Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:03, курсовая работа
Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59
3. Какие условия, на ваш взгляд, важны для того, чтобы добиться успеха в жизни? (Отметьте один вариант ответа в каждой строке, обведя кружком цифру в графе)
Условия благополучия |
Очень важно |
Довольно важно |
Не очень важно |
Совсем не важно |
Трудно сказать |
Происходить из богатой семьи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Иметь образованных родителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Самому иметь хорошее образование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Быть честолюбивым |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Иметь хорошие способности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Упорно трудиться |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Иметь нужные знакомства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Национальность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Место, откуда человек родом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Политические убеждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пол (женский или мужской) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Неразборчивость в средствах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я И ВЕСЬ МИР.
5. Назовите 5 имен самых великих и знаменитых людей двадцатого века.(Запишите)
______________________________
______________________________
7. Ваш пол? (мужской, женский)
8. Сколько полных лет вам
9. Отметьте, какое образование у ваших родителей? (Отметьте ваш вариант в каждом столбце таблицы)
Образование |
У вашего отца |
У вашей матери |
Ниже среднего |
||
Среднее (11 классов) |
||
Среднее техническое (ПТУ, ГПТУ) |
||
Среднее специальное (техникум, колледж) |
||
Высшее (институт, университет) |
||
Затрудняюсь ответить |
10. Как бы вы охарактеризовали материальное положение вашей семьи? (Отметьте один наиболее подходящий ответ)
12. Верите ли вы в Бога? (Отметьте один вариант ответа)
Приложение 4
Количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2008 году
В 2008 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года.
Приложение 5
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году
На усыновление, как наиболее предпочтительную форму семейного устройства в 2008 году передано 13173 ребенка и здесь можно выделить две основные тенденции. Первая – рост национального усыновления и сокращение иностранного в последние два года. Вторая тенденция в развитии института усыновления – это усиление мер материальной поддержки усыновителей, российских граждан, за счет средств регионов и публичное признание социальной значимости усыновления.
Устройство детей, выявленных в 2008 году |
Численность детей |
Всего детей выявлено и устроено на 31 декабря 2008 года |
126095 |
из них: |
|
в дома ребенка |
10865 |
в образовательные учреждения |
9529 |
в лечебные учреждения |
808 |
в учреждения социальной защиты населения и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение |
7804 |
в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение |
2358 |
в негосударственные учреждения |
76 |
в детские дома семейного типа |
41 |
под опеку, попечительство |
60888 |
в приемную семью |
8751 |
на усыновление |
4633 |
другие формы устройства |
868 |
из них на патронатное воспитание |
419 |
возвращены родителям |
9973 |
выбыли по иным основаниям |
1504 |
Численность детей, оставшихся неустроенными на 31 декабря 2008 года |
7997 |
из них помещенные в больницы, приюты и другие учреждения временного пребывания |
6794 |
Приложение 6
Динамика устройства детей в семьи граждан
Представленные данные включают в себя общее количество детей, устроенных в семьи в течение отчетного года включая детей, которые были выявлены раньше, но передавались в семью в отчетном году).
Приложение 7
Динамика устройства детей в семьи и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
На диаграмме представлено общее количество выявленных и устроенных детей (включая детей, которые были выявлены раньше, но передавались в семью в отчетном году) по годам. Данные цифры подтверждают приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приложение 8
Образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сокращение числа образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сокращение средней численности воспитанников в одной образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Приложение 9
Психолого-педагогическая диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Принципы диагностики:
Диагностика означает, что сбор и анализ информации и постановка цели сосредоточены на шести элементах (навыки и умения, защитные факторы, гибкость, проблемы, стрессоры, патология).
Анализ патологии/проблемного поведения. Для данного анализа существуют разные возможности. Можно руководствоваться инструкциями но диагностике и перечнем жалоб. Иногда имеются материалы досье и (или) ребенку задаются вопросы о характере, серьезности и частоте жалоб, о его проблемах, о времени, когда начались проблемы. Важно получить представление о факторах окружения, игравших роль в выработке нежелательного/неадекватного (неодобряемого) поведения и об уклонении от желательного/адекватного (одобряемого) поведения.
Анализ стрессовых ситуации. Здесь необходимо различать ситуации, которые являются стрессовыми объективно, и ситуации, которые воспринимаются как стрессовые субъективно постольку, поскольку они приводят к сильным переживаниям и оставляют довольно значительные последствия на организм и психику человека.
Анализ задач и навыков. Вопросы, возникающие при анализе задач и навыков: а) берет ли человек на себя задачи, характерные для возрастной периода, в котором он находится; б) не являются ли задачи для него слишком тяжелыми; в) обладает ли этот человек достаточными навыками для выполнения задач.
Опыт показывает, что с помощью беседы, достаточно структурированной и дополненной наблюдениями, обычно можно хорошо понять, в чем проблема ребенка. Наряду с этим существуют различные вспомогательные методики, применение которых дает почву для выстраивания ситуаций и проблем ребенка.
Анализ задач и навыков можно дополнить следующими показателями:
Анализ гибкости и защитных факторов. Получить хорошее представление о гибкости и защитных факторах непросто. Причиной этому бывает также и то, что человек, обращающийся за помощью, часто думает в других категориях. Ему иногда легче объяснить, что у него болит, что он ощущает, чувствует, чем вербализировать причины всего происходящего с ним. Оказывается, что он иногда даже толком не знает, влияет ли на него защитное действие какого-нибудь человека или инстанции.
В диагностику важно также включать перспективу жизненного пути. Генограммы, линии жизни, на которых отмечены важнейшие до сегодняшнего дня события жизни, могут также использоваться как вспомогательные средства. При ознакомлении с жизненным путем часто узнается не только информация о задачах и навыках, но и факты, которые могут пролить свет на стрессовые ситуации, защитные факторы, гибкость и патологию.
Анализ социальной адаптированности может быть дополнен вопросами, касающимися патологии, гибкости, стресса и защитных факторов: