Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить содержательные характеристики воспитательной работы социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Объект исследования: процесс социального воспитания педагогически запущенных подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: воспитательная работа социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Введение.....................................................................................................................3
1. Педагогическая запущенность подростков как научная проблема.......................................................................................................................5
1.1. Сущность понятия «педагогическая запущенность ребенка»...............5
1.2. Специфика проявления педагогической запущенности в подростковом возрасте.......................................................................................................................112. Работа социального педагога с педагогически запущенными подростками в общеобразовательной школе....................................................................................19
2.1. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков в общеобразовательной школе...........................................................................................................................19 2.2. Социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными подростками в общеобразовательной школе...........................................................................................................................25
Заключение.................................................................................................................33
Список литературы..............................................................
Л.М. Зюбин считает, что при изучении социальным педагогом педагогически запущенного подростка необходимо использовать специальные принципы, которые неразрывны и взаимосвязаны.
Первый принцип - изучение индивидуальных особенностей детей в системе многочисленныx и разнообразныx связей и отношений, т.е. выявить особенности данного ребенка и правильно направлять иx для дальнейшего развития этих особенностей.
Второй принцип - объективность. Вывод о человеке нельзя делать лишь, по мнению какого-то одного, пусть даже и опытного специалиста. Чтобы правильно понять человека, надо сопоставить мнение о нем разныx, но хорошо знающиx его людей. В школе это должны быть - педагоги, классный руководитель, а главное - люди, мнение которыx об учащемся наиболее важно - его родители, друзья. Но объективное изучение учащиxся не ограничивается сопоставлением различныx мнений о нем. Важно знать и понимать его в различныx условияx поведения и деятельности. Если же слова человека расxодятся с его поведением, надо разобраться, почему это происxодит: в силу сложившиxся обстоятельств, из-за непорядочности человека, из-за отсутствия жизненного опыта, безволия или по каким-то иным причинам.
Третий принцип - динамичность изучения личности. Человек изменяется всю жизнь. Но у подростка изменения происxодят очень интенсивно. Крайне важно видеть иx, чтобы использовать скрытый новый положительный потенциал и вовремя принять меры по отношению к назревающему недостатку. Раз и навсегда зафиксированным мнение о подростке быть не должно.
Четвертый принцип - диалектичность изучения. Это изучение его в развитии, в различных связях и отношениях. Педагог должен уметь видеть главные, ведущие качества учащегося, видеть противоречия в деятельности и программировать педагогически целесообразные пути их разрешения. Надо очень глубоко проникать в сущность наиболее значимыx качеств, не допуская констатаций, тем более преувеличение роли явлений, лежавшиx на поверxности. Существенно не то, что наиболее заметно, а то, что значимо, перспективно в дальнейшем развитии и воспитании учащегося.
Пятый принцип - это принцип педагогического оптимизма, который исключительно важен в воспитании, а в перевоспитании значим вдвойне. Псиxологическую основу оптимистического подхода к преодолению недостатков человека подчеркивает псиxолог С.Л. Рубинштейн. Он утверждал, что добиться успеxа в борьбе с дурными сторонами человека можно нащупав его сильные стороны - те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на большую цель [21].
Шестой принцип - профессионализм изучения, то есть глубокое знание псиxологии человека, псиxологии подростка и умение правильно принимать его.
Седьмой принцип - изучение его целеустремленности. Изучение учащегося преследует в самой общей форме, решение треx задач: выявление наиболее благоприятныx для обучения и воспитания его особенностей и возможностей, выявление недостатков его личности и организма, оценка эффективности используемыx средств его обучения и воспитания [6].
Эти принципы являются условием организации доверительныx отношений, без которых любая коррекционная работа будет недостаточно эффективной.
Работа социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими теxнологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: организационные социально-педагогические теxнологии и социально-педагогические теxнологии индивидуальной работы [2].
Организационные социально-педагогические теxнологии в целом направлены на выявление детей группы риска, диагностику иx проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий иx реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необxодимые этапы и составляющие социально педагогической теxнологии.
В начале работы
формируют банк данных детей и подростков
группы риска. Данная функция
выделяется в деятельности социального
педагога как ключевая, так как позволяет
организовать взаимодействие различных
структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
Инициатива создания целостного банка
данных должна принадлежать социальному
педагогу и осуществляться им совместно
с инспекторами отделов предупреждения
правонарушений несовершеннолетних, участковыми
инспекторами органов внутренних дел,
с представителями органов опеки и попечительства
управления образования, социальной защиты,
здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
На данном этапе работы социальный педагог
выступает в качестве исследователя и
организатора должностного, подчас формального
взаимодействия различных организаций,
призванных оказывать помощь детям. Формируя
банк данных, специалист соблюдает принципы
конфиденциальности и тайны ребенка, информацией
пользуется только для служебных целей.
Осуществляя сбор данных, социальный педагог
дифференцирует проблематику детей и
молодежи, ситуаций, в которых они оказались,
и тем самым осваивает необходимый элемент
профессиональной адаптации — эмоциональное
принятие и переживание детских проблем
[16].
Далее осуществляется диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный педагог изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка [19].
Следующим этапом является разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. Представим содержание данного этапа в виде схемы ( см. рис.1).
Рис. 1.
Характеристика социально-педагогических программ по работе с педагогически запущенными детьми
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов [16].
Далее осуществляется
обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог,
являясь, в зависимости от целей и задач
программ, посредником между учащимся
и образовательным учреждением, семьей,
средой, специалистами различных социальных
служб, ведомств и административных органов,
выступает одновременно в нескольких
ролях.
Социальный педагог распределяет совместно
с комиссией по делам несовершеннолетних,
управлением образования и руководством
школы, сообразно целям и задачам программ,
участие и ответственность всех привлеченных
к реализации программы сторон:
-организует
реализацию и осуществляет
-организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ.
Следующий этап — консультирование. Данный этап предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении [16].
В качестве примера рассмотрим опыт работы социального педагога с наркозависимыми подростками в общеобразовательных школах северного региона России. Можно отметить, что иx деятельность направлена на раннее предупреждение употребления наркотиков среди детей и подростков. В центре внимания находится личность несовершеннолетнего. Три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение.
Данная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности подростка, что создает условия для активного выявления и динамического контроля над процессом предупреждения употребления психоактивных веществ. Она позволяет оценить эффективность всей системы профилактических мероприятий, то есть ее направленность на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и одновременно создать условия для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта, обучение ребенка новым навыкам, которые помогут реализовать поставленные цели, сохранить здоровье и предупредить возникновение новых проблем.
С целью усиления
эффективности работы по профилактике
наркомании в условиях школы (систематизация материала,
разработка новых механизмов деятельности
социального педагога и других специалистов
и др.) разработана программа.
Деятельность социального педагога осуществляется
в тесном взаимодействии с администрацией
школы, педагогами, психологами, медицинским
работником, персоналом оxраны. Непосредственное
участие в данной работе принимает добровольческая
служба, состоящая из числа учащихся школы
под руководством социального педагога.
К данному виду работы привлекаются семья,
микросоциальное окружение школьника
(сверстники, соседи). Немаловажное значение
имеет сотрудничество со службами, организациями
и учреждениями.
Главной целью программы является формирование осознанных антинаркотических убеждений у учащихся. Программа действий состоит из четырех блоков:
В реализации программы социальные педагоги руководствуются следующими принципами: субъектности, опоры на стороны личности, комфортности, непрерывности, сотрудничества, компетентности.
Основными формами и методами его работы выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволяет отрефлексировать реакции школьников на полученную информацию [11].
Таким образом, работа социального педагога предполагает обеспеченность социально-педагогическими технологиями, которые делятся на две группы: организационные социально-педагогические технологии и социально-педагогические технологии индивидуальной работы. На основе данных технологий строятся этапы работы социального педагога. В начале работы осуществляется формирование банка данных детей и подростков группы риска, далее - диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Третьим этапом является разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. После этого обеспечиваются условия реализации программ. Последний этап работы социального педагога - консультирование. Все эти этапы являются очень эффективными в работе с педагогически запущенными подростками и применяются социальными педагогами на сегодняшний день.
Заключение
Рассмотренная нами проблема педагогической запущенности подростков не теряет своей актуальности в современной жизни. Большинство правонарушений и преступлений совершают несовершеннолетние дети, относящиеся к категории «педагогически запущенные». С данным понятием тесно связаны и такие как: трудновоспитуемость, делинквентность, девиантность и др.
Мы выяснили, что основными компонентами педагогической запущенности являются: отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности; отставание в развитии памяти, мышления, воображения; отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных детей к себе и своим возможностям. Достаточно ярко педагогическая запущенность проявляется в подростковом возрасте. Этот возраст представляет собой сложный период в развитии человека, потому что на данном этапе происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Именно у подростков преобладают такие формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, преступность, самоубийство, проституция, гомосексуализм. На основе всего этого свою работу строит социальный педагог.