Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:03, курсовая работа
Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59
Приложение 1
Критериальная база оценки уровня социальной реабилитированности воспитанника сиротского учебного заведения:
1-я группа – по накоплению детьми опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации и самосовершенствования;
2-я группа – по накоплению детьми коммуникативного опыта;
3-я группа – по накоплению опыта в результате осуществления деятельности по развитию креативности, функциональной зрелости и формированию творческого потенциала личности).
Приложение 2
Комплекс косвенных, включающий в себя четыре важнейшие показателя, позволяющих делать обоснованные выводы о социальной успешности школьника на определенном этапе его развития:
Приложение 3
Анкета «Молодежный образ жизни»
ОБРАЗОВАНИЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
ФИНАНСЫ
1. Сколько бы вы хотели
2. Какое вознаграждение за свою
работу вы предпочли бы
3. Если бы вы так разбогатели, что могли себе позволить не работать, вы бы продолжали работать или перестали? (Отметьте один вариант ответа)
4. Бывают ли у вас свои личные деньги? (Отметьте один вариант ответа)
5. Укажите основные источники получения денег? (Отметьте все, что считаете нужным)
6. Как вы пользуетесь своими личными средствами? (Отметьте все, что подходит)
7. На что вы больше всего
предпочитаете тратить свои
ВАЖНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ.
1. Вы можете сказать про себя, что уже определили свои жизненные цели и планы? (Отметьте один вариант ответа)
2. К чему вы больше всего стремитесь в жизни? (Отметьте не более 3 вариантов ответа)
3. Что вы считаете для себя признаками жизненного успеха? (Отметьте все, что подходит)
4. Если бы не было необходимости
работать только ради
БЫТ.
Перечень вещей |
К 20 годам |
К 30 годам |
К 40 годам |
Иметь не обязательно |
Мобильный телефон |
1 |
2 |
3 |
4 |
Стиральная машина |
1 |
2 |
3 |
4 |
Цветной телевизор |
1 |
2 |
3 |
4 |
Автомобиль отечественной марки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Автомобиль иностранной марки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Видеомагнитофон |
1 |
2 |
3 |
4 |
Музыкальный центр |
1 |
2 |
3 |
4 |
Персональный компьютер |
1 |
2 |
3 |
4 |
Мотоцикл, мотороллер |
1 |
2 |
3 |
4 |
Собственная квартира |
1 |
2 |
3 |
4 |
Загородный дом |
1 |
2 |
3 |
4 |
Домашняя библиотека |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Где вы обычно покупаете одежду? (Отметьте все, что подходит)
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ДОСУГ.
1.Есть ли вас хобби, увлечения? Какие? (Запишите)____________________
2.На что вы тратите свое свободное время чаще всего? (Отметьте не более 5 вариантов)
(Отметьте, что подходит)