Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности детей-инвалидов, системы педагогической защиты и поддержки-детей-инвалидов.
Объект, предмет и цель даной работы обусловливают необходимость решения следующих задач:
изучить правовые аспекты социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их актуальные теоретические проблемы;
охарактеризовать формы и методы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА…………………………………………...6
Правовые основы социальной поддержки………………………………..6
Научно-теоретические основы анализа проблем
социально-педагогической поддержки детства…………………………..9
Выводы к первому разделу………………………………………………………17
РАЗДЕЛ 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ…………………………….18
2.1. Формы организации детей-инвалидов. Реабилитационный центр…….18
2.2. Методы и средства социальной поддержки детей-инвалидов………….24
2.3. Практические рекомендации для социального педагога по
работе с детьми-инвалидами………………………………………………35
Выводы ко второму разделу……………………………………………………...40
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Файлы: 1 файл

Социально-педагог.поддержка детей-инвалидов.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

                    ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА…………………………………………...6

    1. Правовые основы социальной поддержки………………………………..6
    2. Научно-теоретические основы анализа проблем

социально-педагогической поддержки детства…………………………..9

Выводы к первому разделу………………………………………………………17

РАЗДЕЛ 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

                    ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ…………………………….18

2.1.     Формы организации детей-инвалидов. Реабилитационный центр…….18

2.2.     Методы и средства социальной поддержки детей-инвалидов………….24

2.3.    Практические рекомендации для социального педагога по

          работе с детьми-инвалидами………………………………………………35

Выводы ко второму разделу……………………………………………………...40

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………….41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..46

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

                                                        ВВЕДЕНИЕ

 

       Актуальность проблемы. В Украине, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста численности детей с ограниченными возможносстями. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди которых 70 – 75 % становятся инвалидами.

        По данным ООН, в мире насчитывается 450 миллионов людей с нарушениями  психического и физического развития. Это составляет 10-ю часть населения  нашей планеты. Организация жизнеспособности детей с ограниченными возможностями выдвигает много проблем их новой социальной адаптации. Актуальность проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в реальных условиях обусловлена недостаточно активными реабилитационными мерами на раних этапах жизни детей, имеющих различные отклонения и заболевания. Процес обновления нарушенных связей между детьми и обществом не обеспечивает привлечение их к основным сферам жизнедеятельности (труд, быт, досуг), то есть ограничивает их интеграцию в общество. Актуальность проблемы связана и с положением детей-инвалидов, где нормой их бытия является изоляция от сверстников, ограничение в общении и в информации, и как следствие – неуверенность в себе, страх перед миром здоровых детей и взрослых. В связи с этим необходимо создание эффективной социально-педагогической поддержки, которая во многом зависит от согласованных усилий всех воспитывающих сил в обществе и прежде всего от семьи и образовательных учреждеинй.

       Поэтому проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психического и физического развития актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане и в наше время активно развивается.

 Вопросы реабилитации детей с особыми потребностями и их семей начали интенсивно разрабатываться с 1990 г. Разные аспекты реабилитации детей с функциональными ограничениями рассматривают Т. Баранцова, А. Капская, О. Молчан, И. Пинчук, О. Толстоухова и др.

 Принципы, содержание, формы и методы реабилитации детей, в том числе в условиях лечебно-профилактического учреждения, охарактеризованы в работах Г.М. Иващенко, М.В. Ипполитовой, Е.Н. Ким, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Н.С. Моровой, О.Г. Приходько, Э.И. Танюхиной и др.

Вопросами адаптации, социализации, интеграции детей и подростков занимались Б.Н.Алмазов, Г.А. Гусев, Р.А. Литвак, Г.М. Андреева, А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Н.Н. Малофеев, Т.В. Егорова и др.

        Реабилитационная педагогика в образовательно-воспитательном контексте разрабатывалась Н. Вайзманом, А.В. Гордеевой, Е.А. Горшковой, Р.В. Овчаровой и др.

