Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности детей-инвалидов, системы педагогической защиты и поддержки-детей-инвалидов.
Объект, предмет и цель даной работы обусловливают необходимость решения следующих задач:
изучить правовые аспекты социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их актуальные теоретические проблемы;
охарактеризовать формы и методы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА…………………………………………...6
Правовые основы социальной поддержки………………………………..6
Научно-теоретические основы анализа проблем
социально-педагогической поддержки детства…………………………..9
Выводы к первому разделу………………………………………………………17
РАЗДЕЛ 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ…………………………….18
2.1. Формы организации детей-инвалидов. Реабилитационный центр…….18
2.2. Методы и средства социальной поддержки детей-инвалидов………….24
2.3. Практические рекомендации для социального педагога по
работе с детьми-инвалидами………………………………………………35
Выводы ко второму разделу……………………………………………………...40
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Файлы: 1 файл

Социально-педагог.поддержка детей-инвалидов.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Организация консультпунктов для родственников молодых инвалидов по юридическим, правовым, психолого-педагогическим вопросам;

Развитие потенциальных творческих способностей детей-инвалидов;

Формирование черт личностной самодеятельности средствами специально разработанных психотренингов и психотренирующих игр;

Организация культурно-досуговой деятельности детей-инвалидов через проектирование и внедрение разнообразных программ и форм работы социальных служб;

Осуществление  профориентационной работы среди молодых инвалидов;

Конкретные предложения по улучшению жизни молодых инвалидов в обществе;  [6, с. 57]  

Координация работы с разными социальными институтами, которые занимаются проблемами детей-инвалидов в обществе.

        У многих детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Вся коррекционно-развивающая работа c такими детьми осуществляется посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия c детьми комфортную эмоциональную атмосферу. C первых занятий ребята c интересом включаются в самостоятельную работу, учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности, отмечают успехи и исправляют недостатки, приобретают чувство уверенности в себе, повышают свою самооценку, развивают мышление, речь, память и внимание.

        Для того чтобы узнать, какие y ребенка есть нарушения, проводится психодиагностика. По сути, это своего рода контрольная работа. Но если бы диагностика полностью проводилась как контрольная работа (в общепринятой форме), мы бы смогли узнать об истинных возможностях и способностях ребенка примерно на 20%. Если представить этот процесс в виде игровых заданий, то ребенок быстрее «раскрывается», и наши шансы на успех возрастают до 90%. Например, тест на выявление симпатий и антипатий ребенка «два домика». Конечно, можно напрямую спросить y ребенка, кто ему нравится из класса, группы, a кто — нет. Но нет гарантии, что он ответит честно из-за страха перед тем, кого он не любит, или по другим причинам. Поэтому лучше предложить ему «поселить» своих знакомых в два домика. B первом живет он сам и тот, кого он возьмет к себе, a во втором домике —все остальные. Ясно, что его друзья и те дети, которые ему нравятся, окажутся в первом домике, a те, которых он недолюбливает или к кому относится безразлично, — во втором.

        Детям c ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоционaльная неуравновешенность. [23, с. 40]  Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т. п. Чтобы помочь таким детям, организуются занятия, направленные на достижение мышечного расслабления. Они состоят из 5 – 6 игровых упражнений на расслаблени мышц шеи, ног, рук и т. п.

     Чтобы достичь ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры, к какому типу она относится, учесть основные требования к организации и проведению различных игр. B работе c детьми можно использовать 6 методов организации игровой деятельности.

1. Метод игрового тренинга. K нему относятся такие игры, как «Съедобное — несъедобное», «Паровоз», «Ниточка — иголочка» и др.

2. Метод театрaлизации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей. Игра «У медведя во бoру» является примером этого метода. Сюда же можно отнести и все инсценировки различных сказок, рассказов и т. п.

3. Meтoд состязательности. C этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Лозунг этого метода: «Кто вперед?»

4. Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего-либо (предложения, стихотворения, сказки, праздника и т. п.).

5. Метод воспитывающих ситуаций, т. e. ситуаций организованного успеха, доверия и т. п.

6. Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания c привнесением своего творческого начала.

       Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; [23, с. 41]  воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения различных задач. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями. Задача социального педагога - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. для этого социальны педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. [9, с. 10]  Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Одной из ведущих форм работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие5. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. [14, с. 20]  Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж - одна из форм работы социального педагога, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной. Так, в нашем лицее на патронаже социального педагога стоит одиннадцать детей с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих. Все дети с ограниченными возможностями, находящиеся на патронаже социального педагога обеспечиваются бесплатными льготными проездными билетами в городском и пригородном транспорте и горячим дотационным питанием.

     Следующий метод социально - педагогической работы это метод консультативной помощи. Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

        Так, в практике  социального педагога нашего  лицея активно используется социально-правовое  консультирование родителей и  детей-инвалидов. Консультативная помощь оказывается по нескольким направлениям, которые подготовлены в соответствии с теми трудностями и проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями.

        Следующей  социально-педагогической формой работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями являются групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. В социально - педагогической практике особенно распространены и активно используются социально- психологические и образовательные тренинги. [14, с. 21]  Целью социально-психологических тренингов является снятие эмоционального напряжения, развитие умения преодолевать жизненные трудности, выход из стрессового состояния.

