Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:03, курсовая работа
Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59
В учебную подсистему внесены следующие изменения:
Все это позволяет прогнозировать развитие личности ребенка-сироты по индивидуальной траектории и эффективно проводить необходимую коррекционно-развивающую работу.
Преобразование внеклассной образовательной подсистемы воспитательной системы учебного заведения выразилось в увеличении числа и расширении тематического диапазона доступных учащимся школьных кружков и секций, ориентация их образовательных программ на формирование у воспитанников позитивного личностно значимого жизненного опыта.
Преобразование внеучебной подсистемы воспитательной системы школы-интерната повлияло на организацию жизненного пространства ребенка и содержание внешкольной деятельности воспитанников. Для обеспечения ее реабилитационной направленности коллектив педагогов школы-интерната разработал комплексную программу воспитательных занятий недельного цикла. В этой ситуации формируется социальный опыт ребенка – базис его личностной культуры, развивается самосознание воспитанников, происходит организация здорового детского коллектива.
Все эти условия позволили осуществлять педагогический процесс более эффективно и качественно, что непосредственно сказалось на результатах социальной реабилитации воспитанников.
Применение комплекса косвенных признаков предоставило нам возможность с достаточной степенью объективности судить о динамике изменений в состоянии реабилитированности детей-сирот, произошедших в процессе осуществления социально-педагогического эксперимента.
Проведение исследования (результаты психологических тестов, педагогических наблюдений и социологических обследований) позволило установить, что в условиях гуманистической воспитательной системы школы-интерната:
В исследования были выявлены дополнительные педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса социальной реабилитации воспитанников школы-интерната, а именно
Как подтверждение правильности выбранных педагогических подходов и истинности сделанных выводов выступает характеристика жизни и трудовой деятельности выпускников за пределами школы-интерната.
Так, из 93 выпускников, покинувших школу-интернат для детей-сирот за последние пять лет, 76 человек (80%) успешно трудятся на предприятиях и в учреждениях города и области; 5 (6%) – продолжают свое образование; 7 (8%) – находятся на иждивении у родственников в силу своей нетрудоспособности и только 5 (6%) – ведут асоциальный образ жизни.
Данные показатели являются результатом исследования, подтверждающим, что процесс социальной реабилитации детей-сирот средствами гуманистической воспитательной системы школы-интерната занимает среди них важное место.
***
Подводя итог дипломной работы, отметим, что нами затронута одна из важнейших тем социальной педагогики.
В качестве психолого-педагогических рекомендаций необходимо привести перечень необходимых мероприятий по принятию воспитанниками социальных и другого рода ценностей. Организуя внеучебную деятельность школы-интерната необходимо:
Полученные результаты могут быть применены при разработке методических пособий для учителей и воспитателей школ-интернатов для детей-сирот.
Заключение
Ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы сироты заслужено или незаслуженно видят как результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого отношения окружающих.
Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе – это судьба.
Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников).
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни.
При этом парадоксально, но именно профилактико-восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.
В последние годы в России развертываются исследования социальной работы, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического анализа практики социальной работы; во-вторых, как учебной дисциплины, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в области социальной работы, которая невозможна без осмысления теоретических проблем социальной работы в целом; в-третьих, как научной теории, что выявило, с одной стороны, в научных кругах потребность в разработке в сфере социальной работы целостной системы «практика – теория – образование», с другой – осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования социальной работы, а также дальнейшего развития такой сферы современного социологического знания, как социология социальной работы.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей эффективной социальной работы с детьми-сиротами в условиях интерната.
Исходя из поставленной цели, сформулированы задачи дипломной работы:
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи между созданием необходимых условий для обеспечения эффективности социальной деятельности в процессе сопровождения воспитанников интерната и благополучного протекания социализации и интеграции последних в общество, а именно:
Считаем, что цель достигнута, задачи решены, а гипотеза исследования подтверждена.
Литература