Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:08, курсовая работа
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику личности ребенка-инвалида.
2. Определить характерологические черты семей, которые воспитываютребенка-инвалида.
3. Проанализировать особенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности в школьное (классное) сообщество, посредством организации занятий в специализированных реабилитационных центрах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 7
1.1 Основные проблемы семей с детьми-инвалидами 9
1.2 Система социально-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 19
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 23
2.1 Принципы и направления работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 23
2.2 Программа социально-педагогической реабилитации семей, имеющих ребенка-инвалида 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Из числа детей, которые признаны инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными дефектами развития, расстройствами психики. Среди детей, которые признаны инвалидами в связи с заболеваниями психики, около 70% — дети с умственной отсталостью.
Объем и структура услуг реабилитации ребенку-инвалиду в индивидуальной реабилитационной программе (ИПР), которая разрабатывается бюро медико-социальной экспертизы, должны быть определены с учетом системы личностно-психологических, медицинских, социально-педагогических условий. При этом нужно учитывать особенности анатомии и физиологии детского возраста, особенность протекания заболевания, уровень нарушения деятельности разных систем организма, которые приводят к ограничению способностей, возможности реабилитации. Важным условием при проведении разработки ИПР ребенка-инвалида и экспертно-реабилитационной диагностики, является оценивание его развития в коммуникационных отношениях, учебной и игровой деятельности. Не менее важным моментом является анализ отношений в семье, потому что именно в контексте семьи находят формирование личностные основы развития ребенка. ИПР ребенка-инвалида вмещает в себя программу медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, в том числе семейный патронаж (социокультурный, медицинский, психолого-педагогический), мероприятия по коррекционной и психолого-педагогической работе. Воспитание и обучение детей-инвалидов должны быть ориентированы на психофизическое развитие личности, на ее общественную адаптацию и интеграцию. При необходимости для ребенка должно предусматриваться специальное учебное место, которое имеет организационную и техническую оснастку и эргономическую функциональность. В социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями используют специальные технологии и технические детские средства реабилитации.
Формирование индивидуальной реабилитационной программы ребенка-инвалида обладает своими особенностями по сравнению с ИПР для взрослых инвалидов. Значение обладает рядом факторов. В первую очередь, это возраст – термин «дети-инвалиды» на сегодняшний день вмещает в себя детей и подростков до 18 лет. В данный период происходит психическое и физическое развитие ребенка, его личностное формирование, интеграция и социализация в общество. В то же время возраст детей можно подразделить на ряд периодов, которые имеют свою особенность, которую также нужно учитывать при создании ИПР. Обычно выделяются следующие возрастные этапы детства:
– младенческий возраст – до 1 года,
– ранний возраст – от 1 до 2 лет,
– дошкольный возраст – от 3 до 6 лет,
– младший школьный возраст – от 7 до 10 лет,
– подростковый или средний школьный возраст – 11 −14 лет,
– ранняя юность старший или подростковый возраст– 15−18 лет.
Для каждого возрастного этапа являются характерными конкретные качественные характеристики развития психики и ведущие типы деятельности.
Особенность детского возраста и главных видов деятельности ребенка находит выражение в структуре главных мероприятий ИПР. В связи с этим до конца обучения ребенка в школе целесообразно расширить блок «Профессиональная реабилитация» в части обучающей реабилитации. При этом становятся конкретными «мероприятия по воспитанию дошкольников, профессиональному и общему образованию, учебной коррекции»19. Все дети ходят в те или иные учебно-воспитательные учреждения, и именно воспитание, обучение и образование являются главными способами их развития — реабилитации, интеграции и социализации в общество и объясняют специфику реализации и формирования ИПР.
Педагогический аспект реабилитации может включать в себя восстановление, компенсацию и коррекцию нарушенных и утраченных функций во время образования методами воспитания, обучения, развития.
Образование предусматривает возможность готовности к самореализации и самоопределению в главных областях жизнедеятельности. В процессе образования находят развитие способности к самореализации в обществе, к структурированию коммуникационной среды, реализуется подготовка к ответственной и самостоятельной деятельности в разных сферах, происходит обучение организации отдыха, обеспечивается формирование возможности к саморегуляции своего психического и физического развития.
Коррекционное обучение представляет собой усвоение общественного опыта специальными методами, которые учитывают дефекты физического и психического развития ребенка. Коррекционное развитие предполагает преодоление дефектов физического и умственного развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной ощущаемой сферы и развитие механизмов нейродинамики, компенсации недостатка. Компенсация дефекта в учебных условиях осуществляется при помощи специальных пособий, методов, специальных приборов, дидактического материала.
Под специальным образованием принято понимать «обучение детей со
специальными требованиями»20. Оно ориентировано на развитие личностных
возможностей ребенка для достижения
максимальной приспособляемости и общественной
реабилитации. Система специального образования
включает перечень специальных (коррекционных)
реабилитационно-
Кроме того, ребенок-инвалид может учиться и в обычной школе – интегрировано. Трудной задачей является определение способности обучаться в массовой школе, а также обозначение сроков начала интегрированного обучения. По возможности интегрированного обучения детей с проблемами в развитии можно поделить на 3 группы:
1. С легким уровнем нарушений в обучении (в том числе дети с задержкой развития психики)
2. С умеренными нарушениями в обучении (дети с умеренными нарушениями слуха, речи, зрения, физическими отклонениями) – их рекомендовано интегрировать после начальной школы
3. С тяжелыми нарушениями в обучении (отсталые умственно дети, с выраженными нарушениями слуха и зрения) – их обучение рекомендовано реализовать в специальном учебном заведении или же на дому.
В плане профессиональной реабилитации главный упор в ИПР делается на профессиональную ориентацию – «структурирование профессиональных планов»21. В процессе профессионального отбора для подростка-инвалида в отличие от взрослого структурируются рекомендации не для продолжения рабочей деятельности и переквалификации, а для получения профессиональной первичной подготовки.
При определении факторов труда подростков в ИПР нужно исходить из следующего:
– факторы труда должны отвечать требованиям, которые обусловлены основным заболеванием
– физические и психические нагрузки должны помогать развитию механизмов компенсации и не отражаться негативно на здоровье подростка-инвалида
– труд детей с ограниченными возможностями должен быть построен с учетом вероятности введения дополнительных перерывов, скользящих рабочих графиков, неполного рабочего недели или дня
Особое внимание следует обратить на психологическую реабилитацию ребенка-инвалида. Акцент в большей степени должен сместиться на психологическую семейную реабилитацию, потому что семья является самым близким окружением ребенка, ее отношение к ребенку, заинтересованность, включенность в процесс реабилитации определяют результативность реабилитации. Поэтому ИПР должна быть ориентирована не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее обучение, информирование реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Главные формы работы психологов с семьей ребенка-инвалида заключаются в следующем:
а) психологическое консультирование и психологическая поддержка взрослых членов семьи. Знакомство их с основами знаний психологии, особенностями воспитания ребенка с ограниченными возможностями (личные беседы, лекционная форма работы);
б) решение психологических семейных проблем с участием взрослых членов семьи и ребенка-инвалида. Обучение разумным способам самостоятельного разрешения проблем внутри семьи.
Родители – главные «участники реабилитации, особенно если ребенок по каким-либо причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение»22. Задача родителей – помогать ребенку в сложных условиях болезни открыть весь потенциал развития, заложенный в него природой, сформировать возможности компенсации, подготовить к школе, сделать ребенка приспособленным к жизни в детском коллективе и в дальнейшем к максимальной интеграции в социуме и полезной профессиональной и трудовой деятельности. Решение задач, возложенных на родителей, невозможно без знаний об особенностях детского развития, особенностях их обучения и воспитания, способах коррекционной работы. Консультацию об особенностях детского развития и помощь в проведении мероприятий реабилитации, воспитания и обучения получают у воспитателей, врачей, педагогов, ведущих ребенка, психолога, в соответствии с советами ИПР.
Численность детей с ограниченными возможностями растет с каждым годом. Главными причинами, которые способствуют инвалидности детей, являются повышенный уровень наследственных хронических заболеваний родителей; болезни новорожденных, которые вызваны здоровьем матери; позднее выявление болезней; неблагоприятные условия женского труда; ухудшение экологической среды и многие другие.
Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида имеют ярко выраженные особенности по сравнению с другими семьями, а именно
Таким образом, в последние годы намечена тенденция улучшения общественной поддержки молодых семей с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями. Этому содействовал ряд обстоятельств, в частности, расширение и укрепление нормативно-правовой и законодательной базы общественной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на уровне регионов), конкретная трансформация массового сознания народа, еще недавно видевших инвалидность только в аспекте медицины, быстрый рост числа реабилитационных центров детей с ограниченными возможностями.
Но всё это мало отражается на разрешении психологических внутренних проблем родителей ребёнка с ограниченными возможностями, особенно матери. Эмоциональный тесный контакт с матерью, её забота и ласка являются условием психического полноценного развития любого ребёнка. Ребёнок с ограниченными возможностями должен чувствовать, что «семья его любит и понимает, не считая хуже других детей, всегда готова оказать поддержку»23.
Но кто-то должен оказать помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоянным фактором стресса, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают конкретные изменения в ее здоровье и поведении, что находит отражение на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь ребёнка приводит к стрессу матери, а последствия стресса ухудшают состояние ребенка.
Кроме того, хотелось бы заметить, что главная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с «обеспечением эмоционального, социального, физического и интеллектуального развития ребёнка, который имеет нарушения, и достижением максимальных успехов в раскрытии возможностей ребёнка для обучения»24. Другая важная цель — предупреждение повторных дефектов у детей с проблемами развития. Третья цель состоит в том, чтобы приспособить семьи, которые имеют детей с задержками развития так, чтобы данные семьи могли удовлетворить нужды ребенка максимально результативно. Социальная работа с семьей просит от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения пути функционирования определенной молодой семьи и выработки личной программы, которая соответствует семейным потребностям и стилям.
Проблема детской инвалидности актуальна во всем мире. Семья, самое близкое окружение ребенка-инвалида — основное звено в системе его социализации, воспитания, удовлетворения нужд, обучения, профессиональной ориентации.
1.Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.И. Акатов; под. ред. Б.Ю. Шапиро - М.: Академия 2003.-123 с.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии/Л.И.Аксенова // Дефектология. – 1997. ― №1. – С. 3 -10.
3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития /под ред. И.М. Бгажноковой.- 3-е изд. доп. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 154 с.
4.Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного образования: учеб. пособие/С.Е.Гайдукевич. – Мн.: Беларусь, 2006. – 96с.
Информация о работе Социально-педагогическая помощь молодым семьям с детьми-инвалидами