Социальная работа с детьми сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

соц работа с детьми сиротами.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

3. Какие условия, на ваш взгляд, важны для того, чтобы добиться успеха в жизни? (Отметьте один вариант ответа в каждой строке, обведя кружком цифру в графе)

 

Условия благополучия

Очень важно

Довольно важно

Не очень важно

Совсем не важно

Трудно сказать

Происходить из богатой семьи

1

2

3

4

5

Иметь образованных родителей

1

2

3

4

5

Самому иметь хорошее образование

1

2

3

4

5

Быть честолюбивым

1

2

3

4

5

Иметь хорошие способности

1

2

3

4

5

Упорно трудиться

1

2

3

4

5

Иметь нужные знакомства

1

2

3

4

5

Национальность

1

2

3

4

5

Место, откуда человек родом

1

2

3

4

5

Политические убеждения

1

2

3

4

5

Пол (женский или мужской)

1

2

3

4

5

Неразборчивость в средствах

1

2

3

4

5


 

Я И ВЕСЬ МИР.

  1. Кем вы себя ощущаете в первую очередь? (Отметьте один вариант ответа)
  • Гражданином своей страны
  • Гражданином Европы
  • Гражданином мира
  • Представителем своей национальности
  • Я сам по себе
  • Затрудняюсь ответить
  1. В каких странах вы побывали? (Запишите)_________________________________
  1. Куда мечтаете поехать (Запишите)________________________________________
  2. В какой стране хотели бы жить? (Запишите) ________________________________

5. Назовите 5 имен самых великих  и знаменитых людей двадцатого  века.(Запишите)

_____________________________________________________________________________

  1. Назовите пять самых значительных событий двадцатого века в мире и в России:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ваш пол? (мужской, женский)

8. Сколько полных лет вам исполнилось? _____________

9. Отметьте, какое образование у  ваших родителей? (Отметьте ваш вариант в каждом столбце таблицы)

 

Образование

У вашего отца

У вашей матери

Ниже среднего

   

Среднее (11 классов)

   

Среднее техническое (ПТУ, ГПТУ)

   

Среднее специальное (техникум, колледж)

   

Высшее (институт, университет)

   

Затрудняюсь ответить

   

 

10. Как бы вы охарактеризовали  материальное положение вашей  семьи? (Отметьте один наиболее подходящий ответ)

  • Мы вообще не можем свести концы с концами
  • Приходится тратить деньги и из сбережений
  • Наших доходов нам едва хватает на текущие расходы
  • Мы можем откладывать немного денег
  • Мы можем делать большие сбережения
  • Затрудняюсь ответить
  1. Была ли у вас своя отдельная комната? (Да, нет)

12. Верите ли вы в Бога? (Отметьте один вариант ответа)

  • Определенно, да
  • Скорее, да
  • Скорее, нет
  • Определенно, нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2008 году


В 2008 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году


На усыновление, как наиболее предпочтительную форму семейного устройства в 2008 году передано 13173 ребенка и здесь можно выделить две основные тенденции. Первая – рост национального усыновления и сокращение иностранного в последние два года. Вторая тенденция в развитии института усыновления – это усиление мер материальной поддержки усыновителей, российских граждан, за счет средств регионов и публичное признание социальной значимости усыновления.

Устройство детей, выявленных в 2008 году

Численность детей

Всего детей выявлено и устроено на 31 декабря 2008 года

126095

из них:

 

в дома ребенка

10865

в образовательные учреждения

9529

в лечебные учреждения

808

в учреждения социальной защиты населения и другие учреждения для детей-сирот
 и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение

7804

в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на
 полное государственное обеспечение

2358

в негосударственные учреждения

76

в детские дома семейного типа

41

под опеку, попечительство

60888

в приемную семью

8751

на усыновление

4633

другие формы устройства

868

из них на патронатное воспитание

419

возвращены родителям

9973

выбыли по иным основаниям

1504

Численность детей, оставшихся неустроенными на 31 декабря 2008 года

7997

из них помещенные в больницы, приюты и другие учреждения временного пребывания

6794


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Динамика устройства детей в семьи граждан

Представленные данные включают в себя общее количество детей, устроенных в семьи в течение отчетного года включая детей, которые были выявлены раньше, но передавались в семью в отчетном году).

 


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Динамика устройства детей в семьи и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

На диаграмме представлено общее количество выявленных и устроенных детей (включая детей, которые были выявлены раньше, но передавались в семью в отчетном году) по годам. Данные цифры подтверждают приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 


 

 

 

 

Приложение 8

Образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сокращение числа образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сокращение средней численности воспитанников в одной образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Психолого-педагогическая диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Принципы диагностики:

  • комплексность диагностирования, взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка;
  • целостность диагностирования: взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных сторон организации ребенка (интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной, поведенческой).

Диагностика означает, что сбор и анализ информации и постановка цели сосредоточены на шести элементах (навыки и умения, защитные факторы, гибкость, проблемы, стрессоры, патология).

Анализ патологии/проблемного поведения. Для данного анализа существуют разные возможности. Можно руководствоваться инструкциями но диагностике и перечнем жалоб. Иногда имеются материалы досье и (или) ребенку задаются вопросы о характере, серьезности и частоте жалоб, о его проблемах, о времени, когда начались проблемы. Важно получить представление о факторах окружения, игравших роль в выработке нежелательного/неадекватного (неодобряемого) поведения и об уклонении от желательного/адекватного (одобряемого) поведения.

Анализ стрессовых ситуации. Здесь необходимо различать ситуации, которые являются стрессовыми объективно, и ситуации, которые воспринимаются как стрессовые субъективно постольку, поскольку они приводят к сильным переживаниям и оставляют довольно значительные последствия на организм и психику человека.

Анализ задач и навыков. Вопросы, возникающие при анализе задач и навыков: а) берет ли человек на себя задачи, характерные для возрастной периода, в котором он находится; б) не являются ли задачи для него слишком тяжелыми; в) обладает ли этот человек достаточными навыками для выполнения задач.

Опыт показывает, что с помощью беседы, достаточно структурированной и дополненной наблюдениями, обычно можно хорошо понять, в чем проблема ребенка. Наряду с этим существуют различные вспомогательные методики, применение которых дает почву для выстраивания ситуаций и проблем ребенка.

Анализ задач и навыков можно дополнить следующими показателями:

  • факторами окружения определяющими уклонения от выполнения своей задачи или, наоборот, облегчающими ее выполнение;
  • навыками, которые использует человек, выполняя определенную задачу, выяснить, возможностью воспользоваться данными навыками для выполнения других задач. В таком случае эти навыки можно было бы назвать «сильной стороной» человека. Перечисление сильных сторон значительно повышает мотивацию.

Анализ гибкости и защитных факторов. Получить хорошее представление о гибкости и защитных факторах непросто. Причиной этому бывает также и то, что человек, обращающийся за помощью, часто думает в других категориях. Ему иногда легче объяснить, что у него болит, что он ощущает, чувствует, чем вербализировать причины всего происходящего с ним. Оказывается, что он иногда даже толком не знает, влияет ли на него защитное действие какого-нибудь человека или инстанции.

В диагностику важно также включать перспективу жизненного пути. Генограммы, линии жизни, на которых отмечены важнейшие до сегодняшнего дня события жизни, могут также использоваться как вспомогательные средства. При ознакомлении с жизненным путем часто узнается не только информация о задачах и навыках, но и факты, которые могут пролить свет на стрессовые ситуации, защитные факторы, гибкость и патологию.

Анализ социальной адаптированности может быть дополнен вопросами, касающимися патологии, гибкости, стресса и защитных факторов:

  • с какой патологией и/или факторами стресса сталкивается воспитанник сейчас;
  • какое это имеет влияние на общую нагрузку и на отдельные задачи;
  • есть ли факторы, помогающие справляться со всем этим, какие;
  • какие защитные факторы или аспекты гибкости можно активизировать; для выполнения каких задач это существенно.

Информация о работе Социальная работа с детьми сиротами