Социально-педагогическая запущенность детей в условиях специального образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы исследования педагогической запущенности де-тей………………………………………………………………………………………..5
1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущен-ности…………………………………………………………………….........................5
1.2. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………..18
Глава 2 Практическое исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СОШ №22 г. Комсомольска-на-Амуре…………………………………………………………………………………..29
2.1 Стратегия и тактика практического исследования деятельности соци-ального педагога с педагогически запущенными детьми………………………….29
2.2. Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………................30
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………………..45
Приложение 1…………………………………………………………………..46
Приложение 2…………………………………………………………………..48
Приложение 3…………………………………………………………………..50
Приложение 4…………………………………………………………………..55
Приложение 5…………………………………………………………………..53
Приложение 6…………………………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

курсовая работа моя 4 курс.docx

— 105.53 Кб (Скачать файл)

Цели работы: выработать у педагогически  запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.

Формы и методы работы: уроки физического  воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.

Работа планируется в связи  с решением общих задач физического воспитания учащихся.

6. Работа с родителями педагогически  запущенных учащихся.

Цель работы: изучение условий жизни  и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.

Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них.

7. Половое воспитание.

Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.

Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

В данной главе рассмотрены  различные  подходы к определению понятия  «педагогическая запущенность», компоненты,  формы, степени, уровни педагогической запущенности школьников, раскрыты  факторы  педагогической запущенности, выявлены неблагоприятные факторы, влияющие на возникновение педагогической запущенности. Установлено, что педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Так как педагогическая запущенность - явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов деятельность социального педагога по ее преодолению требует специальной работы при обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.

Таким образом, проанализировав существующие направления коррекционной деятельности педагогической запущенности детей, можно сказать, что единого подхода не существует. Каждый автор хорошо разработал какую-то отдельную сторону этого вопроса. 

Схема составления диагностики  обследования школьников – Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г. Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны Р.В. Овчаровой, а специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе И.А. Невского. Л.М. Зюбин предложил этапы работы и коррекционные мероприятия.

На основе наработок представленных авторов, сформирована социально-педагогическая технология работы с педагогически  запущенными детьми по направлениям деятельности, в основу которой легли факторы педагогической запущенности.  

Считаем, что все это необходимо учитывать при составлении программы  коррекции педагогической запущенности.

 

ГЛАВА 2 Практическое исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СОШ №22 г. Комсомольска-на-Амуре

 

2.1  Стратегия и тактика практического исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми

 

Практическое  исследование деятельности социального  педагога с педагогически запущенными детьми проводилось на базе МОУ СОШ № 22 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании участвовало трое детей от 11 до 13 лет. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости в трех классах.

Цель: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми и разработать программу  коррекции педагогической запущенности, произвести оценку ее эффективности.

Объект исследования: деятельность социального педагога с педагогически запущенными  детьми.

Предмет исследования: педагогически запущенные дети как  отрасль деятельности социального педагога.

Гипотеза  исследования: деятельность социального  педагога с педагогически запущенными  детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы  коррекции педагогической запущенности.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ, беседа, объяснение, разъяснение, анкетирование, моделирование.

Были использованы следующие методики:

  • Социальный паспорт личности ребенка (Приложение 3), направленный на выявление причин и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений,  бытовых условий и т.д.
  • Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова) (Приложение 4), направленная на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является  определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени – 25-50%, при высокой – 50% и более.
  • Модифицированный опросник (Приложение 5), направленный на  выявление отношения к себе, к окружающему миру, планов на будущее и т.д.

 

2.2. Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми

 

В результате использования данных методик получены результаты первичной диагностики по каждому ребенку:

Клиент № 1.

13 лет, 7 класс.

Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, «троечник». Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям: слабое здоровье, часто болеет.

Социальный  паспорт личности клиента №1

1. Общие сведения  о ребенке. Анкетные данные:

  • год рождения, 1998

- класс, школа, 7 класс, МОУ СОШ № 22 г. Комсомольск-на-Амуре.

2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней

1. Состав семьи:

- семья не  полная, нет отца.

2. Возраст, образование, профессия:

- мать ЧП;

- другие члены семьи, бабушка, фактически заменяет родителей.

3. Взаимоотношение родителей между собой:

- не установлено.

4. Взаимоотношения родителей с ребенком:

  • доверительно-уважительные.

5. Материальное  положение семьи:

- среднее.

6. Жилищные  условия:

- частный  дом.

7. Условия  жизни подростка:

- отдельная  комната. 

8. Часто  ли подросток пропускает занятия  по неуважительным причинам?

- Да.

9. Часто ли  подросток приходит в школу  без школьных принадлежностей?

- Да.

10. Выглядит  ли подросток неухоженным:

- Да.

11. Есть ли  признаки насилия над ребенком  в семье:

- не установлено.

12. Занимается  ли подросток попрошайничеством:

- Нет.

13. Существуют  ли у родителей подростка проблемы (алкоголизм,  асоциальное поведение):

- Нет.

14. Часто  ли подросток не выполняет  домашние задания:

- Часто.

3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)

1. Направленность  интересов:

  • на трудовую деятельность.

2. Активность:

  • не проявляет активности в общественной жизни.

3. Ответственность:

  • часто не выполняет в срок порученное ему дело.

4. Инициативность:

  • редко сам начинает новое дело.

5. Общительность:

  • предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

6. Уверенность в себе:

  • поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью 
    только в случае действительной необходимости.

7. Решительность:

  • колеблется перед ответственным решением.

4. Положение  ребенка в коллективе 

1. Авторитет  в группе:

  • авторитетом не пользуется.

2. Симпатии:

  • пользуется симпатией у отдельных ребят.

3. Проявление агрессии:

  • агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы).

5. Отклонения  от социальных и культурных  норм и в поведении

1. Отношение к алкоголю:

  • терпимое отношение к алкоголю.

2. Отношение к курению:

  • эпизодическое курение.

3. Культура речи:

  • эпизодическое сквернословие.

В результате проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей уровень педагогической запущенности находится в выраженной степени – 45%.

Результаты  проведения опроса клиента № 1 по модифицированному опроснику

    1. Участвовал ли ты когда-нибудь в общественных делах? Что конкретно ты делал? Понравилось ли тебе? Что ты почувствовал?

Участвовал, преимущественно в младших классах, в мероприятиях, посвященных общешкольным праздникам, отношение нейтральное, возникло чувство ответственности.

    1. Нравится ли тебе твоя семья? Каковы отношения в ней? Хотел ли ты что-то изменить?

Нравится, отношения  с мамой и бабушкой хорошие, изменить ничего не хочу.

    1. Если бы ты оказался на месте отца, у которого есть сын, он плохо учиться, пропускает занятия, чтобы ты ему сказал и как поступил?

Не знаю.

    1. С кем тебе легче общаться: с младшими по возрасту, со старшими, с ровесниками?

Нет разницы.

    1. Каковы твои планы на будущее?

Не знаю.

    1. Почему тебе не хочется ходить в школу? Чем ты занимаешься в то время, когда прогуливаешь?

Школьное  время мне интереснее занять своими делами: погулять. Когда прогуливаю, брожу по улицам, иду на каток.

    1. Как ты сам думаешь, почему не хочешь учиться?

Лень.

    1. Чем бы ты хотел заниматься в данный момент?

Общаться  с друзьями.

    1. Что ты чувствуешь, когда находишься в школе? Что ты чувствуешь, когда  необходимо идти в школу?

Необходимость.

Социально-педагогический диагноз

После проведения данных методик можно  сказать, что уровень педагогической запущенности в выраженной степени, необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья.

Социально-педагогический прогноз

После работы социального педагога с ребенком, считаем, что ситуация с клиентом №1 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться.

Клиент № 2.

11 лет, 5 класс. 

Ребенок пропускает занятия в школе  без уважительных причин.   

Социальный  паспорт личности клиента №2

1. Общие сведения  о ребенке. Анкетные данные:

  • год рождения, 2000;

- класс, школа, 5 класс, МОУ СОШ № 22 г. Комсомольск-на-Амуре.

2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней

1. Состав семьи:

- полная.

2. Возраст, образование, профессия:

- мать, 46 лет,  нет постоянного места работы, подрабатывает на      оптовом  рынке;

- отчим, 49 лет,  не работает.

3. Взаимоотношение родителей между собой:

- конфликтные.

4. Взаимоотношения родителей с ребенком:

  • доверительно-уважительные с матерью и напряженные с отчимом.

Информация о работе Социально-педагогическая запущенность детей в условиях специального образовательного учреждения