Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:03, курсовая работа
Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59
Социальный педагог (совместно с психологом) учреждений для детей «группы риска» должен прежде всего уметь очень квалифицированно провести диагностику личностного развития ребенка и определить, что является блокиратором психического развития ребенка или работы психических процессов, так как без снятия причины, блокирующей деятельность психики, практически мало что можно сделать. Как показывает опыт работы в приютах, детских домах, кризисных центрах, социальный педагог (совместно с психологом) должен уметь проводить комплексную диагностику личностного развития ребенка. Такая диагностика проводится довольно продолжительное время, иногда до трех месяцев. Но пока не будет выявлен блок, затрудняющий деятельность психики, применение различных методов и приемов работы с детьми оказывается бесперспективным. Без разрушения травмирующего блока помочь ребенку бывает невозможно или должно пройти довольно продолжительное время, пока реакция на травму не станет более спокойной.
На основании данных, полученных в результате диагностики, составляется краткая характеристика ребенка с указанием того, что мешает ему нормально развиваться и вести себя без патологий. Затем на основе такого анализа составляется индивидуальная программа реабилитации для каждого воспитанника. Если есть несколько детей, имеющих сходные проблемы, тогда можно составлять программу на небольшую подгруппу или группу и проводить работу с несколькими детьми.
Приложение 10
Система работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях сельской школы-интерната.
Школа-интернат – это основной и единственный социальный институт образования в селе Ныда. Здесь, как и во всем обществе, существует ряд факторов, влияющих на развитие личности. Это, прежде всего, – микросоциум, который характеризуется следующими признаками:
Большое внимание в школе-интернате уделяется развитию внутреннего педагогического реабилитационного пространства. Его можно представить в виде дома, где фундаментом являются ювенальные правовые аспекты: законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; само здание, состоящее из кирпичиков – реабилитационных и восстановительных программ, которые совместно с педагогическими работниками реализуют специалисты медицинского кабинета, социально-психологической службы и школьного коллектива. Цементируют это здание информационные технологии, обеспечивающие непрерывность и мобильность пространства реабилитации.
Внешнее реабилитационное пространство школы-интерната представляет собой систему учреждений, служб, ведомственных структур, общественных инициатив и организаций села и Надымского района, принимающих участие в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних и их реабилитации.
Педагогическая реабилитационная среда представляет собой совокупность следующих аспектов:
Основные принципы реабилитационного пространства:
В условиях села наиболее оптимальным способом организации жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является интернат семейного типа. Распределение детей данной категории по группам осуществлено по принципу семейно-родственных связей. Именно это позволяет максимально сохранять связь воспитанников со средой обитания, преодолеть иждивенчество, смягчать противоречия внутри оппозиции «традиционная культура – школа», формировать ребенка как представителя своей среды, своего народа с присущим ему национальным самосознанием и миропониманием, готового в то же время к диалогу и восприятию культур.
В МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» для успешного решения задач социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечено сочетание следующих педагогических условий:
1. Создана и действует модель социальной реабилитации детей-сирот на основе гуманистической воспитательной системы.
2. Содержание образования
обогащено через включение
3. На основе мониторинга создана целостная система коррекции особенностей психофизического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развивающих усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенка.
В школе-интернате обеспечено право детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на получение доступности качественного образования. Контингент обучающихся, отличается довольно большим разбросом по уровню реальных учебных возможностей (147/41% школьников имеют рекомендации мПМПК, шк. МПМк). В МОУ соблюдается дифференциация процесса обучения на уровне классов. В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ «Об образовании» школа-интернат обеспечивает доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учащихся с разными образовательными возможностями.
В целях успешного социального становления выпускников из числа коренных малочисленных народов Севера, введено предпрофильное обучение в девятых классах биолого-зоотехнической направленности. Поэтому в рамках предпрофильного обучения вариативная часть учебного плана включает элективные курсы: «Оленеводство, звероводство»; «Основы экономики сельскохозяйственного производства»; «Технология» (пошив меховой одежды/малая техника Севера). Практические занятия в рамках предпрофильной подготовки проводятся на базе сельскохозяйственного предприятия ЗАО «Ныдинское».
Раннее выявление и поддержка развития одаренных детей – одно из направлений программы деятельности школы-интерната, обеспечивающее условия доступности качественного образования. С 2006 года 30 школьников, в т.ч. 2 детей-сирот, МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда» стали участниками районной каникулярной школы для талантливых детей коренных малочисленных народов Севера, организованной Департаментом образования МО Надымский район в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и муниципального проекта «Мы вместе». Наряду с мероприятиями, направленными на развитие интеллекта, творческих и коммуникативных навыков, программа работы каникулярной школы предусматривает укрепление здоровья на базе ГУ НИИ «Медицинских проблем Крайнего Севера» РАМН, МОУ «Домашний очаг», бассейна «Молодость», поскольку создание здоровьесберегающего образовательного пространства является важной составляющей в системе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В учебный процесс педагогическими работниками активно внедряются здоровьесберегающие технологии и практики.
Вопросы о состоянии здоровья воспитанников, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на особом контроле и являются основополагающей в системе реабилитации.
Таким образом, сформирован управленческий аспект развития здоровьесберегающего пространства. Кроме того, здоровьесбережению воспитанников, детей-сирот в школе-интернате способствуют:
Из всех факторов, оказывающих влияние на здоровье ребенка, наиболее важным является рациональное питание. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются 5-ти разовым питанием.
Изучение состояния и сохранение здоровья детей-сирот является важнейшей медико-социальной задачей. Дважды в год дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проходят оздоровление в санатории-профилактории «Большой Тараскуль» г. Тюмень по путевкам УСП г. Надым.
Защита личных прав и индивидуальный
выбор детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей обеспечивается
комплексом услуг службы социально-психолого-
Система психолого-педагогического сопровождения позволяет сделать учебный процесс прогнозируемым, обновление содержания образования в МОУ осуществляется на основе банка психологических данных на каждого ребенка, в том числе на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ранее проживали в неблагополучных семьях, бродяжничали. С этой группой подростков проводится профилактическая работа в рамках муниципального проекта «Институт школьного инспектора», школьной подпрограммы «Подросток», «Школа здоровья», используется комплекс традиционных мер:
Схема 1
Правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется совместно с Управлением опеки и попечительства Департамента образования, Комиссией по делам несовершеннолетних, судебными органами и службой судебных приставов, а также с Пенсионным Фондом.
Правовой аспект обеспечивает социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сбербанке открыты личные счета для зачисления пенсий по случаю потери кормильца, каждый ребенок обеспечен средствами на личные расходы. Дети имеют пенсионные удостоверения, страховые свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства ИНН. Осуществляется контроль обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, школьными принадлежностями.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, Постановлением Главы МО Надымского района признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на учет в Управлении опеки и попечительства как лица, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения на территории Надымского района.
Обеспечение социальной защиты воспитанников детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивается в тесном содружестве с социальными партнерами школы-интерната. Так, только в 2007/2008 учебном году на оснащение кабинетов, игровых комнат интерната компьютерами и оргтехникой было выделено ООО «Газпром добыча Ямбург» 948 тыс.рублей, а также мягкого инвентаря на сумму 703.785 рублей. Надежными партнерами школы-интерната являются: ООО «Газпром добыча Надым», Медвежинское ГПУ ООО «Газпром добыча Надым», Ныдинское ЛПУ ООО «Тюментрансгаз», ЗАО « Ныдинское» и др. Благодаря их помощи школа-интернат проводит ремонт спальных корпусов, столовой и учебного корпуса на достаточно высоком уровне.
Особые требования предъявляются
и к персоналу школы-интерната, т. к. взаимодействие
с подростками, которые постоянно «проверяют
границы педагогов на прочность», сложно; найти оптимальную дистанцию
для общения трудно, ее надо постоянно
удерживать.
Поэтому, к числу сильных сторон общеобразовательного
учреждения следует отнести достаточно
высокую практическую и теоретическую
подготовку педагогов, существование
положительного опыта осуществления инновационных
преобразований в образовательном процессе,
психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса на основе
этнопедагогики, этнопсихологии, воспитание
экологии души через освоение национальной
культуры и направленных ценностей, благоприятный
нравственно-психологический климат в
педагогическом коллективе.
Главный показатель сформированности
педагогического реабилитационного поля
– это социализация, дальнейшее обучение,
выбор правильного пути. По окончании
школы-интерната 100% детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, продолжают
обучение в вузах, ссузах, профессиональных
училищах, дети с особыми образовательными
нуждами – в специальных учебных заведениях
и охвачены постинтернатным патронатом,
таким образом, обеспечивается непрерывность
пространства их реабилитации.
Кроме того, достигнуты и другие
результаты: