Социальная работа с детьми сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

соц работа с детьми сиротами.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Критериальная база оценки уровня социальной реабилитированности воспитанника сиротского учебного заведения:

 1-я группа – по накоплению детьми опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации и самосовершенствования;

2-я группа – по накоплению детьми коммуникативного опыта;

3-я группа – по накоплению опыта в результате осуществления деятельности по развитию креативности, функциональной зрелости и формированию творческого потенциала личности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Комплекс косвенных, включающий в себя четыре важнейшие показателя, позволяющих делать обоснованные выводы о социальной успешности школьника на определенном этапе его развития:

  • уровень тревожности (отражающий возникновение различного рода социально-психологических проблем при переходе учащегося с одной возрастной ступени на следующую);
  • качество обученности (процентное соотношение хороших и отличных итоговых оценок за год к общему количеству аттестованных учащихся);
  • уровень сформированности коммуникативных навыков (соответственно возрасту ребенка);
  • уровень сформированности у воспитанников системы социальных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета «Молодежный образ жизни»

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

  1. Какую профессию вы бы хотели получить? Кем хотели бы стать?
  • Ученым
  • Артистом
  • Писателем
  • Журналистом, телеведущим
  • Моделью, манекенщицей, фотомоделью
  • Владельцем банка
  • Экономистом
  • Юристом, адвокатом
  • Владельцем магазина
  • Врачом
  • Учителем
  • Художником, архитектором
  • Программистом, компьютерщиком
  • Инженером
  • Военным
  • Профессиональным спортсменом
  • Политиком, государственным деятелем
  • Предпринимателем, бизнесменом
  • Священнослужителем
  • Квалифицированным рабочим
  • Фермером
  • Другое (запишите)_________________
  • Затрудняюсь ответить.

 

  1. Чем вас привлекает эта профессия, занятие? (Отметьте не более 3 вариантов ответов)
  • Это модно
  • Это престижно
  • Она дает хороший заработок
  • Это интересно, дает большие возможности для самореализации
  • Позволяет сделать карьеру, добиться успеха
  • Это доступно, нетрудно
  • Другое (запишите)_________________
  • Затрудняюсь ответить
  1. Какой уровень образования вы считали бы достаточным для реализации своих жизненных целей? (Отметьте один вариант ответа)
  • Общее среднее образование (школа, гимназия)
  • Профессиональное образование (колледж, курсы)
  • Высшее образование
  • Два высших образования, аспирантура
  • Достаточно того образования, которое я имею сейчас
  • Можно обойтись совсем без образования
  • Затрудняюсь ответить, пока не решил(а)
  1. От чего для вас, прежде всего, зависит возможность получения хорошего образования? (Отметьте один – два варианта ответа)
  • От помощи семьи, наличия необходимых средств
  • От собственного усердия, способностей
  • От наличия нужных знакомств, связей
  • От удачи, везения
  • Другое (запишите)__________________
  • Затрудняюсь ответить
  1. Где бы вы предпочли работать в будущем? (Отметьте один вариант ответа)
  • На государственном предприятии, в государственном учреждении
  • На частном предприятии
  • В иностранной фирме, на предприятии, совместно с зарубежной фирмой
  • Хотел(а) бы иметь собственное дело
  • Для меня это не имеет значения
  • Затрудняюсь ответить

ФИНАНСЫ

1. Сколько бы вы хотели зарабатывать  в будущем ежемесячно? (укажите в рублях) _______

2. Какое вознаграждение за свою  работу вы предпочли бы получать?(Отметьте 1вариант)

  • Иметь пусть и небольшой заработок, но много свободного времени и легкую работу
  • Иметь пусть небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне
  • Много работать и хорошо получать, даже без особых гарантий на будущее
  • Затрудняюсь ответить

3. Если бы вы так разбогатели, что могли себе позволить не  работать, вы бы продолжали работать или перестали? (Отметьте один вариант ответа)

  • Продолжал(а) бы работать в любом случае
  • Возможно, перестал(а) работать
  • Наверняка перестал(а) работать
  • Затрудняюсь ответить

4. Бывают ли у вас свои личные  деньги? (Отметьте один вариант ответа)

  • Да, есть почти всегда
  • Бывают время от времени
  • Чаще всего не бывают

5. Укажите основные источники  получения денег? (Отметьте все, что считаете нужным)

  • Дают родители
  • Дают воспитатели
  • Зарабатываю сам(а)
  • При необходимости беру взаймы у друзей
  • Другое _________________________

6. Как вы пользуетесь своими  личными средствами? (Отметьте все, что подходит)

  • Имею деньги на карманные расходы
  • У меня есть отложенные деньги, которые храню дома
  • Имею свой счет в баке
  • Пользуюсь кредитной карточкой
  • Другое (запишите)___________________
  • У меня практически не бывает денег

7. На что вы больше всего  предпочитаете тратить свои личные  деньги? (можно несколько)

  • На досуг, развлечения
  • На образование, занятия
  • Собираю коллекцию
  • На подарки друзьям, близким
  • На путешествия
  • На книги
  • На журналы, газеты
  • На аудио-, видеокассеты, компакт-диски
  • На модную одежду
  • На игрушки, безделушки
  • На косметику
  • На еду, сладости, напитки
  • Другое _______________
  • У меня практически не бывает своих средств

ВАЖНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ.

1. Вы можете сказать про себя, что уже определили свои жизненные цели и планы? (Отметьте один вариант ответа)

  • Да, я хорошо их себе представляю.
  • Представляю только отчасти
  • Скорее нет, мало думал(а) об этом
  • Нет, живу интересами сегодняшнего дня
  • Затрудняюсь ответить

2. К чему вы больше всего  стремитесь в жизни? (Отметьте не более 3 вариантов ответа)

  • К личной свободе
  • К жизненному успеху, хорошей карьере
  • К интересной, творческой работе
  • К возможности реализовать свои способности
  • К созданию хорошей семьи
  • К счастливой личной жизни
  • К высокому материальному уровню жизни
  • К удовольствиям
  • К славе, известности
  • К самосовершенствованию
  • Другое (запишите)________________
  • Затрудняюсь ответить

3. Что вы считаете для себя  признаками жизненного успеха? (Отметьте все, что подходит)

  • Быть не хуже других
  • Выделиться среди всех, иметь что-то, чего у других нет
  • Подняться над своей социальной средой, сделать карьеру
  • Достичь материального благополучия. Стать богатым
  • Стать знаменитым, прославиться
  • Реализовать свои таланты, способности
  • Другое (запишите, что именно?) ____________________________________
  • Затрудняюсь ответить

4. Если бы не было необходимости  работать только ради материального  обеспечения, чем бы вы занялись? (Запишите ответ) ______________________

БЫТ.

  1. Какими вещами (благами), по вашему мнению, должен располагать современный человек и в каком возрасте? (Отметьте в таблице один ответ в каждой строке, обведя соответствующую цифру)

 

Перечень вещей

К 20 годам

К 30 годам

К 40 годам

Иметь не обязательно

Мобильный телефон

1

2

3

4

Стиральная машина

1

2

3

4

Цветной телевизор

1

2

3

4

Автомобиль отечественной марки

1

2

3

4

Автомобиль иностранной марки

1

2

3

4

Видеомагнитофон

1

2

3

4

Музыкальный центр

1

2

3

4

Персональный компьютер

1

2

3

4

Мотоцикл, мотороллер

1

2

3

4

Собственная квартира

1

2

3

4

Загородный дом

1

2

3

4

Домашняя библиотека

1

2

3

4


 

2. Где вы обычно покупаете  одежду? (Отметьте все, что подходит)

  • На вещевых рынках
  • В молодежных магазинах
  • В больших магазинах
  • Другое _________
  • Затрудняюсь ответить, не покупаю одежду сам(а)

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ДОСУГ.

1.Есть ли вас хобби, увлечения? Какие? (Запишите)______________________

2.На что вы тратите свое  свободное время чаще всего? (Отметьте не более 5 вариантов)

  • Общаюсь с друзьями
  • Провожу время с близким другом, подругой
  • Смотрю телевизор
  • Играю в компьютерные игры
  • Читаю книги
  • Читаю газеты, журналы
  • Слушаю музыку
  • Хожу в кино
  • Хожу на концерты, выставки, в театр
  • Люблю быть в одиночестве, просто мечтать
  • Предпочитаю интеллектуальные развивающие занятия
  • Занимаюсь спортом
  • Хожу в парк, лес, выезжаю на природу
  • Занимаюсь искусством (живопись, музыка)
  • Другое (запишите, что)__________________
  1. Какие телевизионные программы вы предпочитаете смотреть?

(Отметьте, что подходит)

  • Новости
  • Викторины, игры
  • Ток-шоу со знаменитыми людьми
  • Передачи о животных, о природе
  • Музыкальные передачи
  • Кинофильмы
  • Молодежные сериалы
  • Детективы, боевики
  • Любовные, «семейные» сериалы
  • Спортивные передачи
  • Передачи о путешествиях, других странах
  • Передачи о моде
  • Юмористические передачи
  • Передачи об истории, культуре
  • Мультфильмы
  • Комедии
  • Другое ___________________________
  • Практически не смотрю, редко смотрю телевизор
  1. Какие виды спорта вам больше всего нравятся?

Информация о работе Социальная работа с детьми сиротами