       Специфика развития личности подростка, имеющего физические нарушения, рассмотрена в трудах Л.С. Выготского, И.В. Беляковой, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, О.Н. Усановой и др.

       Исследованиями Р.Д. Бабенковой, Т.А. Власовой, М.В. Ипполитовой, Е.Н. Мастюковой, К.А. Семеновой и др. установлено, что у детей, имеющих проблемы со здоровьем, возникают трудности в познании окружающего мира, овладении знаниями, двигательными умениями и навыками.

       Проблемы педагогической коррекции раскрыты В.П. Кащенко, А.Д. Гонеевым, Ю.Ю.Черво и др.

Содержанию работы с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, посвящены исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.П. Коноваловой, Т.В. Лодкиной, А.Р. Малера, Н.Ю. Синягиной и др.

      Объект исследования – теоретическо-практические аспекты социально-педагогической поддержки детства.

         Предмет – осуществление социально-педагогическая поддержки.

         Цель работы – изучить особенности детей-инвалидов, системы педагогической защиты и поддержки-детей-инвалидов.

         Объект, предмет и цель даной  работы обусловливают необходимость  решения следующих задач:

  1. изучить правовые аспекты социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их актуальные теоретические проблемы;
  2. охарактеризовать формы и методы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами;
  3. составить практические рекомендации по работе социального педагога с детьми-инвалидами.

Методы исследования: 1) анализ научной и правовой литературы по данной теме исследоваиня; 2) обобщение и систематизация нормативных актов по социальному обеспечению детей-инвалидов, научно-методической литературы, учебных пособий, статей периодических изданий по данной теме; 3) изучение и обобщение опыта социально-педагогической поддержки.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

                    ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА

    1. Правовые основы социальной поддержки

Основу правовой защиты людей с инвалидностью составляют международные стандарты по обеспечению прав и гарантий социальной защиты детей-инвалидов и взрослых детей. Они отображены в документах Организации Объединенных Наций: Декларации прав ребенка (1959г.), Декларации социального прогресса и развития (1969г.), Декларации о правах умствено-отсталых лиц (1971г.), Декларации о правах инвалидов (1981г.), Конвенции о правах ребенка (1989г.), Всемирной декларации по обеспечению выживания, развития и защиты детей (1990г.), Принципах защиты психически больных и улучшения психиатрической помощи (1991г.), Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.) и других документах.

Проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды впервые были освещены во Всемирной программе действий касающихся инвалидов Организации Объединенных Наций, которая поставила перед государствами-участниками такие задачи:

планирование, организация и финансирование социальной помощи инвалидов на каждом уровне;

создание через законодательство необходимой правовой, административной основы для применения методов;

предоставление услуг по восстановлению трудоспособности инвалидов, обеспечивать помощь в социальной сфере, в отрасли питания, медицины, образования, профессиональной подготовик, а также в обеспечении инвалидов вспомогательными и техническими средствами;

мобилизация материальных и финансовых ресурсов соответственных государственных и частных предприятий в предоставлении поддержки и осуществления глобальной стратегии; [29, с. 490]

содействие участию инвалидов и организаций инвалидов в принятии решений, касающихся глобальной стратегии.

Важнейшими в этом процессе являются такие показатели: новое законодательство, содержащее основные положения Всемирной программы; новые программы помощи; дополнительное количество лиц, которые пользуются услугами; повышение соответствующих бюджетных ассигнований; дополнительное количество инвалидов, которые имеют регулярные занятия.

