Изученные теоретические
аспекты проблемы и полученные результаты
в ходе проведенного практического
исследования позволили нам сделать вывод
о том, что деятельность социального
педагога с педагогически запущенными
детьми эффективна при системной работе
с педагогически запущенными детьми и
при наличии специально созданной программы
коррекции педагогической запущенности.
Таким образом, считаем нашу гипотезу
доказанной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алемаскин,
М.А. Воспитательная работа с подростками/
М.А. Алемаскин – М., 2005.
- Баженов,
В.Г. Воспитание педагогически запущенных
подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 2006.
- Бардин,
К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В.
Бардин– М., 2008.
- Белкин,
А.С. Воспитание дисциплинированности,
предупреждение педагогической запущенности.
Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. –
М., 2006.
- Галагузова,
М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова
– М., 2008.
- Гиль,
С.С. Актуальные направления социально
– педагогической деятельности в общеобразовательных
учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 2006.
- Грищенко,
Л.А. Психология отклоняющегося поведения
и задачи педагогической реабилитации
трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко,
Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2007.
- Годунов,
А.А. Диагностика школьной дезадаптации/
А.А. Годунов – М., 2004.
- Заседателева,
Э.Б. Основы коррекционной педагогики/
Э.Б. Заседателева – Омск, 2009.
- Захаров,
Л.И. Как предупредить отклонения в поведении
ребенка/ Л.И. Захаров – М., 2006.
- Зюбин,
Л.М. Методические рекомендации по организации
воспитательной работы с трудными учащимися/
Л.М. Зюбин – М., 2006.
- Зюбин,
Л.М. Учебно–воспитательная работа с трудными
учащимися/ Л.М. Зюбин – М., 12005.
- Зюзько,
М.В. Пять шагов к себе: Книга для учащихся/
М.В. Зюзько – М., 2006.
- Кащенко,
В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко
– М., 2007.
- Ковалев,
Г.А. Основные направления использования
методов активного социального обучения
в странах Запада/ Г.А. Ковалев // Психологический
журнал. – 2009. – № 1. – Т.2
- Козубовская,
И.В. Профилактика правонарушений среди
учащихся/ И.В. Козубовская – Киев, 2003.
- Кондрашенко,
В.Т. Девиантное поведение у подростков/
В.Т. Кондрашенко – Минск, 2008.
- Кочетов,
А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов,
Н.Н. Верцинская – М.,2006.
- Кузнецов,
В.М. Психолого-педагогические условия
формирования личности учащегося/ В.М.
Кузнецов // Народное образование – М.,
2004.
- Кулаков,
С.А. Психопрофилактика и психотерапия
в средней школе/ С.А. Кулаков – СПб., 2006.
- Монахов,
Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании/
Н.И. Монахов – М., 2008
- Мудрик,
А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик
– М., 2009.
- Невский,
И.В. Ранняя диагностика и профилактика
педагогически запущенных детей/ И.В. Невский,
Р.В. Овчарова – Курган, 2005.
- Новоселова,
А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности,
как средство предупреждения и преодоления
педагогической запущенности / А.С. Новоселова
– М., 2005.
- Овчарова,
Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада
и школы в предупреждении и преодолении
педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова
– Архангельск, 2005.
- Педагогический
словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К.
Гончарова – М., 2007.
- Поварницына,
В.А. Воспитательная работа школы с трудными
учащимися/ В.А. Поварницына В.А. – Челябинск,
2004.
- Психологический
словарь / под общ. ред. И.А. Петровского
– М., 2005.
- Раттер,
М. Помощь трудному ребенку/ М. Раттер –
М., 2007.
- Ретуш,
Л.А. Наш проблемный подросток: понять
и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш Л.А.
– С-Пб., 2006.
- Российская
педагогическая энциклопедия/ Под ред.
А.П. Горкина – М., 2009.
- Степанов,
В.Г. Психология трудных школьников/ В.Г.
Степанов – М., 2008.
- Фромм,
А. Азбука для родителей/ А. Фромм — М.,
2004.
- Холодюк,
А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической
запущенности школьника. / А.Г. Холодюк.
– Кишинев, 2005
Приложение 1
Схема постановки психолого-педагогического
диагноза мотива отклоняющегося поведения
учащегося (Л.А. Грищенко и Б.И. Алмазов).
1.Повод для постановки на
внутришкольный учет (правонарушения,
девиантное поведение, уклонения от учебы,
конфликты…).
2. Сфера отношений, в которой
сложилась конфликтная ситуация
(семья, школа, неформальное общение).
3. Оценка средовых обстоятельств,
влияющих на формирование личности:
семейная запущенность с указанием
типа семейного неблагополучия (эмоционально
диссоциированная, разрушенная, аморальная,
педагогически некомпетентная); проблемы
отношений в учебном коллективе (непринятый
педагогами, изолированный сверстниками,
отвергаемый стихийными силами подросткового
общения);положение в среде неформального
общения (лидер, член активного ядра подростковой
группы, примкнувший к группе подростков
без проблем самоутверждения, вытесняемый
из группы, изолированный, преследуемый
сверстниками).
4.Целеустремленность отклоняющегося
поведения (организатор, вовлекающий
других; использует ситуации по мере возникновения,
следует за другими без внутреннего сопротивления,
действует против своих убеждений под
давлением среды, действует импульсивно).
5.Черты характера, затрагивающие
воспитание.
6.Индивидуальные особенности личности,
предрасполагающие к появлению неадекватных
реакций на условия воспитания (отставание
в умственном развитии, психический инфантилизм,
акцентуации характера, патохарактерологические
стереотипы реагирования, заболевание).
7.Мотивообразующие побуждения
к отклонению в поведении (желание
занять или удержать роль лидера, стремление
быть замеченным в среде сверстников с
целью самоутверждения, протестная реакция
на психологическую изоляцию в коллективе).
Выводы о ведущем мотиве отклоняющегося
поведения.
8.Специфика эмоционального реагирования
на конфликтную ситуацию (фрустрационное
направление, депривация настроения, невротизация,
внутренняя психоизоляция).
9.Основные направления воспитательной
работы: а) организация социального
контроля, б) осуществление социальной
поддержки, в) в педагогической реабилитации.
Приложение 2
Схема психолого-педагогической характеристики
личности школьника (В.Г. Баженов).
1. Общие сведения о школьнике:
школа, класс, возраст, состояние
здоровья.
2. Условия семейного воспитания:
состав, культурно-бытовые условия
семьи; кто в семье лидер; особенности
взаимоотношений; отношения к воспитанию,
учебе, здоровью ребенка; где воспитывался
до школы; семейный климат.
3. Характеристика межличностных
отношений школьника в классе
(школе): сколько лет учится в
данном классе, школе; отношение
к просьбам, поручениям. Авторитетен,
активен или пассивен; проявления
комфортности в поведении; устойчивый
ли круг друзей; общительность, понимание
или конфликтность; отношение к отрицательным
социальным явлениям (алкоголь, наркомания,
курение и др.).
4. Общая структура направленности
личности: характеристика осознанных
мотивов (глубина, устойчивость,
действительность). Наиболее выраженные
познавательные интересы; интерес к искусству,
спорту, литературе и т.д. Читательские
интересы; единство знаний; и поведение,
наличие отклонений в поведении; мечты,
идеалы, стремления; имеет ли место проявление
вредных привычек.
5. Уровень притязаний и самооценка
школьника. Их соотношение.
6. Ученик в различных видах
деятельности. Соотношение учебной,
игровой и трудовой деятельности.
7. Характеристика познавательной
деятельности; особенности восприятия,
наблюдательности; особенности памяти
(точность, быстрота запоминания). Характеристика
внимания, воображения; особенности мышления;
самостоятельность в суждениях и выводах;
устная и письменная речь.
8. Особенности эмоционально-волевой
сферы: характер эмоциональных
реакций на педагогические воздействия;
развитие, глубина и устойчивость высших
чувств (моральных и др.); преобладающее
настроение. Степень эмоциональной возбудимости
и быстрота реакции; волевые особенности:
целеустремленность, самостоятельность,
инициативность, решительность, настойчивость,
самообладание и др.
9. Способности: общие и специальные;
наиболее ярковыраженные способности
ребенка (музыкальные, технические, математические,
организаторские и др.)
10. Темперамент: холерик, сангвиник,
флегматик, меланхолик. Проявление
конкретных свойств темперамента
(сензитивность, экстра\интровертированность,
импульсивность, ригидность и т.д.)
11. Характер: черты характера, проявляющиеся
по отношению к учению (прилежание,
активность, дисциплинированность
и др.). По отношению к классу,
школе (переживание успехов и
неудач). Отношение к мероприятиям, труду
(трудолюбие, добросовестность, исполнительность
и др.); сверстникам и взрослым (доброта,
общительность., внушаемость, конформизм
и др.). К вещам (аккуратность и неряшливость,
бережливость и не бережливость); к самому
себе (самолюбие, честолюбие, скрытность,
застенчивость, гордость). Причины того
или иного отношения.
12. Педагогические выводы: указать
необходимые мероприятия с целью
преодоления педагогической запущенности
и формирования положительных
качеств личности; пожелания в адрес учителей,
сверстников, родителей, самого ребенка.
Приложение 3
Социальный
паспорт личности ребенка
1. Общие сведения
о ребенке. Анкетные данные:
- фамилия, имя,
- дата рождения,
- класс, школа,
2. Сведения о семье и взаимоотношениях
в ней
1. Состав семьи:
- полная,
- один из родителей,
- распавшаяся.
2. Возраст, образование, профессия:
-отец,
-мать,
- другие члены семьи.
3. Взаимоотношение родителей между собой:
- уважительные,
- напряженные,
- конфликтные.
4. Взаимоотношения родителей с ребенком:
- доверительно-уважительные,
- авторитарные,
- конфликтные.
5. Материальное
положение семьи:
- крайне
низкое,
- ниже
среднего,
- среднее,
- достаточно
высокое,
- высокое.
6. Жилищные
условия:
- отдельная
квартира,
- коммунальная
квартира,
- общежитие.
7. Условия
жизни подростка:
- отдельная
комната,
- уголок
в общей комнате,
- свой письменный
стол,
- отдельное
спальное место,
- общая кровать
с кем –то.
8. Часто ли
подросток пропускает занятия
по неуважительным причинам?
- Да,
- Нет,
- Относительно
редко.
9. Часто ли
подросток приходит в школу
без школьных принадлежностей?
- Да,
- Нет,
- Относительно
редко.
10. Выглядит
ли подросток неухоженным:
- приходит
в школу грязный,
- приходит
в школу в порванной одежде,
- приходит
в школу голодный.
11. Есть ли
признаки насилия над ребенком
в семье:
- синяки,
- затравленный
взгляд,
- страх при
повышении голоса,
12. Занимается
ли подросток попрошайничеством:
- Да,
- Нет.
13. Существуют
ли у родителей подростка проблемы
(алкоголизм, асоциальное поведение):
- Да,
- Нет,
14. Часто
ли подросток не выполняет
домашние задания:
- Да,
- Нет,
- Относительно
редко.
3. Личностная карта подростка (специальная
диагностика)
1. Направленность
интересов:
- на учебную деятельность,
- на трудовую деятельность,
- на художественно-эстетическую
деятельность,
- на достижения в спорте, туризме,
- на отношения между людьми.
2. Активность:
- активно участвует во всех общественных делах,
- не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет,
- редко принимает участие в общественных делах,
- отказывается участвовать в общественных делах.
3. Ответственность:
- всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело,
- часто не выполняет в срок порученное ему дело,
- очень редко выполняет порученное ему дело,
- никогда не доводит до конца порученное ему дело.
4. Инициативность:
- выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания,
- редко сам начинает новое дело,
- никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Общительность:
- всегда охотно вступает в контакт с людьми,
- стремится общаться с ограниченным кругом людей,
- предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха,
- замкнут, не общителен.
6. Уверенность в себе:
- поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью
только в случае действительной необходимости,
- выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам,
-часто при
выполнении заданий просит помощи,
поддержки других, даже если сам
может справиться,
- постоянно, даже в простых делах, нуждается
в одобрении и помощи
других.
7. Решительность:
- в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение,
- иногда колеблется перед ответственным решением,
- редко решается принимать какое-либо ответственное решение,
- не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
4. Положение
ребенка в коллективе
1. Авторитет
в группе:
- пользуется авторитетом среди большинства сокурсников,
- пользуется авторитетом только у части одноклассников,
- пользуется авторитетом у отдельных учащихся
- авторитетом не пользуется.
2. Симпатии:
- является любимцем группы, ему прощаются отдельные недостатки,
- в группе ребята относятся к нему с симпатией,
- пользуется симпатией у отдельных ребят,
- в классе его не уважают.