Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности детей-инвалидов, системы педагогической защиты и поддержки-детей-инвалидов.
Объект, предмет и цель даной работы обусловливают необходимость решения следующих задач:
изучить правовые аспекты социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их актуальные теоретические проблемы;
охарактеризовать формы и методы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА…………………………………………...6
Правовые основы социальной поддержки………………………………..6
Научно-теоретические основы анализа проблем
социально-педагогической поддержки детства…………………………..9
Выводы к первому разделу………………………………………………………17
РАЗДЕЛ 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ…………………………….18
2.1. Формы организации детей-инвалидов. Реабилитационный центр…….18
2.2. Методы и средства социальной поддержки детей-инвалидов………….24
2.3. Практические рекомендации для социального педагога по
работе с детьми-инвалидами………………………………………………35
Выводы ко второму разделу……………………………………………………...40
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Файлы: 1 файл

Социально-педагог.поддержка детей-инвалидов.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

     2) муниципальный сектор  — учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления; [13, с. 19]

     3) негосударственный  сектор — учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

         Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

        Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.

        Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых - быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

       Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирующего заболевания.

       Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности. Однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания - для этого применяются все виды необходимого лечения - хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др. [13, с. 19] 

          Заболевший либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом, получает не только лечение - органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.

        Все другие формы реабилитации - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая - проводятся наряду с медицинской.

         Психологическая форма реабилитации - это форма воздействия на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительного мероприятия.

         Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

        Социально-экономическая реабилитация - это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т. п.

         Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д. [ 16, c. 38]

         В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.

         Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.

          Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов в ходе совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии.

         Бытовая реабилитация - это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.).

         В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым. [ 25, c. 10]

        Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида.

         Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

        Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.

        Социальный педагог лечебно-профилактического учреждения  осуществляет следующую деятельность:

1. Участие в медицинских консультациях и общих обходах. Изучение историй болезни, педагогических листов, определение реабилитационного потенциала подростков.

2. Организация и участие в  проведении психолого-педагогических  консультаций.

3. Работа по социально-педагогической реабилитации: помощь в адаптации подростков в условиях данного учреждения и в социуме в целом; развитие индивидуальных личностных свойств и качеств; коррекция деструктивного поведения; выработка навыков поискового поведения и бесконфликтного общения; профессиональная ориентация; пропаганда здорового образа жизни; профилактическая работа по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности  подростков; профилактика токсикомании, наркомании и алкоголизма.

4. Охрана прав детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата; их социальная защита и опека. Организация и участие специалиста в юридических консультациях. [30, с. 43]

        Деятельность  социального педагога проходит  в несколько этапов. На первом  этапе работы социальный педагог знакомится с клиентом, выявляет и диагностирует социально-педагогические и личностные проблемы ребенка или подростка с отклонениями в развитии ОДА, определяет его реабилитационный потенциал с учетом медицинских рекомендаций. Второй этап, технологический, предполагает подготовку специалистом методического обеспечения для разработки индивидуальной программы реабилитации. Ставится цель социально-педагогической работы, подбираются или разрабатываются оптимальные методики, при необходимости производится их доработка и индивидуализация по итогам диагностической деятельности - выявленным и осмысленным личностным и социально-педагогическим проблемам ребенка (подростка). Подбираются методы компенсации социального отклонения,  организовыется обучение и воспитание каждого ребенка с учетом его физических возможностей, способы воздействия на окружающую подростка социальную среду и его микросоциум, социальную защиту. Третий, оценочный этап, позволяет определить эффективность проведенных реабилитационных мероприятий.

        Несмотря на  специфические условия лечебно-профилактического  учреждения, постоянное медицинское  сопровождение и невысокую мобильность  подростков с нарушениями опорно-двигательного  аппарата, специалисты используют  широкий диапазон форм работы  по реабилитации. Он представлен внеклассной работой (тематические вечера, спектакли, праздники), развивающей творческие способности детей; индивидуальными и групповыми консультациями; социально-педагогическими тренингами; такими эффективными современными формами, как группы поддержки (подростки могут посещать их и после выписки). [30, с. 44] В рамках реабилитационного процесса применяются следующие формы работы с медицинским и педагогическим персоналом, родителями, студентами-практикантами: лекции, семинары, индивидуальные и групповые консультации, установочные и итоговые конференции по педпрактике и др. [30, с. 44]

        Реализация  реабилитационной программы требует  от социального педагога применения  комплекса методов воспитания: формирования  сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, его стимулирования или коррекции. Используется анализ педагогической документации, продуктов учебной и творческой деятельности подростков;  «Карта наблюдений» - комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка и выявления его «зоны ближайшего развития»; «Методика диагностики склонности подростков к отклоняющемуся поведению»; «Тест-опросник родительского отношения»; авторская анкета «Адаптация в ЛПУ»; в сотрудничестве с психологом применяется ряд методик: социометрия, «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина, «Тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, личностные опросники, проективные методики и др. [31, с. 26]  

 

2.2. Методы и средства социальной  поддержки детей-инвалидов

         Каждая специализация требует своего комплекса методов и средств. Если в качестве основы для классификации преобразовательных методов взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то специалисты выделяют три основные группы методов социальной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические.

       Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.

       B группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, информирование и др. [17, с. 14]

Рассмотрим некоторые, наиболее употребимы е методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная, групповая, трудовая, дискуссионная, семейная, игровая терапия, терапия самовоспитания, психотерапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.

       Изучение результатов деятельности клиентов (биографический метод): в широком плане —изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. B узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты, дневники, письма и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, поделки, кино-, видеофильмы, микрофото-, ксерокопии материалов; справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозаписи, фотографии.

        Социальная терапия (терапия, от греч. «забота,уход,лечение») — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г Зайнышеву).

      Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно c медиками), социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития, положительно влияющего на социальное здоровье клиента), отстаивaния интересов (разъяснение обществу, организациям нужд притесняемых или социально уязвимых людей). Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод влияния, связанный c обучением, воспитанием и профессиональной ориентацией.

         Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, самоутверждение личности.

   Исповедальный метод — форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимосвязях c социальной средой. [17, с. 15] Предполагает общение один на один. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод в педагогике и социальной работе показал свою эффективность.

B социальной работе используются методы, характерные только для данного вида профессиональной деятельности. К ним относят прежде всего метод социального диагностирования, метод вмешательства в критических случаях. [17, с. 15] 

       Рассмотрим содержание социально-педагогической поддержки с детьми и молодежью ограниченных функциональных возможностей:

Изучение соцально-психологического состояния лиц с ограниченной трудоспособностью;

Проведение социально-педагогических исследований личностей социализации детей-инвалидов с разными типами заболеваний;

Бытовая реабилитация детей-инвалидов (обучение элементам самообслуживания и норм элементарного поведения в разных микросоциумах);

Проведение психологического консультирования детей-инвалидов по личностным проблемам;

Осуществление психолого-педагогической коррекционной работы;

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов