Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:08, курсовая работа
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику личности ребенка-инвалида.
2. Определить характерологические черты семей, которые воспитываютребенка-инвалида.
3. Проанализировать особенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности в школьное (классное) сообщество, посредством организации занятий в специализированных реабилитационных центрах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 7
1.1 Основные проблемы семей с детьми-инвалидами 9
1.2 Система социально-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 19
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 23
2.1 Принципы и направления работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 23
2.2 Программа социально-педагогической реабилитации семей, имеющих ребенка-инвалида 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ОГЛАВЛЕНИЕ
Одной из наиболее важных проблем работников социальной службы – это проблема работы с семьей, которая имеет ребенка-инвалида. При постоянном росте детей-инвалидов злободневность проблемы растет в одинаковых пропорциях. По статистическим данным в России на август 2012 г. число детей-инвалидов равняется 545 тысяч человек, из них признали инвалидами 67 121 человек.
23,6% детей-инвалидов страдают от заболеваний разных органов и нарушений в обмене веществ, 21,3% – нарушениями психики и 23,1% детей-инвалидов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. По данным Министерства образования, в 2011-2012 учебном году в средних российских школах обучалось 148,659 тысяч детей-инвалидов, в специализированных классах обычных школ – 156,074 тысячи детей-инвалидов. В специализированных школах и интернатах – 215,854 тысячи детей-инвалидов и детей с какими-либо нарушениями здоровья.
Наиболее результативным реабилитационным местом для детей-инвалидов является семья - наиболее «мягкий вид общественного окружения ребенка»1. Однако к ребенку-инвалиду члены семьи нечасто проявляют твердость, которая необходима для исполнения ими своих функций. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приходится решать все проблемы, которые связаны с инвалидностью (ограничение жизнедеятельности, малообеспеченность и т. д.), но добровольное согласие на занятия данными проблемами, отказ отдать ребенка-инвалида с врожденной патологией в специальный интернат, разумеется, заслуживает похвалы. Но трудности, которые связаны с воспитанием подобного ребенка, очень велики, потому что учреждений, которые оказывают родителям помощь в подобной деятельности, пока достаточно мало.
Более того, вполне возможно, что наличие ребенка с нарушениями развития вместе с иными факторами может поменять самоопределение семьи, уменьшить возможности для отдыха, заработка, общественной активности. Семьи детей-инвалидов должны приготовиться к тому, что их периоды развития могут быть не похожи на обычные семьи. Дети с «ограниченными возможностями более медленно достигают конкретных периодов жизненного цикла, а иногда совсем не достигают»2. Потому к подобным семьям нельзя применить теоретическую модель, которая содержит этапы развития, потому что одинаковые события, которые вызывают трудности и стрессы, могут периодами происходить на протяжении всей жизни ребенка.
Маленькие дети с ограниченными возможностями живут не изолированно. Семья, которая является для них первичным общественным окружением, сама погружается в расширенный общественный контекст.
Дети-инвалиды испытывают увеличенную необходимость в поддержке взрослых, что их судьба в большей степени зависима от позиции семьи. Для детей с ограниченными возможностями семья - это один из главных, а в иных случаях практически единственный ресурс личностного развития ребенка, стимулирующий процесс его самореализации и социализации.
В целом, актуальность изучаемой проблемы можно определить противоречием между необходимостью стимулирования и результативного использования социализирующих, реабилитационных и развивающих возможностей воспитания в семье детей-инвалидов и неполноты практической и теоретической разработанности этой проблемы в педагогике. Наличие противоречия ставит препятствие эффективной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями и его общественному развитию.
Исходя из актуальности проблемы развития личности детей-инвалидов в условиях современного общества, объектом исследования курсовой работы являются молодые семьи, имеющие детей-инвалидов.
Предметом исследования является методика социально-психологической, социальной и медико-социальной работы с инвалидами.
Целью исследования является модели и разработка социально-педагогического сопровождения семьи, которая воспитывает ребёнка-инвалида.
Предварительный анализ проблемы позволил в виде гипотезы дать следующее предположение: процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в общество должен помогать социализации детей-инвалидов и облегчить положение молодых семей. Данный процесс будет эффективен, если он будет получать целенаправленное формирование готовности родителей детей-инвалидов к осуществлению интегрированного обучения их ребенка в общеобразовательной школе, что становится возможным посредством разработки и осуществления модели педагогического сопровождения семьи, которая воспитывает ребёнка-инвалида.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику личности ребенка-инвалида.
2. Определить характерологические черты семей, которые воспитываютребенка-инвалида.
3. Проанализировать особенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности в школьное (классное) сообщество, посредством организации занятий в специализированных реабилитационных центрах.
4. Разработать и апробировать
модель педагогического
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Семья, самое близкое окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его обучения, воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, профориентации.
Особенность семей, имеющих ребенка-инвалида основана на постоянном чувстве напряжения и страхе за своего ребенка, на беспокойстве о том, насколько он будет приспособлен к взрослой жизни. Не подвергается сомнению тот факт, что и в здоровых семьях родители часто испытывают чувство тревоги за детей. Но с постоянным чувством страха за ребенка знакомы лишь дети, воспитывающие ребенка-инвалида. Поэтому наряду с многочисленными бытовыми, финансовыми, жилищными проблемами родители детей инвалидов сталкиваются и со многими психологическими трудностями. Само появление ребенка с ограниченными возможностями встречает самые разнообразные реакции у родителей
Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.
В своей работе социальный - педагог должен опираться на позиции 3-го типа семьи.
Появление в семье
ребенка с ограниченными
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья с устойчивым нарушением функций организма, которое обусловлено заболеванием, травматическими последствиями или дефектами, которое приводит к ограничению его возможностей и вызывает необходимость его социальной защиты».
«Ограничение жизнедеятельности — это частичная или полная утрата лицом возможности или способности реализовать самообслуживание, самостоятельно ориентироваться, общаться, передвигаться, контролировать поведение, заниматься трудовой деятельностью и обучаться»3.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам можно отнести детей, имеющих «...серьезные ограничения жизнедеятельности, которые приводят к общественной дезадаптации, из-за нарушения роста и развития ребенка, его способности к самообслуживанию, ориентации, передвижению, обучению, контролю за своим поведением, общению, трудовой и игровой деятельности в будущем».5
Данное определение приводится из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для дачи инвалидности являются последствия травмы, болезни, которые проявляются в виде нарушения той или иной физиологической, психологической или анатомической структуры либо функции, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и общественной дезадаптации.
Социальная дезадаптация — «нарушение приспособленности индивида к переменам общественной среды»4, в отношении детей-инвалидов — в результате общественной недостаточности или общественной дисфункции. Это такое нарушение жизненных функций, при котором ребенок может исполнять только ограниченно или не может исполнять обычную его роль в жизни и в обществе в зависимости от пола, возраста, общественного и культурного положения:
ограничение независимости физической (неспособность быть независимым с иным лицом);
ограничение подвижности (передвигаться во пространстве и времени);
ограничение возможности заниматься обычной деятельностью;
ограничение возможности получить образование и достигнуть профессиональных результатов;
ограничение интеграции в обществе, отсутствие повседневной активности как у сверстников.
Нарушение способности реализовать ту или иную деятельность может быть от рождения или получено позже, может быть постоянным или временным.
Особенной чертой современной патологии детского возраста является частота перехода острых заболеваний в хронические и рецидивирующие, а также увеличение хронических заболеваний внутренних органов.
В развитых странах уровень детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к повышению. По данным ВОЗ, инвалиды занимают 10 % населения всей земли, из них 120 млн. — дети и подростки.
Инвалиды детства в РФ составляют более 12 % от общей численности всех инвалидов, которые впервые зарегистрированы в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет — 55,6 %.
В связи с большой значимостью данной проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу действий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. лицам, которые имеют ограничение жизнедеятельности и общественных функций), в которой значительное место уделено профилактике здоровья с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983— 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 3 декабря стал Международным днем инвалидов с целью привлечь внимание мирового общества к этой проблеме.
Слово «инвалид» в переводе с английского означает неполноценный, больной, нетрудоспособный, с латинского — «беспомощный». На сегодняшний день постепенно дается совсем иная точка зрения: инвалид — человек, «который имеет конкретные ограничения своих возможностей, который способен принимать активное участие во всех областях общественной деятельности, должен обладать равными правами и возможностями с другими членами общества»5. Этому помогло движение политиков во всем мире за независимость индивидов с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемлены, ограничены. В России также увеличивается социальное движение людей с ограниченными возможностями защиты своих прав на самоопределение, свободу выбора и открытый доступ к участию во всех областях общественной жизни.
Данный подход нужно учитывать при организации работы в семье, которая должна быть ориентирована на самоопределение человека с ограниченными возможностями и желание контролировать самому свои жизненные ситуации. С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы дается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.).
В структуре детской инвалидности преобладают:
психоневрологические заболевания (более 60 %) — это психическая отсталость, иные заболевания психики;
заболевания нервной системы (ДЦП, иные органические повреждения периферической и центральной нервной системы). На сегодняшний день отмечено увеличение врожденных уродств и болезней внутренних органов (до 20 %), заболеваний опорно-двигательной системы (9—10 %), нарушений слуха и зрения (17 %).
У каждого десятого инвалида отмечена «частичная или полная невозможность самостоятельной деятельности, тяжесть нарушений и ограничение общественных функций»6.
Серьезное внимание требуют проблемы задержки нервно-психического развития детей до 1 года (группа риска по развитию ДЦП); задержка психического развития, в 30 —40 % случаев в будущем приводящая к плохой учебе в школе, понижению трудоспособности, негодности прохождения воинской срочной службы.
Информация о работе Социально-педагогическая помощь молодым семьям с детьми-инвалидами