В образовательных тренингах с родителями, воспитывающими детей - инвалидов рассматриваются такие темы как "Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании ребенка - инвалида", "Развитие самостоятельности у детей", "Роль игры в воспитании ребенка-инвалида", "За здоровый образ жизни", "Распорядок дня ребенка с особыми нуждами", "Семья и ее роль в воспитании ребенка с нарушением здоровья", "Кризис и пути его преодоления", "Учимся общению с детьми" и другие.

       Еще одним методом  социально-педагогической работы  с семьей ребенка-инвалида является  организация совместных детско-родительских массовых мероприятий. Целью данных совместных занятий является укрепление семейных связей между родителями и детьми.

Задачи мероприятий:

Коррекция детско-родительских отношений;

Ликвидация конфликтов между родителями и детьми;

Сплочение детско-родительских отношений и связей между ними. [14, с. 23] 

        Таким образом, социальный педагог играет очень  важную роль в жизни ребенка-инвалида  и его семьи. В своей деятельности  он в основном использует такие  методы как беседа, консультирование, тренинги. Также одной из важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы являются целостными социально-педагогическими технологиями и для достижения эффективного результата должны применяться в комплексе.

           Изобразительное искусство часто выступает оптимальным способом социально-педагогического влияния на детей, с которыми работает социальный педагог. Оно позволяет ребенку почувствовать и понять самого себя, выявить мысли и чувства, освободиться от конфликтов, развить эмпатию, свободно проявить свои мечты и надежды. [5, с. 42] 

         Наиболее легкими для овладения для детей с ограниченными функциональными возможностями является рисование плоских предметов, пейзажей, натюрмортов, сказочных героев и др. С детьми с задержкой развития следует работать по трафарету, шаблону и просто раскрашивать. Учитывая индивидуальные и групповые проблемы, темп рисования может быть разным.

         Часто изобразительное искусство является единственным стимулом в жизни детей с ограниченными функциональными возможностями, одним из путей духовного роста личности, приносящее радость и пользу окружению. Занимаясь рисованием, дети-инвалиды находят смысл жизни в собственном существовани, самореализоваться, стремиться обогатить багаж знаний.

         Хорошим реабилитационным средством  для коррекции и развития координации  движений у детей-инвалидов с  нарушениями двигательного аппарата, фантазий и мышления, умствено отсталых детей, творческой работы с глухими, слепыми воспитанниками является лепка. Для работы с детьми можно использовать хлеб, глину и пластилин. Лепку следует начинать с простых по форме предметов. Последовательность работы может быть следующей: катание шариков (яблоко, мяч, помидор, конфета и пр.). Это имеет большое значение для развития ребенка: развиваются мышцы кисти рук, воспитывается привычка последовательного выполнения работы.

         Полезным в реабилитационном  процессе с детьми с ограниченными возможностями является техника конструирования, которая доступна в определеных условиях в школе, дома, в кружке. Наиболее распространенным материалом для конструирования является бумага, картон, нитки, ткань, солома и пр. Из этих материалов дети под руководством взрослых делают много интересных вещей: кукол для пальчикового театра, бумажные игрушки, елочные игрушки, карнавальные маски, сувениры, аппликации на пластилине.

         Конструирование по своему содержанию  очень близко к изобразительной  деятельности. [5, с. 42]  В нем отображается окружающая действительность, делаются эскизы, применяются украшения. Результаты конструирования имеют практическое значение, поскольку эта деятельность направлена на получение определенного, всегда продуманного продукта. Конструирование имеет творческий характер, позволяет организовывать групповую и коллективную формы работы на некоторое время.

         К социально-культурной реабилитации относится и театральная деятельность. Пеервоплощение, игра, эмпатия позволяют участникам примерять на себя любой образ. Игра позволяет им стать более уверенными в собственных силах – сначала в стенах театральной студии, на сцене, а потом перенести эту увереность в повседневную жизнь. В ходе работы над образом дети учатся преодолевать свои индивидуальные комплексы, проявления болезни, чтобы успешно представлять свой образ на сцене. А работа над сценарием, костюмами создает атмосферу рупповой сплоченности, взаимоподдержки, эмоционального подъема, вдохновения.

         В социально-культурной реабилитации детей с ограниченными функциональными возможностями особое место занимает игра. Игровая деятельность, как утверждает О. Молчан, имеет ярко выраженный творческий характер, привлекает и активизирует фантазию, смекалку, импровизацию, находчивость и инициативность, глубокие эмоциональные переживания, привлекет к творчеству. А это является одним из результативнейших путей к развитию творческих способностей.

         Во время проведения тренинговой программы по развитию творческих способностей детей-инвалидов успех в игре является как один из сильнейших стимулов придает им уверенность в своих силах, улучшает настроение, повышает общий тонус организма, стимулирует активность. К тому же игра имеет познавательное значение.игровые формы работы с данной категорией детей – это идеальный вариант, где интерес дополняется познавательным содержанием. [5, с. 43] 

         К способам реабилитации детей  с ограниченными функциональными возможностями средствами искусства, которые имеют значительный воспитательный потенциал, а благодаря своей специфичности и многоаспектности обеспечивают высокую эффективность реабилитационного процесса следует рассматривать музыку, кино, видео, телевидение и пр.

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов