Социально-педагогическая помощь молодым семьям с детьми-инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику личности ребенка-инвалида.
2. Определить характерологические черты семей, которые воспитываютребенка-инвалида.
3. Проанализировать особенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности в школьное (классное) сообщество, посредством организации занятий в специализированных реабилитационных центрах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 7
1.1 Основные проблемы семей с детьми-инвалидами 9
1.2 Система социально-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 19
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 23
2.1 Принципы и направления работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 23
2.2 Программа социально-педагогической реабилитации семей, имеющих ребенка-инвалида 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

социально-педагогическая помощь молодым семьям с детьми инвалидами.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Множество исследований показывают, что главными неблагоприятными условиями, которые способствуют развитию осложнений беременности и родов, не выкидышей, вынашивания, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатии и т.д., являются:

экология (повышенный уровень радиации, химические вещества, в том числе соли нитратов, тяжелых металлов), вибрация, шум, физические излучения;

вредное влияние производственных факторов, способствующих формированию врожденных недостатков развития, внутриутробной гибели ребенка;  

недостаточное питание беременной, повышенное использование жиров животного происхождения, недостаток кальция и многих витаминов (тиамина, фолиевой кислоты, рибофлавина) ведет к рождению детей с маленькой массой тела.

Большое значение для верного вынашивания, беременности и рождения здорового ребенка имеет физическое и нервно-эмоциональное перенапряжение.

Отмечено повышение  врожденной и наследственной патологии. Ежегодно в России рождается около 30 тыс. таких детей.

Семья, самый близкий круг ребенка с ограниченными возможностями — «основное звено в структуре его социализации, воспитания, обучения, удовлетворения потребностей, профориентации»7.

Материально-бытовые, жилищные,  финансовые проблемы с возникновением ребенка с ограниченными возможностями становятся больше. Квартира или дом обычно не приспособлены для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья обладает шестью квадратными метрами полезной площади на одного из членов семьи, редко — отдельная комната или специализированные приспособления для ребенка.

В подобных семьях возникают проблемы, которые связаны с приобретением продуктов питания, обуви и одежды, обычной мебели, бытовой техники: телевизора, холодильника. Семьи не обладают крайне необходимыми для ухода за ребенком: дач, транспорта, телефона, садовых участков.

Услуги   за ребенка с ограниченными возможностями в подобных семьях в большинстве своем платные (дорогостоящие лекарства, лечение, массаж, путевки санаторного типа, медицинские процедуры, нужные приспособления и аппараты, обучение, ортопедическая обувь, оперативные вмешательства, очки, инвалидные кресла, слуховые аппараты, кровати и т.д.). Все это требует огромных материальных средств, а доход в молодых семьях состоит из заработка отца и пенсии ребенка по инвалидности.

Анализ показал, что  среди семей с детьми-инвалидами самый большой процент составляют материнские неполные семьи. У 15 % родителей случился развод из-за рождения ребенка-инвалида, мать не имеет надежд на вторичное замужество. Потому к проблемам семьи с ребенком-инвалидом могут прибавиться проблемы неполной семьи.

Психологические проблемы. Психологическая обстановка в семье зависит от взаимоотношений, морально-психологических ресурсов родственников и родителей, а также от жилищных и материальных условий семьи, что определяет условия обучения,  воспитания и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 вида семей по реакции родителей на рождение ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, которая связана с неполным пониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно проводят лечение, находят дорогостоящие лекарства, «докторов-светил», ведущие клиники и т.д.; со средней разумной позицией: последовательное исполнение всех советов, инструкций врачей, психологов.

В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелое психологическое напряжение для всех членов семьи. Часто отношения в семье ослабевают, постоянный страх за больного ребенка, чувство подавленности, растерянности являются причиной семейного распада, и лишь в малом проценте случаев семья становится крепче.

Отец в семье с ребенком-инвалидом — единственный добытчик. Имея образование, специальность он из-за необходимости большего финансового дохода становится рабочим, ищет дополнительную подработку и практически не занимается ребенком. Потому забота о ребенке ложится на мать. Как правило, она уходит с работы или вынуждена работать по ночам (обычно — это надомный труд). Забота о ребенке занимает все ее время, резко сужая круг общения. Если бесперспективны реабилитация и лечение, то «постоянное психоэмоциональное напряжение тревога, могут привести мать к раздражению, депрессивному состоянию»8. Часто матери в уходе помогают старшие дети, нечасто бабушки или иные родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье есть два ребенка  с ограниченными возможностями.

Наличие ребенка-инвалида негативно воздействует на других детей в семье. Им достается меньше внимания, становится меньше возможностей для культурного досуга, они учатся хуже, болеют чаще из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в подобных семьях поддерживается психологическим угнетением детей вследствие отрицательного отношения окружающих к их семье; они редко вступают в общение с детьми из других семей. Не все дети могут верно понять и оценить заботу родителей о больном ребенку, их постоянную усталость в условиях постоянно тревожного, угнетенного климата в семье.

Нередко подобная семья испытывает негативное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают трудные условия существования рядом (нарушение тишины, спокойствия, особенно если ребенок-инвалид с проблемами умственного развития либо его поведение отрицательно воздействует на здоровье окружающих детей). Окружающие часто уходят от общения и дети-инвалиды практически не обладают возможностями полноценных общественных контактов, достаточного круга общения, тем более со здоровыми сверстниками. Имеющаяся общественная деривация может повлечь личностные расстройства (к примеру, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо приспособлен к трудностям  жизни, общественной дезадаптации, еще большей изоляции, дефектам развития, в том числе нарушениям возможностей общения, что может сформировать неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это находит отражение на детях с ограниченными возможностями, которые воспитываются в детских интернатах.

Общество не всегда верно понимает проблемы подобных семей, и только маленький их процент чувствует поддержку со стороны окружающих. В связи с этим родители не берут детей-инвалидов кино, в театр, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, с рождения обрекая их на полную изоляцию от социума. В последнее время родители детей-инвалидов налаживают контакты между собой.

Родители стремятся воспитывать своего ребенка, избегая его эгоцентризма, невротизации, психического и социального инфантилизма, давая ему необходимое обучение, профориентацию на будущую трудовую деятельность. Это зависит от присутствия психологических, педагогических, медицинских знаний родителей, так как, для выявления и оценки задатков ребенка, его отношения к своему дефекту, реакцию на мнения окружающих, помочь ему общественно адаптироваться, добиться максимальной самореализации, нужны специальные знания.

Большинство родителей отличает их недостаток в воспитании ребенка- инвалида, отсутствуют доступная литературная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не обладает сведениями о профессиональных ограничениях, которые связаны с болезнью ребенка, о выборе профессии, которая рекомендуется больному с подобной патологией. Дети-инвалиды обучаются на дому, в обычных школах, в специализированных школах-интернатах по различным программам (специализированной, общеобразовательной школы, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но «все они нуждаются в личностном подходе»9.

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей  стране стала хуже вследствие изменения социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов должна быть ранней, длительной, комплексной, этапной, включать психолого-педагогические, медицинские, социально-бытовые, профессиональные, правовые и иные программы с учетом личностного подхода к каждому ребенку. Главное — обучить ребенка социальным и двигательным навыкам, чтобы в будущем он смог получить образование и работать самостоятельно.

Нет достоверного специального учета детей-инвалидов ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов.

Отсутствует связь в деятельности разных организаций, которые связаны с медико-социальным обеспечением подобных молодых семей. Недостаточна величина информации по пропаганде задач, льгот, целей, законодательств, которые касаются медико-социальной реабилитации. Вся общественная работа направлена на ребенка и не учитывает специфику семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим вместе со специализированным лечением .

Иногда социальная помощь,  лечение проводятся поздно из-за неправильной либо неверной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 либо 2 — 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз ставится сразу после рождения, в недельном возрасте (тяжелые повреждения ЦНС и врожденные пороки развития).

Диспансерное медицинское  обслуживание не предусматривает четких налаженных этапов (по показаниям) — амбулаторная, стационарная, санаторная. Данный принцип можно проследить в основном для детей раннего возраста.

Особенно  низкой является амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается в основном при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится массаж, лечебная физкультура, осмотр детей узкими специалистами, физиолечение, диетолог не решает проблему питания при тяжелых видах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточное обеспечение наблюдается медицинскими препаратами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, тренажерами, протезами, ортопедической обувью.

При решении вопросов планирования семьи, мало родителей решается родить повторно после рождения ребенка-инвалида.

Остаются нерешенными  многие психолого-педагогические, социально-медицинские проблемы, в том числе:

 неудовлетворительное оборудование медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, несильными службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов;

сложностью в трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для передвижения, обучения, бытового самообслуживания в домашней обстановке и детских интернатах.

Государственные меры демографической политики, проводимые в России помощи семьям с детьми, в том числе с детьми-инвалидами носят «хаотичный, малоэффективный характер и не учитывают всю специфику молодых семей, имеющих детей-инвалидов»10.

 

 

 

 

1.2 Система социально-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

 

Социальный работник - это «связующее звено между семьей ребенка, который имеет ограниченные возможности, и субъектами политики семьи (трудовые коллективы, органы государственного управления, общественно-политические, общественные, профсоюзы, религиозные организации, общественные движения)»11. В обязанности социального работника входят организация медицинской, юридической, психолого-педагогической, финансовой и иной помощи, а также поддержка усилий семьи по приобретению экономического суверенитета в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностированием проблем психологической обстановки в семье, коррекцией и консультированием поведения психологического и состояния членов семьи, анализом климата вокруг семьи, по необходимости — деятельностью с окружающими.

Органы народного образования ведут обучение ребенка (коррекция и составление индивидуальных программ, качественный анализ, организация взаимодействия ребенка со сверстниками), занимаются устройством иных детей в детские учреждения, специализированные детские сады, а также вопросами трудоустройства, профориентации, оформлением в специализированные учреждения.

Органы здравоохранения ставят на учет, занимаются составлением характеристики семьи с учетом всех ее членов; проводят диспансерное наблюдение, дают рекомендации по трудоустройству и профориентации, оформлению документов, санаторно-курортному лечению, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.

Органы социальной защиты изменяют и дополняют социальное обеспечение, предоставляют услуги и льготы, «организуют финансовую и иные типы помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специальные учреждения»12. Органы социальной защиты включают в себя: центр трудоустройства (трудоустройство отца и матери);

 предприятия по формировании работы на дому;

создание центра профессиональной ориентации (профориентация ребенка-инвалида).

Юрист консультирует по вопросам права и законодательства, льготам, правам семьи, юридической защите, нарушению прав, вопросам трудоустройства и формированию семейных предприятий.

Благотворительные организации, включая общество Красного Креста — натуральная помощь, материальная, организация общения; торговые организации — снабжение детскими товарами, мебелью, продуктами питания, техникой, книгами и др.

Городская и районная исполнительная власть организует семейные предприятия, семейный бизнес, реабилитационные центры.

Соседи —решают частично проблемы общения, общественного мнения, оказывают помощь.

Профсоюзы, турагентства занимаются организацией финансовой помощи и оказывают финансовую помощь.

Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.

Предприятия работающих родителей оказывают финансовую поддержку, по возможности улучшают жилищные условия, занимаются организацией неполного рабочего дня, неполной рабочей недели для работающей матери, работу на дому, защиту от увольнения, дают льготы по отпуску.

Информация о работе Социально-педагогическая помощь молодым семьям с детьми-инвалидами