятельности детского дома или школы-интерната приобретают особую актуальность принципы практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование и спорт. Главное она должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности.
Остановимся подробнее на деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа [2, 4, 21, 22].
Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы: социальная диагностика и социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание, социальная опека и социальная помощь, социальное консультирование и социальная экспертиза, социальное попечительство и социальное нововведение, социальное посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы выступают основными ее направлениями, главными технологиями.
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:
1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей.
2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума.
5. Организационно-
6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности каждого ребенка. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, учреждением, в котором находится ребенок, и ближайшим окружением ребенка [19].
К основным целям социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, можно отнести:
Социальными работниками учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по социальному патронату.
Орган опеки и попечительства устанавливает социальный патронат над семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Задачи социальных педагогов заключаются в следующем:
Рассматривая проблему готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни и формирования ценности семьи необходимо отметить следующие пути и средства коррекционно-развивающей работы в учреждениях интернатного типа:
Важным средством усвоения ценностей могут служить оценочные суждения педагога (порицание, поощрение, одобрение, поддержка).
Рассмотрим подробнее основные методы, применяемые в практике социальной работы с детьми-сиротами в условиях школы-интерната.
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы.
Среди основных воспитательных форм приемов и средств, влияющих на готовность детей-сирот к самостоятельной жизни, в том числе и семейной, названы следующие:
Остановимся подробнее на некоторых методах, применяемых в процессе социальной деятельности в условиях интерната:
К сожалению одной из главных проблем учреждений интернатного типа остается низкий профессиональный уровень педагогов, работающих с детьми. Поэтому одним из главных условий позитивного развития детей-сирот и успешного принятия ими различного рода ценностей является личностно-профессиональный рост педагогов и социальных работников интернатов, их ориентация на гуманистические ценности, включая ценности педагогические.
2.3. Социализация детей в условиях школы-интерната.
Окружающее социальное пространство – один из важнейших механизмов воспитания современного школьника, тем более – учащегося школы-интерната, лишенного семьи и вынужденного постоянно находиться в стенах своего учебного заведения.
От организации его компонентов и их качественных характеристик всецело зависят процессы социализации детей; оно (пространство) во многом определяет содержание образовательной среды учреждения.
Все возможности для разностороннего развития детей и подростков, организации их содержательного досуга и полноценного отдыха, педагоги школы-интерната призваны использовать для организации деятельности, направленной на социализацию воспитанников.
Факторы, благоприятно влияющие на социальную и образовательную ситуацию в школе-интернате, который расположен в городе:
К работе по формированию социальной компетенции воспитанников школы-интерната, их социальной адаптации, охране прав и обеспечению законных интересов детей-сирот должны быть привлечены городские службы, учреждения и организации.
Если речь идет о социально-бытовой адаптации детей-сирот, то это: