Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:08, курсовая работа
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику личности ребенка-инвалида.
2. Определить характерологические черты семей, которые воспитываютребенка-инвалида.
3. Проанализировать особенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности в школьное (классное) сообщество, посредством организации занятий в специализированных реабилитационных центрах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 7
1.1 Основные проблемы семей с детьми-инвалидами 9
1.2 Система социально-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 19
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 23
2.1 Принципы и направления работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями 23
2.2 Программа социально-педагогической реабилитации семей, имеющих ребенка-инвалида 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
В зависимости от уровня расстройства организма и ограничения жизнедеятельности лицам, которое признаны инвалидами, «дается группа инвалидности, а лицам до 18 лет — категория «ребенок-инвалид»13.
Главные льготы и преимущества:
- бесплатное снабжение лекарствами, которые отпускаются по рецептам врачей;
- бесплатное санаторно-
- дети-инвалиды, их родители, попечители, опекуны и социальные работники, которые осуществляют уход за ними, могут воспользоваться правом бесплатного проезда на всех типах общественного транспорта, пригородного и городского сообщения.
В этом случае для детей с ограниченными возможностями основанием для предоставления данного права является справка, которая подтверждает факт установления инвалидности, и которая выдается учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, или справка ВТЭК и, помимо этого, для детей-инвалидов до 18 лет медико-социальное или медицинское заключение на ребенка, которое выдает государственное или муниципальное медицинское профилактическое учреждение здравоохранения. Родители детей с ограниченными возможностями пользуются данным правом на основании документов ребенка об установлении инвалидности. Родителям, попечителям, опекунам и соцработникам органы социальной защиты по месту жительства должны выдать справку о праве пользоваться данными льготами;
- 50 % скидка на оплату проезда на междугородних линиях железнодорожного, воздушного, автомобильного и речного транспорта с 1 октября по 15 мая (без ограничения количества поездок). Лица, которые сопровождают ребенка-инвалида, берут билеты с указанной скидкой на основе справки детей с ограниченными возможностями в каждой определенной поездке в этот период;
- 50 % скидка на цену проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября, а также бесплатный проезд 1 раз в год до места лечения и обратно. Основой для предоставления этой льготы являются листы талонов, которые выдаются органами социальной защиты по месту жительства;
- согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, которые имеют детей-инвалидов и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, ставятся на учет и должны быть обеспечены новым жильем. Семьям, которые имеют детей-инвалидов, дается скидка не ниже 30 % на коммунальные услуги (в домах муниципального, государственного и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (вне зависимости от принадлежности к жилищному фонду), а в жилых домах, которые не имеют центрального отопления, на цену топлива, которое приобретается в пределах норм, которые установлены для продажи населению;
- образовательные учреждения вместе с органами здравоохранения и органами социальной защиты населения должны обеспечить школьное, дошкольное, внешкольное образование и воспитание детей-инвалидов, получение высшего и среднего профессионального образования в соответствии с реабилитационной программой инвалида.
В рамках получающего в России института социальной работы реализуется напряженный поиск удобных моделей как длительных, так и кратковременных типов поддержки и помощи семьи и детей. Система социального обслуживания населения и социальная работа в целом в частности получают широкое развитие в связи с применением различных технологий. Возникновение новых общественных проблем способствовало разработке новых технологий для их разрешения. С помощью общественных технологий можно своевременно уменьшать социальное напряжение, разрешать коллективные и индивидуальные общественные конфликты, принимать и осуществлять оптимальные решения в управлении.
В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2011 года, 3059 учреждений социального обслуживания детей и семьи, в числе которых учреждения социальной помощи семье и детям, центры реабилитаций для детей-инвалидов, общественные приюты для подростков и детей, психологические центры для женщин и другие. Каждое из данных учреждений пользуется технологиями социальной работы в зависимости от проблем, с которыми нуждающиеся обращаются.
Департамент по делам детей, женщин и семьи Министерства труда России прилагает усилия для разработки новейших общественных технологий по работе с детьми и семьей, а также анализирует, изучает и распространяет опыт учреждений общественного обслуживания семьи и детей.
В целях выявления социальных перспективных технологий, которые обеспечивают увеличению результативности деятельности учреждений общественного обслуживания семьи и детей, увеличение перечня социальных услуг и повышение их качества, проведение конкурсов на лучшие проекты по решению вопросов семьи, женщин и детей, которые возникают в связи с общественно-экономическими преобразованиями последних десяти лет и традиционных (к примеру, деятельность с детьми-инвалидами).
В зависимости от типа семьи, которая нуждается в помощи, пользуются различными технологиями социальной работы, цель которых – «сохранение семьи как общественного института в целом и каждой определенной семьи в частности»14.
Главные трудности семьи, необходимость в помощи профессионалов объясняются ее видом (многодетная, неполная семья, семья инвалидов либо семья, которая воспитывает ребенка-инвалида и другие). Вместе с тем проблемы семьи (дисфункциональность связей в семье, ухудшение отношений между родителями и детьми, супругами) не зависят от общественного положения семьи и могут происходить как в обеспеченной, интеллигентной, так и в малообразованной и малообеспеченной семье.
Социальные работники на сегодняшний день способны оказывать помощь семье в основном в период ее кризиса, в момент конфликта либо распада, заниматься же предотвращением семейных проблемы, налаживанием семейного общения в предкризисный период большинство общественных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из главнейших задач социальной работы в устойчивом обществе. С улучшением социальной обстановки в нашей стране, когда задачи обеспечения социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы терапии в семье, стабилизации и совершенствования отношений в семье выйдут на первое место.
Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна «из важнейших задач социального работника»15. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.
К технологиям, используемым
в случаях семейного насилия,
относится организация
Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
Технологии коррекции взаимоотн
Главное, что должен помнить общественный работник, — это то, что его работа является не узкоспециализированной, а являет собой расширенный спектр услуг, которые предоставляются детям, страдающим нарушениями развития, и их семьям. Не только маленький вес ребенка при рождении или негативная обстановка в его семье могут обусловить его отставание от сверстников, поэтому реабилитация - это мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после возникновения у него первых симптомов нарушения развития.
В первую очередь проводится ранняя общественно-реабилитационная работа, ее главная цель — обеспечение эмоционального, социального, интеллектуального и физического развития ребенка, который имеет нарушения, и попытка максимально раскрыть его потенциал для обучения.
Вторая важная цель — «предупреждение повторных дефектов у детей с дисфункциями развития, которые возникают или после неудачной попытки победить прогрессирующие первичные дефекты при помощи медицинского, обучающего или терапевтического воздействия, или в результате трудных взаимоотношений между семьей и ребенком»16. Проведение ранней реабилитационной работы помогает семье достичь взаимодействия с ребенком и овладеть навыками, которые более результативно приспосабливают их к особенностям ребенка. Данная работа ориентирована на предотвращение дополнительных воздействий извне, которые способны увеличить нарушения детского развития.
Третья цель ранней реабилитационной работы — ( приспособить семьи, которые имеют детей с задержками развития к максимально эффективному удовлетворению потребностей ребенка.
Социальный работник должен рассматривать родителей как партнеров, изучать метод функционирования определенной семьи и разрабатывать индивидуальную программу, которая соответствует стилям и потребностям жизни этой семьи.
Реабилитационная система предполагает широкий набор услуг, которые оказываются не только детям, но и их родителям, семье и более широкому окружению. Все услуги связаны таким образом, чтобы помочь семейному и индивидуальному развитию и обеспечить защиту прав всех членов семьи. Помощь должна быть оказана в естественном окружении, т. е. не в изолированном учреждении, а в семье.
Программа реабилитации — это четкий план мероприятий, действий специалистов и родителей, которые способствуют развитию возможности ребенка его социальной адаптации, оздоровлению, причем в данной системе обязательно предусмотрены мероприятия относительно иных членов семьи (такие как: обучение родителей специальным знаниям; психологическая поддержка семьи; в оказании помощи семье в организации досуга и т. д.), разработанные командой специалистов (состоящей из социального работника, педагога, врача, психолога) совместно с родителями.
Установлено, что дети приходят к гораздо лучшим результатам реабилитации, когда в процессе реабилитации «родители и специалисты являются партнерами и вместе приходят к решению поставленных задач»17. В большинстве стран программа проходит под руководством одного специалиста — это может быть любой из специалистов, отслеживающий и координирующий программу реабилитации (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок — в зависимости от возраста и условий развития ребенка.
Всем членам семьи разобраться в тонкостях развития детей, учиться общаться с малышом, чтобы не ухудшить первичные недостатки развития негативными воздействиями извне. Потому в реабилитационную программу входит организация благоприятного окружения ребенка (включая специальное оборудование, обстановку, пути взаимодействия, стиль коммуникации в семье), обладание новыми знаниями и навыками родителями ребенка и его ближайшим окружением.
После начала исполнения программы происходит мониторинг, т. е. регулярный контроль хода событий в виде постоянного информационного обмена между родителями ребенка и специалистом-куратором. При необходимости куратор помогает родителям, преодолевает трудности, ведя переговоры с необходимыми специалистами, представителями учреждений, отстаивая, разъясняя права семьи и ребенка. Куратор может навещать семью, чтобы разобраться лучше в трудностях, которые возникают при исполнении программы.
Партнерство — это стиль отношений, подразумевающий «полное доверие, обмен навыками, знаниями и опытом для реализации помощи детям, имеют особые нужды в социальном и индивидуальном развитии»18.
Успех любого партнерства базируется на исполнении принципа обоюдного уважения участников взаимодействия и равноправия партнеров. Потому социальному работнику следует консультироваться у родителей так же часто, как у него консультируются они. Это важно: во-первых, родители получают возможность высказаться не только о проблемах, но о достижениях и успехах ребенка, во-вторых, полученная информация способствует разработке и отслеживанию индивидуальных реабилитационных планов, в-третьих, тем самым высказывается уважение к родителям и возникает доверительная атмосфера — условие успешной коммуникации. Социальный работник должен показывать открытость, тогда и родители не будут стесняться в его присутствии.
Для того чтобы преодолеть трудности оказания помощи семье ребенка с ограниченными возможностями. Специалистам нужно пользоваться ресурсами, полученными при командной работе; организации консилиума, группы поддержки самих специалистов, где специалисты могут поделиться успехами или обсудить неудачи, находя вместе решение проблем; пользование публикациями по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний профессионалов и для советов родителям.
Проблема детей с ограниченными возможностями в стране одна из самых актуальных. В структуре заболеваний, приводящих к детской инвалидности, превалируют заболевания внутренних органов, психоневрологические заболевания, опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха и зрения. Среди причин, которые способствуют появлению инвалидности у детей, выделяются такие, как ухудшение экологических условий, рост детских травм, патология родов и беременности, отсутствие нормальных факторов для здорового образа жизни, повышенный уровень заболеваемости родителей, негативные условия женского труда, недостаточная степень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.
Информация о работе Социально-педагогическая помощь молодым семьям с детьми-инвалидами