Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:31, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности детей-инвалидов, системы педагогической защиты и поддержки-детей-инвалидов.
Объект, предмет и цель даной работы обусловливают необходимость решения следующих задач:
изучить правовые аспекты социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их актуальные теоретические проблемы;
охарактеризовать формы и методы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами;
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА…………………………………………...6
Правовые основы социальной поддержки………………………………..6
Научно-теоретические основы анализа проблем
социально-педагогической поддержки детства…………………………..9
Выводы к первому разделу………………………………………………………17
РАЗДЕЛ 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ…………………………….18
2.1. Формы организации детей-инвалидов. Реабилитационный центр…….18
2.2. Методы и средства социальной поддержки детей-инвалидов………….24
2.3. Практические рекомендации для социального педагога по
работе с детьми-инвалидами………………………………………………35
Выводы ко второму разделу……………………………………………………...40
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Используя их, можно осуществлять
психологическую и специально-
Целью игротерапии является
На эмоциональное состояние
2.3. Практические рекомендации для социального педагога по работе с детьми-инвалидами
Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями требует подготовки педагогических, социальных и других работников, которые непосредственно осуществляют эту подержку.
Важнейшими задачами
Признавать гуманистические ценности, инвариативный характер норм, принципов, ценностей общепедагогической и специальной этики;
Осуществлять єтическую рефлексию собственных состояний, опираясь на деотеологические принципы педагогической морали и медицинской морали;
Выявлять сущность моральных коллизий в разных педагогических, медицинских и других ситуациях около больных детей, прогнозировать развитие этих коллизий;
Быть моральной опорой и примером для детей с ограниченными возможностями, носителем и защитником гуманистических ценностей и убеждений;
Реализовывать в профессиональном (или общественном) поведении стратегию и тактику этично адаптированного общения с больными детьми;
Заботиться о расширении своих профессиональных, общемедицинских, общеэтических, культурных потребностей и интересов. [28, с. 78]
Модель процесса формирования
специальной этической
В целом, содержание этической компетенции специалистов, осуществляющих социально-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями, представлен с таблице (См. Прил. 3).
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую - проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.
При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. [28, с. 82] Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) - с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.
Терапия как определенная форма вмешательства в интересах ребенка может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.
В процессе реабилитации происходит изменение ориентации - от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.
Процесс гуманизации отношения общества к людям с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые, наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения. Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. [23, с. 41]
Творческий подход в игровой деятельности следует поощрять, так как он имеет позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры порождает внутрилицностный конфликт: возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, пассивности. Отсюда недалеко до возникновения чувства неполноценности.
Игра так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности.
Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью играющих. Для детей Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями это особенно актуально. Нарушения моторики и координации движений могут стать причиной травм даже в тех играх, которые для здоровых детей вполне приемлемы. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных атрибутов. Нужно следить за их пригодностью. Предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны. Также важно помнить o психическом здоровье участников игры. Она не должна унижать их достоинства. Надо беречь эмоции и переживания детей. B процессе игры нужно способствовать установлению непринужденных дружеских отношений.
Каждого участника игры следует принимать таким, какой он есть.
Опыт показывает, что при подготовке к игре и во время ее проведения нужно помнить:
• прежде чем провести игру необходимо выработать ее правила и критерии;
• надо заранее позаботиться o месте, где будет проходить игра. Оно должно быть обустроено так, чтобы каждому было комфортно;
• иногда следует привлекать к подготовке игры детей;
• добровольность — основа игры;
• нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
• в любой игре детям должна представляться возможность для импровизации;
• конец игры должен быть результативным — победа, поражение, ничья, также ярким, эмоциональным и содержать анализ. [23, с. 42]
Очень важно, чтобы организатор игры помнил o том, что состязательность в игре — это не самоцель, a лишь среде, индивидуального самовыражения каждого ребенка. [23, с. 42]
Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Значимость ее обусловлена тем, что помощь
ребенку и его семье должна быть не столько
психологически глубокой, сколько широкой
по охвату проблем, а также участников
событий, в число которых входят члены
семьи, и их родственники, работники различных
учреждений, чье внимание необходимо привлечь
к проблемам семьи ребенка-инвалида и
ее нуждам. В такой ситуации ребенок с
ограниченными возможностями и семья,
в которой он воспитывается, нуждаются
в помощи специалиста, который смог бы
активно войти в конкретную жизненную
ситуации семьи, смягчить воздействие
стресса, помочь мобилизовать имеющиеся
внутренние и внешние ресурсы всех членов
семьи. Таким специалистом, профессионалом,
подготовленным к решению такого рода
социально-психолого-
Реабилитация детей с ограничеными функциональными возможностями средствами искусства как общественный инструмент формирования личности содействует коммуникативной активности, удовлетворяет духовные потребности самой личности, обогащает ее жизнь, максимально активизирует естественные способности и духовный потенциал.
При осуществлении социально-педагогического
сопровождения детей-инвалидов принципиально
важным является создание условий для
самостоятельного творческого освоения
ими системы отношений с окружающими и
самим собой, а также для совершения каждым
ребенком личностно значимых жизненных
выборов. В процессе сопровождения взрослый,
создавая ситуацию выборов и не навязывая
априорно свою точку зрения, побуждает
ребенка к нахождению самостоятельных
решений, помогает ему принять ответственность
за собственную жизнь.
При рассмотрении вопроса о социально-педагогической
поддержки мы опираемся на понимание комплексности
в его организации и осуществлении с включением,
где есть в этом необходимость, оздоровительной,
реабилитационной деятельности специалистов
образовательного учреждения. Социльному
педагогу при социально-педагогической
поддержке ребенка-инвалида необходимо:
- создать атмосферу безопасного самопознания;
- снять чувство страха в общении со сверстниками и взрослыми, вызванного чувством своей ущербности;
- подготовить к вероятности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения;
- сформировать толерантность и независимость от оценочных суждений по поводу его состояния здоровья и внешности, способностей;
- помочь пережить факт психологической агрессивности со стороны окружающих, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности, преодоление трудностей и фиксация на успехах и т.п.);
- обучить отреагированию негативных эмоций в социально приемлемых формах и т.д.;
- сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации;
- стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего;
- оказать конкретную помощь в стремлении ребенка обретения смысла своей жизни, конкретных и реально достигаемых жизненных перспектив.
Особое значение имеет изменение общественного мнения в отношении инвалидов. Это должно являться первостепеной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.
Одним из самых важных является обеспечение полноценного образования для детей-инвалидов. Особую роль в этом играет интегрированое обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений здорового ребенка к больному и наоборот и т.п.
Выделим следующие основные функции социального работника: организаторская, информативная, посредническая, осуществление психолого-педагогической и социально-бытовой адаптации и поддержки ребенка и его семьи, диагностика и коррекция «особенностей» ребенка.
Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов