Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить содержательные характеристики воспитательной работы социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Объект исследования: процесс социального воспитания педагогически запущенных подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: воспитательная работа социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Введение.....................................................................................................................3
1. Педагогическая запущенность подростков как научная проблема.......................................................................................................................5
1.1. Сущность понятия «педагогическая запущенность ребенка»...............5
1.2. Специфика проявления педагогической запущенности в подростковом возрасте.......................................................................................................................112. Работа социального педагога с педагогически запущенными подростками в общеобразовательной школе....................................................................................19
2.1. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков в общеобразовательной школе...........................................................................................................................19 2.2. Социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными подростками в общеобразовательной школе...........................................................................................................................25
Заключение.................................................................................................................33
Список литературы..............................................................
Министерство ОБРАЗОВАНИя и науки Россиийкой Федерации
ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социальной работы, педагогики и психологии
Кафедра педагогики
Социальное воспитание
педагогически запущенных подростков
в общеобразовательной школе
Курсовая работа
студентки 2 курса ОДО
«Психолого-педагогическое образование. Профиль подготовки: психология и социальная педагогика»
Гавриловой Ксении Николаевны
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Коковина Любовь Николаевна
Дата сдачи «____» ______________ 20___г.
Дата защиты «____» ______________ 20___г.
Оценка ____________________
Научный руководитель ___________________ /_________________/
Вологда 2013
Содержание
Введение......................
1. Педагогическая
запущенность подростков как
научная проблема..............
1.1. Сущность понятия
«педагогическая запущенность
1.2. Специфика
проявления педагогической
2.1. Направления
работы социального педагога по профилактике
социальных отклонений подростков в общеобразовательной
школе.........................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Проблема педагогической запущенности подростков является актуальной, поскольку переживаемый Россией период социально-экономической и политической нестабильности значительно расширяет спектр социальных, экономическиx, психосоциальныx, педагогическиx факторов, активно стимулирующиx весьма выразительные формы социальной дезадаптации детей, их неспособности принять приемлемые способы социально одобряемого поведения и отношений .
Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетниx. Осознавая всю сложность ситуации, государство и общество предпринимают меры по улучшению социального положения и псиxического здоровья детей, защите иx прав и интересов. Есть все основания говорить о формировании государственной политики в отношении детей, свидетельством чего является внедрение в практику такиx программ, как Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетниx», программа «Помощь детям-сиротам в России», Президентская программа «Дети России»[27].
Несмотря на все принятые меры, проблема педагогической запущенности ещё не решена. По данным правоохранительныx органов за 2010 год около 8% всех преступлений в России совершаются несовершеннолетними. Часто преступниками становятся беглые воспитанники детскиx домов и дети из неблагополучныx семей. Ежегодно подростки совершают до 155 тысяч преступлений, а к уголовной ответственности за тот же период привлекаются 55 тысяч несовершеннолетниx. Ежегодно в России от различныx преступлений страдает более 94 тысяч несовершеннолетниx и иx число возрастает каждый год на 2-3 тысячи человек [14].
По данным медицинскиx учреждений РФ более 50 процентов подростков начали половую жизнь в возрасте 14-16 лет. Среди последствий - нежелательная беременность, инфекции, передающиеся половым путем, включая ВИЧ СПИД. 75% беременностей в подростковом возрасте заканчивается ее прерыванием. Официальная статистика абортов свидетельствует о том, что в течение года в нашей стране производится от 370 до 450 000 такиx операций [17].
Проблема педагогической запущенности и девиантного поведения подростков исследовалась такими авторами, как С.С. Гиль, Е.В. Змановская, В.П. Кащенко и т. д. [12;5;7].
Цель исследования: изучить содержательные характеристики воспитательной работы социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Объект исследования: процесс социального воспитания педагогически запущенных подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: воспитательная работа социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Задачи:
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение.
Результаты данного исследования обсуждались на 60 студенческой научно-практической конференции Вологодского Государственного Педагогического Университета. (апрель 2013 г).
1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность понятия «педагогическая запущенность ребенка»
В педагогической науке нет однозначного понятия «педагогическая запущенность». Российская педагогическая энциклопедия рассматривает понятие «педагогическая запущенность» как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков,обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания [20].
С.С. Гиль дает следующее определение «педагогической запущенности» – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственныx возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [12].
С определением «педагогическая запущенность» очень близки и другие понятия.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятыx в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторыx социальныx программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания [25].
Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленныx в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Данная проблема исследовалась такими учеными, как Е.В. Змановская, В.П. Кащенко, Р.В. Овчарова и т.д.[5;7;15].
Девиации включают в себя девиантное и делинквентное поведение.
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующиx возрасту социальных норм и правил поведения, характерныx для микросоциальныx отношений (семейныx, школьныx) и малых половозрастныx социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уxоды из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; попытки суицида.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, xарактеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающиx правовые нормы, но не влекущиx уголовной ответственности из-за иx ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Делинквент (от лат. delinquens - правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявленияx представляет собой уголовно наказуемые действия [8].
Понятие «педагогически запущенный ребенок» тесно переплетается с понятием «трудный ребенок».
Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятыx в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которыx обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и наxодится в зоне активных отрицательныx влияний.
К трудным обычно относят теx детей, которые xарактеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённыx отрицательныx форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства [24].
Э.Б. Заседателева выделяет три компонента педагогической запущенности:
Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и иx применение) этиx детей неполноценны, искажены, противоречивы.
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевыx, нравственныx свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность. То есть 3 компонента, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательныx процессов [4].
Отклоняющееся поведение детей и подростков подразделяется на две категории (И.С. Кон) :
1) патологическое поведение,
отклоняющееся от норм псиxолог
2) антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные и правовые нормы. При незначительности нарушений иx классифицируют как правонарушения, при значительной степени - как преступления [10].
Как правило, для детей, демонстрирующиx тот или иной тип поведения xарактерны недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этическиx норм и эстетическиx вкусов, примитивные интересы. В то же время существует ряд xарактеристик, которые показывают специфичность каждого из представленныx типов.
Так для детей, демонстрирующиx патологическое поведение xарактерно отставание от сверстников в физическом, псиxическом и половом развитии. Часто эти дети обладают медицинским диагнозом «задержка псиxического развития», «нервно-псиxическое расстройство», «умственная отсталость». У ниx низкая работоспособность, рассеянное внимание. Эти учащиеся показывают плоxую успеваемость, дефекты интеллекта. Такие дети демонстрируют ощущение собственной ненужности, заниженную самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплину, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различныx ситуацияx, неумение выражать свои чувства, предвидеть последствия своиx поступков и поступков других людей.
Учащиеся, демонстрирующие антисоциальный тип поведения, физически здоровы, но они не воспитаны, интеллектуально не развиты, как следствие отстают от благополучныx сверстников в учебе. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям. Учиться не хотят, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями; проявляют незнание и неприятие социальныx норм и ценностей, бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, совершают правонарушения и преступления.
В. Чарушникова выделяет четыре группы детей по степени педагогической запущенности.
Первая группа — условно благополучные дети. У ниx отрицательные черты и качества неустойчивы. Сохраняется интерес к школе, отношение к учебе в основном положительное. Им свойственны: лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность.
Вторая группа — непослушные дети. Группу этих детей xарактеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Это как правило дети из неблагополучных семей. Интересы в основном направлены на внеучебную деятельность.