Правовые и организационные принципы по удовлетворению личных потребностей инвалидов в социальной защите, обучении, лечении, социальной опеке и общественой деятельности отображены в специальном и общем законодательстве Украины. В специальном законодательстве права инвалидов урегулированны следующим путем (См. Прил.1):

Принятие отдельного закона, касающегося исключительно инвалидов (Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта 1991г.; Закон Украины «О государственой социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» от 16 ноября 2000г. № 2019-11);

Включение вопросов, касающихся инвалидов, к отраслевым законам (Законам Украины «Об охране детства» от 26 апреля 2001 г., «О государсвтенной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 г., «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г., «Об образовании» от 23 мая 1991 г., «О содействии социальному становлеиню и развитию молодежи в Украине» от 5 февраля 1993 г., Основ законодательства Украины об охране здоровья, Кодекса законов о труде и пр.);

Нормативно-правовых документов, регулирующих механизм реализации законов; типовые положения, образцовые положения, инструкции, указы, приказы, распоряжения и пр. [29, с. 497]

Законодательство Украины сорздает основы социальной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов и их детей. На выполнение Конвенции ООН о правах ребенка в Украине принята Национальная программа «Дети Украины», законы Украины «Об охране детства» и «О государственной социальной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства».

В Законе «Об обхране детства» дается определение понятия «ребенок-инвалид». Ребенок-инвалид – это ребенок со стойким нарушением функций организма, причиненный заболеванием, травмой или врожденными дефектами умственого или физического развития, которые обусловливают ограничения егонормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты.

В законе определяется, что проведение государсвтеной политики направлено на реализацию целевых программ по охране детства и предусматривает предоставлени ядетям льгот, преимуществ и социальных гарантий в процессе воспитаиня, обучения, подготовки к трудовой деятельности, привлечение научных исследований к актуальным проблемам детства.

В Законе Украины «О государственной социальной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства» устанавливаются права и гарантии детей и родителей на получение пенсий и социальной помощи.

В зависимости от характера заболевания назначаются социально-медицинские классификации детей-инвалидов. Социальный аспект класифиакции детей-инвалидов находится в правовой парадигме, имеет юридическое основаие и рассматривается на определение категорий детей с функциональными изменениями и паталогическими состояниями, дающими право на установление инвалидности в разные сроки (на 2 года, на 5 лет, до 16-летнего возраста) в зависимости от диагноза.

Показаниями для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных наследственных, приобретенных заболеваниях и после травм. [29, с. 507] Решение о признании ребенка (подростка) инвалидом в Украине приинмают республиакнская, областные, городские, специальные детские больницы и отделения (ортопедо-хирургическое, неврологическое, психиатрическое, туберкулезное, нефрологическое, офтальмологическое и др.).

Категория детской инвалидности обусловливает специфику медицинского патронажа: общемедицинская помощь, осмотр медицинской сестры дома, лечение в больнице.

Семьям детей-инвалидов обеспечивается право на денежную помощь за присмотр за ребенком-инвалидом до достижения им 16-летнего возраста объемом в 100 % минимальной заработной платы, которая определяется в Законе «О государственной помощи семьям с детьми», социальную пенсию детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, детям-инвалидам – в случае потери кормильца до 18 лет – в Законе «О пенсионном обеспечении».

Определенные гарантии женщинам, имеющим ребенка-инвалида, закреплены в Кодексе законов о труде. Матерям таких детей запрещено отказывать при принятии на работу, снижать заработную плату и увольнять с работы. Обязательным является трудоустройство этих женщин в случаях их увольнения после окончания срочного трудового договора.

Украинское законодательство определяет нормы, регулирующие деятельность общества касающееся детей, которым установлена инвалидность и которе имеют дефекты психофизического развития. Наиболее важнейшими из них являются защита прав ребенка на образование, охрану здоровья, пенсионное обеспечение, материальную помощь, социальный патронаж, доступ к коммуниакциям и объектам материального обеспечения. [29, с. 503]

 

    1. Научно-теоретические основы анализа проблем

социально-педагогической поддержки детства 

         История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.

        Иными словами, инвалидность становится  проблемой не только одного  человека или группы людей, а  всего общества в целом.

         В Украине официально признанными инвалидами считаются свыше 2 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти.

        Вот почему так остро на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов.

         Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения - с другой.

        В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена.

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов