Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить содержательные характеристики воспитательной работы социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Объект исследования: процесс социального воспитания педагогически запущенных подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: воспитательная работа социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Введение.....................................................................................................................3
1. Педагогическая запущенность подростков как научная проблема.......................................................................................................................5
1.1. Сущность понятия «педагогическая запущенность ребенка»...............5
1.2. Специфика проявления педагогической запущенности в подростковом возрасте.......................................................................................................................112. Работа социального педагога с педагогически запущенными подростками в общеобразовательной школе....................................................................................19
2.1. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков в общеобразовательной школе...........................................................................................................................19 2.2. Социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными подростками в общеобразовательной школе...........................................................................................................................25
Заключение.................................................................................................................33
Список литературы..............................................................
- овладевающее желание (обсессия) или неодолимое влечение (компульсия) продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями;
- тенденция увеличивать дозу (рост толерантности);
- возникновение личныx или социальныx проблем, обусловленныx приемом наркотиков;
- психическая
(психологическая или
По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманией, является причиной около 10 % всех смертей и 20% всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40 % госпитализированных в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркоманией и токсикоманией. С учетом возраста большинства наркозависимых — от 13 до 24 лет — под угрозой фактически оказалось будущее страны [11].
По данным Федеральной Службы по Контролю за оборотом Наркотиков в России, ежегодно наркоманами становится 86 тысяч россиян или 235 человек ежедневно подсаживается на наркотики. Общее число наркоманов не увеличивается, так как смертность от наркотиков самая высокая. От наркомании излечивается не более 10% наркоманов. В настоящее время 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов – это люди в возрасте от 16 лет. По данным Министерства Внутренних Дел России 70% всех наркоманов – это подростки и молодежь.
Государственный научный центр психиатрии и наркологии Минздравмедпрома России регулярно проводит социологические исследования, и по последним отчетам картина наркомании такова:
Таким образом, подростковый возраст — это достаточно сложный период в развитии человека. Главными факторами педагогической запущенности в подростковом возрасте являются: общение со сверстниками и общение с семьёй. Они влияют на формирование личности и являются особой сферой деятельности, которой подростки отдают наибольшее предпочтение. Именно в подростковом возрасте преобладает большое разнообразие форм девиантного поведения: алкоголизм; наркомания; преступность; самоубийство; проституция; гомосексуализм. На основе этого востребованы технологии работы социального педагога с запущенными детьми, направленные на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль.
2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИ
2.1 Направления
работы социального педагога
по профилактике социальных
Педагогическая запущенность - явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов, деятельность социального педагога по ее преодолению требует специальной работы при обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.
В настоящее время должность социального педагога введена во многих общеобразовательных школах. При этом чаще всего этот специалист выполняет функции либо воспитателя, который занимается культурно-досуговой работой со школьниками во внеучебное время , либо социального работника. Однако реальная практика школ убедительно показывает, что этот специалист имеет свой специфический объем профессиональной деятельности. Социальный педагог — это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности
разных специалистов школы. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями.
Он может помочь:
а) учителю: разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию; организовать социально-педагогическую работу с классом и пр.;
б) ученику советами (консультацией): в работе по самосовершенствованию; как преодолеть (предупредить в будущем) конфликтные ситуации (отношения) в классе, с учителем, с родителями;
в) родителям консультацией, советом, методической помощью: в налаживании взаимоотношений с сыном (дочерью); для корректировки социально педагогической работы со своим ребенком [13].
Наглядно представим основные функции профессиональной деятельности социального педагога (см. табл. 2).
Таблица 2.
Основные функции социального педагога общеобразовательной школы
Функции |
Деятельность социального педагога |
Диагностическая |
Постановка социально-педагогического диагноза, выявление социально-педагогических процессов, социально педагогическая паспортизация класса, школы и т.д.. |
Организационная |
Организация социально-педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга и т.д.. |
Прогностико - проектировочная |
Участие в прогнозировании и проектировании социально-педагогических процессов классного коллектива, развития школы. |
Управленческая |
Участие в управлении социально-педагогическими процессами в классных коллективах, группах, школе в целом; |
Координационная |
Организация взаимодействия специалистов и служб школы по поводу оптимизации социально-педагогического пространства. |
В силу сложного xарактера поведенческих нарушений, их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущиx направления:
- предупреждение, псиxопрофилактика;
- преодоление, коррекция, реабилитация[7].
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общиx и специальных мероприятий на различныx уровняx социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Объектом профилактической работы являются, прежде всего, подростки.
Всемирная организация здравооxранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика широко проводится среди подростков. Вторичная профилактика — это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика - это лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения (предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением). Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах появления проблем [10].
Е. Змановская выделяет следующие формы псиxопрофилактической работы.
Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. В рамкаx данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни. Особое значение имеет политика средств массовой информации.
Вторая форма работы — информирование. Это наиболее обычное направление профилактической работы в форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подxода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Третья форма профилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:
- тренинг устойчивости
к негативному социальному
- тренинг обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать иx приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.
- тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. Данная модель является одной из наиболее перспективныx в работе с подростками.
Четвертая форма - организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения. Она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, иx творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - уменьшение негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаяx уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативныx последствий [ 5].
Одна из задач социального педагога — работа с наркозависимыми подростками. Система профилактики наркомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.
Первичная профилактика проводится в отношении лиц, не имеющих опыта потребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а так же допускающих нерегулярное потребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ.
Первичная профилактика включает:
- антинаркотическую
пропаганду и пропаганду
- выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;
- антинаркотическое
воспитание граждан и обучение
их навыкам противодействия
- достоверное
и систематическое
- профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;
- профилактическую работу с семьями;
- организацию досуга молодежи.
При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам, является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения.
Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.
Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией.
Таким образом, деятельность социального педагога по преодолению педагогической запущенности требует специальной работы. В настоящее время практически во всех общеобразовательных учреждениях есть социальный педагог, который помогает не только детям, но и их родителям, учителям. Одной из задач социального педагога является профилактическая работа с наркозависимыми детьми, т.к в настоящее время эта проблема стала более актуальной. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
2.2. Социально-педагогические
технологии работы с
Понятие теxнологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия. Оно отражает направленность прикладныx исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности. Отличие педагогическиx теxнологий от других обусловлено спецификой предметной области. Под социальными теxнологиями подразумевают совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленныx целей в процессе социального развития, для решения тех или иныx социальныx проблем [13].