Социальная работа с детьми сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

соц работа с детьми сиротами.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

С точки зрения современных социальных технологий работы с детьми, лишенными семейной заботы, одним из направлений деятельности социального педагога в интернате должна быть и помощь в оптимизации отношений ребенка с его кровными и другими родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице, поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и другими родственниками [19].

В деятельности детского дома или школы-интерната приобретают особую актуальность принципы практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование и спорт. Главное она должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности.

Остановимся подробнее на деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа [2, 4, 21, 22].

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы: социальная диагностика и социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание, социальная опека и социальная помощь, социальное консультирование и социальная экспертиза, социальное попечительство и социальное нововведение, социальное посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы выступают основными ее направлениями, главными технологиями.

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей.

2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний  и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности каждого ребенка. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, учреждением, в котором находится ребенок, и ближайшим окружением ребенка [19].

К основным целям социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, можно отнести:

  • увеличение степени самостоятельности воспитанников, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, в которых воспитанники могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  • адаптация или реадаптация воспитанников в обществе;
  • создание условий, при которых каждый воспитанник интерната, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

Социальными работниками учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по социальному патронату.

Орган опеки и попечительства устанавливает социальный патронат над семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Задачи социальных педагогов заключаются в следующем:

  • подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);
  • подготовить ее к патронату (через систему обучения);
  • провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью;
  • обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка  через его пребывание в патронатной семье;
  • обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи [19].

Рассматривая проблему готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни и формирования ценности семьи  необходимо отметить следующие пути и средства коррекционно-развивающей работы в учреждениях интернатного типа:

    • организация жизнедеятельности. Если нет возможности передать ребенка в приемную семью, патронатную, под опеку или попечительство родственникам, детский дом семейного типа, необходимо создать условия,  приближенные к семейным;
    • позиция специалиста (воспитателя, социального педагога, психолога). Взаимоотношения педагогов и воспитанников закрытых детских учреждений, будучи основанными на внимании и доброжелательности взрослого, не должны имитировать семейные;
    • формирование родственных взаимоотношений как часть подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. Л. И. Евграфова рассматривает совместную деятельность детей-родственников как основной педагогический фактор, способствующий принятию ценности семьи. К формам деятельности, которые способствуют этому, специалисты относят знакомство и взаимодействие детей дошкольного возраста со старшими братьями и сестрами, организацию совместной деятельности детей-родственников, в процессе которой происходит становление и развитие родственных взаимоотношений (например, дни рождения воспитанников, совместные экскурсии и культпоходы, воскресные завтраки, оформление семейных альбомов, посадка «семейного дерева» и т.п.). Для формирования устойчивых семейных отношений важен совместный труд. При этом формы организации детей-родственников могут быть разные: индивидуальная — старший и младший; групповая — несколько членов семьи;
    • выстраивание положительного индивидуального прошлого ребенка как часть подготовки к самостоятельной семейной жизни и формирования ценности семьи. B. C. Мухина  автор данного метода  отмечает  что цель данного метода — через выстраивание положительного образа прошлого дать ребенку установку на обеспечение психологической защиты и достижение душевного комфорта в настоящем и отдаленном будущем;
    • формирование полоролевых представлений детей-сирот как часть их подготовки к самостоятельной семейной жизни. Неправильно складывающиеся полоролевые представления воспитанников интерната можно корректировать с помощью создания для них возможности наблюдать за точным полоролевым поведением взрослых, когда женщина ведет себя именно так  как должна вести себя женщина  и не берет на себя выполнение мужских функций  и наоборот.

Важным средством усвоения ценностей могут служить оценочные суждения педагога (порицание, поощрение, одобрение, поддержка).

Рассмотрим подробнее основные методы, применяемые в практике социальной работы с детьми-сиротами в условиях школы-интерната.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Система педагогических  методов в практике социальной  работы.

Среди основных воспитательных форм  приемов и средств,  влияющих на готовность детей-сирот к самостоятельной жизни,  в том числе и семейной, названы следующие:

    • специальные беседы и игры на развитие представлений о семейной жизни  о семейных ролях и функциях (на темы «Я и моя семья»  «Дети — цветы жизни»  «Что такое семья»),  диспуты и т. д.;
    • семейно-ролевые игры,  семейные праздники и т. п.;
    • психолого-педагогические беседы и тренинги с целью обучения детей адекватно выражать свои эмоции и чувства;
    • просмотр и проигрывание сцен из семейной жизни;
    • беседы и дискуссии («Как вести себя в обществе молодого человека (девушки)»  «Что такое любовь?»  «Как научиться доверять друг другу»  «Мы в ответе за тех,  кого приручаем» и т. п.);
    • чтение и обсуждение литературных произведений,  просмотр видеофильмов,  в которых описаны семейные взаимоотношения (любовные  межличностные) между родственниками,  супругами,  детьми;
    • шефство над младшими детьми; организация взаимодействия с родными братьями и сестрами;
    • специальные трудовые уроки,  направленные на формирование навыков ведения хозяйства, ознакомление детей с предметами хозяйственно-бытовой сферы  с понятиями «кухня»,  «уборка» и т.п.;
    • игры,  направленные на формирование умений распоряжаться деньгами («Магазин» и т. п.).

Остановимся подробнее на некоторых методах, применяемых в процессе социальной деятельности в условиях интерната:

  • метод адекватных эмоций. Он состоит в том, что педагог строит процесс обучения или воспитания так, чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции детей к объекту познавательной деятельности. Особую роль здесь играет эмпатия. Проникаясь чувствами взрослого  товарища, литературного героя, ребенок присваивает себе это чувство,  связывая его с конкретным объектом или образом;
  • методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения;
  • метод эмоционально-ценностных контрастов. Сущность его состоит в том, что педагог, показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у детей переживание значимых чувств, осознание ими необходимых ценностей и введение их в систему ценностных ориентации личности;
  • метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом;
  • чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение;
  • поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов;
  • исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка;
  • особое значение детей, оставшихся без попечения родителей, имеет игра, которая создает естественные условия для его развития.  «В игре раскрывается перед детьми мир  раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного  умственного развития. Игра - это огромное светлое окно  через которое в духовный мир ребенка врывается  живительный поток представлений  понятий об окружающем мире. Игра – это искра  зажигающая огонек пытливости и любознательности»  - писал В. А. Сухомлинский. Б. Д. Эльконин писал, что в игре развивается воображение ребенка. В сюжетной игре ребенок  принимая на себя те или иные роли  овладевает нормами отношений. Данная функция игры особенно важна для детей-сирот, социальная роль которых зачастую ограничена единственной ролью сироты, которую они играют на протяжении всей жизни. Поэтому опора на игру (игровую деятельность  игровые формы  приемы) – это важнейший путь обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия;
  • создание соревновательной ситуации. Соревнование – важный атрибут человеческого общения и мощный стимул рождения побудительных сил в коллективе. В арсенале воспитательного воздействия педагога есть средство активизации коллектива, именуемое ситуацией соревновательного соучастия. Включая в ту или иную соревновательную деятельность немногих людей, воспитатель через эмоциональную «цепочку» подключает к ней остальных членов коллектива. Сюда относятся всевозможные конкурсы, турниры, олимпиады, где за коллективы выступают их представители;
  • ситуации новизны. Потребность в новых впечатлениях – одна из важнейших потребностей человека. Эта потребность  по мнению психолога Л. И. Божович  несет в себе изначальную силу, которая побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей. Потребность в новых впечатлениях, перерастая в познавательную потребность, продолжает играть свою роль в развитии и становлении подростка  юноши  взрослого человека;
  • ситуация эмоционального взрыва. Это своеобразная атака на  эмоциональное состояние, которая может быть достигнута неожиданностью. Все перечисленные методы и приемы следует использовать, учитывая особенности группы и каждого ребенка [8, 10].

 

К сожалению  одной из главных проблем учреждений интернатного типа остается низкий профессиональный уровень педагогов, работающих с детьми. Поэтому одним из главных условий позитивного развития детей-сирот и успешного принятия ими различного рода ценностей является личностно-профессиональный рост педагогов и социальных работников интернатов, их ориентация на гуманистические ценности, включая ценности педагогические. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Социализация детей в условиях школы-интерната.

Окружающее социальное пространство – один из важнейших механизмов воспитания современного школьника, тем более – учащегося школы-интерната, лишенного семьи и вынужденного постоянно находиться в стенах своего учебного заведения.

От организации его компонентов и их качественных характеристик всецело зависят процессы социализации детей; оно (пространство) во многом определяет содержание образовательной среды учреждения.

Все возможности для разностороннего развития детей и подростков, организации их содержательного досуга и полноценного отдыха, педагоги школы-интерната призваны использовать для организации деятельности, направленной на социализацию воспитанников.

Факторы, благоприятно влияющие на социальную и образовательную ситуацию в школе-интернате, который расположен в городе:

  • насыщенность городской инфраструктуры учреждениями культуры;
  • разветвленная сеть городских учреждений дополнительного образования;
  • наличие близлежащих спортивных комплексов;
  • расположение школы-интерната в «зеленой» зоне отдыха;
  • близость городской службы зелено-паркового хозяйства, а также площадей, используемых населением для ведения индивидуального (подсобного) хозяйства;
  • проживание в городе и районе семей, из которых дети были переданы для жизни и обучения в школу-интернат.

 

К работе по формированию социальной компетенции воспитанников школы-интерната, их социальной адаптации, охране прав и обеспечению законных интересов детей-сирот должны быть привлечены городские службы, учреждения и организации.

Если речь идет о социально-бытовой адаптации детей-сирот, то это:

    • Территориальный центр помощи семье и детям;
    • Центр планирования семьи;
    • Комитет по делам молодежи;
    • Комитет по распределению и содержанию жилого фонда;
    • Комитет по защите населения и чрезвычайным ситуациям.

Информация о работе Социальная работа с детьми сиротами