Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы исследования педагогической запущенности де-тей………………………………………………………………………………………..5
1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущен-ности…………………………………………………………………….........................5
1.2. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………..18
Глава 2 Практическое исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СОШ №22 г. Комсомольска-на-Амуре…………………………………………………………………………………..29
2.1 Стратегия и тактика практического исследования деятельности соци-ального педагога с педагогически запущенными детьми………………………….29
2.2. Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………................30
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………………..45
Приложение 1…………………………………………………………………..46
Приложение 2…………………………………………………………………..48
Приложение 3…………………………………………………………………..50
Приложение 4…………………………………………………………………..55
Приложение 5…………………………………………………………………..53
Приложение 6…………………………………………………………………..64
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические
основы исследования педагогической
запущенности детей…………………………………………………………………
1.1 Различные
подходы к проблеме исследования педагогической
запущенности………………………………………………
1.2. Деятельность
социального педагога по организации
работы с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………..
Глава
2 Практическое исследование деятельности
социального педагога с педагогически
запущенными детьми на базе МОУ СОШ №22
г. Комсомольска-на-Амуре………………………
2.1 Стратегия
и тактика практического
2.2. Интерпритация
результатов исследования деятельности
социального педагога с педагогически
запущенными детьми…………………………..............
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………..46
Приложение 2…………………………………………………………………..48
Приложение 3…………………………………………………………………..50
Приложение 4…………………………………………………………………..55
Приложение 5…………………………………………………………………..53
Приложение 6…………………………………………………………………..64
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая
запущенность является одной из самых
распространенных девиаций развития детей
и подростков, связанных с особенностями
ситуации их развития и обусловленных
психологическими и педагогическими
причинами. Эта ситуация характеризуется
преобладанием авторитаризма в
воспитательно-образовательной
В направлении изучения педагогической запущенности проводились исследования М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, и другими.
Проблема: в чем состоит деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, обеспечивающая наиболее полное решение этого вопроса.
Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Объект исследования: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Предмет исследования: педагогически запущенные дети как феномен деятельности социального педагога.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.
Задачи исследования:
Теоретические основы исследования: социально-психологический подход в работе с педагогически запущенными детьми С.А. Беличевой, концепция социально-педагогической работы с педагогически запущенными детьми И. В. Невского, теория педагогической запущенности Р.В. Овчаровой, и другие.
Методы исследования:
Методики исследования: социальный паспорт личности ребенка, комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова), модифицированный опросник.
База практического исследования: МОУ СОШ № 22 г. Комсомольск-на-Амуре.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы, списка сокращений, приложений.
Глава 1 Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей
1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке [15, с.23]. Существует много работ по данной проблеме. Но в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность».
Само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные» дети. Мы согласны с мнением Зюбина Л.М., что между ними есть и различия. Понятие «педагогической запущенности» характеризует историю воспитания ребенка, а «трудный» - говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится «трудным» [14, с.121].
Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания [32, с. 235].
Педагогический словарь, под редакцией Кирова И.А. это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [27, с. 212].
Гиль С.С. дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [8, с.231].
Понятие «педагогическая запущенность» мы встретили также в трудах Медведева Г. П. и Давыдова В. В. [21, с.26;10 с.71]. Помимо понятия «педагогическая запущенность», мы встретили в литературе и такие понятия, как «трудный подросток» (Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), «социально-педагогически запущенный» (А.С. Белкин), «дети с отклонением в нравственном развитии» (В.М. Обухов), «учащийся с проблемами» в работах зарубежных исследователей и др. Все рассмотренные понятия, на наш взгляд, синонимичны, так как имеют общую основу, выраженную в наличии социально-педагогических проблем разного рода. Именно поэтому в нашей работе мы будем оперировать мнением названных авторов.
Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения.
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента (Заседателева Э.С.):
Во-первых, отклонения от нормы в
поведении и учебной
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность [11, с.65].
Проблема педагогической запущенности самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея разные причины, следствия и локус жалобы (их так же изучила и выделила Заседателева Э.С.).
I Форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.
Следствие: плохая успеваемость.
Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках; «двойки» за письменные работы (по устным - лучше), боязнь отвечать; тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, прогулы.
II форма - несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности
Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).
Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.
Локус жалобы: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности, жестокости; лживости).
III форма – неспособность
Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.
Следствие; неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.
Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям» [11, с.78].
Таким образом, формы выражения педагогической запущенности тоже различны: это может быть отсутствие учебной мотивации, несформированность элементов учебной деятельности или отсутствие произвольной регуляции познавательными процессами к концу младшего школьного, началу подросткового возраста, но все три формы приводят к плохому усвоению школьной программы, пробелам в знаниях. Они выражаются разной степенью педагогической запущенности. Рассмотрим несколько позиций в определении степеней педагогической запущенности.
Автор Баженов В.Г. выделяет три группы детей по степени педагогической запущенности[2, с.97]:
B 1 группу входят школьники,
Детей II группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.
Детей III группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное.