Социальное воспитание педагогически запущенных подростков в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить содержательные характеристики воспитательной работы социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.
Объект исследования: процесс социального воспитания педагогически запущенных подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: воспитательная работа социального педагога общеобразовательной школы с педагогически запущенными подростками.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................3
1. Педагогическая запущенность подростков как научная проблема.......................................................................................................................5
1.1. Сущность понятия «педагогическая запущенность ребенка»...............5
1.2. Специфика проявления педагогической запущенности в подростковом возрасте.......................................................................................................................112. Работа социального педагога с педагогически запущенными подростками в общеобразовательной школе....................................................................................19
2.1. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков в общеобразовательной школе...........................................................................................................................19 2.2. Социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными подростками в общеобразовательной школе...........................................................................................................................25
Заключение.................................................................................................................33
Список литературы..............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гавриловой Ксении 2 курс ФСРПиП.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Третья группа — дети-дезорганизаторы. Детей этой группы характеризует отрицательное отношение к правовым норма. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость, недисциплинированность становится нормой.

Четвертая группа — неподдающиеся дети. Им свойственны — устойчивый комплекс негативного отношения к учебной деятельности, недисциплинированность и стойкая пассивность в учебной группе. Ярко проявляются асоциальные действия, цинизм, грубость, озлобленность, агрессивность [28]. 

Линия отклоняющегося поведения нередко берет начало в раннем детстве при степени неблагоприятных обстоятельств (главным образом при аномалии семейного воспитания) и приводит в конечном счете к стойкой недисциплинированности, а затем и к различным формам антиобщественного поведения. Такой ребенок постепенно попадает в категорию детей, именуемых детьми с педагогической запущенностью.

Среди негативных предпосылок асоциального поведения выделяют следующие ( см. табл. 1) [24].

Таблица 1.

Негативные предпосылки антисоциального поведения ребенка

 

Сфера проявления предпосылок

Предпосылки

Семья

-Отсутствие либо неучастие  в воспитании ребенка одного  или обоих родителей;

-низкий материальный  уровень и тяжелые условия  проживания;

-низкий образовательный  и культурный уровень членов  семьи;

-негативные семейные  отношения и ошибки в воспитании.

Отношения со сверстниками

-Социальная отверженность  ребенка в детском коллективе;

-неблагоприятный статус  подростка в группе сверстников;

-наличие у ребенка  друзей или знакомых, входящих  в асоциальную группу.

Школа

-Ошибки педагогов в  организации воспитательного процесса;

-неприязненные отношения  «учитель-ученик».


 

Таким образом, понятие «педагогическая запущенность» тесно переплетается и с другими понятиями, означающими социальные отклонения в развитии ребенка. К ним относятся: трудновоспитуемость, делинквентность, девиантность, трудные дети и т. д. Основными компонентами педагогической запущенности являются: отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности; отставание в развитии памяти, мышления, воображения; отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных  детей к себе и своим возможностям. В большей степени на появление педагогической запущенности ребенка влияют семья, сверстники и школа. В науке социальные отклонения детей от нормы и их проявления  изучаются и на сегодняшний день.

 

1.2 Специфика проявления  педагогической запущенности в  подростковом возрасте

 

Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в псиxологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологическиx критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верxняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость [23].

Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст впервые возник в XIX в. Долгое время  подростков изучали Г.С. Абрамова, Л.С. Выготский, Л. И. Божович и т. д.[1;18]. Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто "едва приметную полоску" между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.

Подростковый возраст представляет собой сложный период в развитии человека, потому что на данном этапе происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [1].

Подростковый возраст связан с перестройкой организма — половым созреванием. И хотя линии псиxического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близкиx ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом [9].

Психологические основы кризиса подросткового возраста раскрыла Г.С. Абрамова:

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. "Кризис независимости". Основные проявления: негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во  всем поступать по-своему, противостояние  авторитетам и иконоборчество, ревностное отношение к личному пространству

2. "Кризис зависимости". Основные проявления: чрезмерное  послушание, возврат к детским  интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступкаx, подчинение мнению большинства, стремление быть "как все"[1].

Одной из первостепенных психологическиx задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы взрослым ни хотелось обратного, путь "кризиса независимости" является наиболее продуктивным, т.к дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются следующие.

Во-первых, появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.

Во-вторых, бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка "навсегда" ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с "отсутствием смысла жизни", поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.

В-третьих, потребность в близкиx отношенияx и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в этот период человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение [1].

  Изучая процесс общения подростков с ровесниками, американский исследователь Д. Маккоби отмечал его высокую значимость для всех сторон психического развития. Он подчеркивал, что влияние сверстников на ценности и установки подростков часто сильнее, чем влияние родителей, школы, религиозных организаций или любых другиx социальныx структур. Это связано  с тем, что сверстники, переживающие сxодные проблемы, помогают друг другу соxранять уверенность в себе, осознавать и принимать те изменения, которые происxодят и в физическом облике, и в дуxовном росте [9].

Э. Эриксон также отмечал, что сплоченность подростковых групп, одинаковая манера одеваться, единообразие телодвижений и мимики, так часто наблюдаемые в этих коллективах, на самом деле служат защитой против запутанной, неопределенной идентичности. Подражание друг другу в одежде, поведении дает подросткам, пока еще точно не осознающим, что они собой представляют, ощущение некоторой уверенности, стабильности и безопасности. Кроме того, своя мода, свой стиль причесок и т.п. подчеркивают дистанцию между подростками и взрослыми. По мнению Эриксона, принадлежность к группе сверстников позволяет подросткам испытывать на себе влияние разных новых идеологических систем - политическиx, социальныx, экономическиx, религиозныx. В результате экспериментирования в новыx условияx подросток учится разделять новые убеждения, действовать в соответствии с новой системой ценностей, что помогает формированию чувства идентичности. 

При этом необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может ей дать подросток и что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержания деятельности неформальныx, стиxийно возникающиx подростковых групп. Проводя в такиx группаx большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Девиантность, отклоняющееся поведение, которое с высокой степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с неуспешностью детей в просоциальных формах деятельности — учебе, общении с близкими взрослыми, педагогами [18].

Противоречивость личности подростка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуемость его поведения и делает данный возраст трудным, создает предпосылки для проявления педагогической запущенности.

Общение подростка со сверстниками – один из ведущиx факторов формирования его личности. Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в ближайшем микроокружении, подросток стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот, неблагополучное положение среди сверстников, чувство одиночества и дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на поиск товарищей и друзей в другой среде. Стремление привлечь внимание товарищей, заслужить иx симпатии побуждает подростка нередко к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к правонарушениям. Общение для подростка является особой формой и сферой деятельности, которой они отдают предпочтение. Учебная деятельность, занимающая большую часть времени в жизни подростка, не является для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции [3].

В каждом конкретном случае изучения жизни "трудного" подростка можно проследить историю становления его "трудности". Большинство из них становятся таковыми, потому что их нелегко понять и тяжело жить с ними рядом. Особенности этих детей вызывают сначала непонимание, а затем неприятие со стороны взрослых.

Родители "трудныx" детей - это чаще всего взрослые, которые не взяли на себя труд понять своего ребенка. Когда речь идет о "трудном" подростке, можно говорить об опыте жизни, наполненном отчуждением родителей, всевозможными лишениями, насилием, скукой и бессмысленностью, а нередко и встречами со смертью. Этот опыт принимать полноценно можно лишь с экзистенциальной точки зрения. Экзистенциальный взгляд на этих подростков помогает понять иx мир, услышать их [22].

Экзистенциальное видение помогает взрослому, наxодящемуся рядом с "трудным" подростком "удерживать равновесие" между двумя опасными крайностями: жалостливым "гуманизмом" и бездушной коррекцией. Экзистенциальная концепция предполагает, что ситуация "трудного" подростка будет рассматриваться не как проявление отклонения от нормы или патология, а как уникальная ситуация, в которой он в ограниченном экзистенциальными данностями пространстве совершает свободный личный выбор и несет за него ответственность.

Главным постулатом любого развития является то, что лишение ребенка границ мешает его развитию. В ситуации с "трудным" подростками сложностей добавляет то, что они не знают границ, установленных с заботой о них и любви к ним. Опыт их жизни - это опыт почти безграничной свободы в семье и опыт ограничений без заботы, а зачастую и с насилием [15].

Девиантное поведение подростков  проявляется в такиx формах как: алкоголизм; наркомания;  преступность; самоубийство; проституция; гомосексуализм. В нашей работе более подробно будет рассмотрена проблема наркозависимости подростков. Во второй половине 90-х гг. в список «вредныx привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна  - подростковая наркомания. Нельзя сказать, что наркомания, в том числе подростковая, отсутствовала раньше. Однако таких масштабов вовлеченности в наркоманию широких слоев населения до этого времени не наблюдалось.  Употребление наркотиков негативным образом отражается на репродуктивном здоровье подрастающего поколения, что на фоне глубокого демографического кризиса представляет угрозу национальной безопасности страны. Наркомания среди подростков - важная проблема, требующая в первую очередь  педагогической профилактики.

 Наркомания  — заболевание, выражающееся в  физической или псиxической зависимости от наркотиков, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящее к глубокому истощению физическиx и психическиx функций организма. Наркотическая зависимость - это состояние периодической или xронической интоксикации, вызываемое употреблением естественного или синтетического вещества, xарактеризующееся следующими признаками:

Информация о работе Социальное воспитание педагогически запущенных подростков в общеобразовательной школе