Социально-педагогическая запущенность детей в условиях специального образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы исследования педагогической запущенности де-тей………………………………………………………………………………………..5
1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущен-ности…………………………………………………………………….........................5
1.2. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………..18
Глава 2 Практическое исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СОШ №22 г. Комсомольска-на-Амуре…………………………………………………………………………………..29
2.1 Стратегия и тактика практического исследования деятельности соци-ального педагога с педагогически запущенными детьми………………………….29
2.2. Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………................30
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………………..45
Приложение 1…………………………………………………………………..46
Приложение 2…………………………………………………………………..48
Приложение 3…………………………………………………………………..50
Приложение 4…………………………………………………………………..55
Приложение 5…………………………………………………………………..53
Приложение 6…………………………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

курсовая работа моя 4 курс.docx

— 105.53 Кб (Скачать файл)

Изученные теоретические  аспекты проблемы и полученные результаты в ходе проведенного практического исследования позволили нам сделать вывод о том,  что деятельность  социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при системной работе с педагогически запущенными детьми и при наличии специально созданной программы  коррекции педагогической запущенности.

Таким образом, считаем нашу гипотезу доказанной.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин –   М., 2005.
  2. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 2006.
  3. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В. Бардин–   М., 2008.
  4. Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М., 2006.
  5. Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова –   М., 2008.
  6. Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 2006.
  7. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2007.
  8. Годунов, А.А. Диагностика школьной дезадаптации/ А.А. Годунов – М., 2004.
  9. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева – Омск, 2009.
  10. Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Л.И. Захаров – М., 2006.
  11. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М., 2006.
  12. Зюбин, Л.М. Учебно–воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М., 12005.
  13. Зюзько, М.В. Пять шагов к себе: Книга для учащихся/ М.В. Зюзько – М., 2006.
  14. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко – М., 2007.
  15. Ковалев, Г.А. Основные направления использования методов активного  социального обучения в странах Запада/ Г.А. Ковалев // Психологический журнал.  – 2009. – № 1. – Т.2
  16. Козубовская, И.В. Профилактика правонарушений среди учащихся/ И.В. Козубовская – Киев, 2003.
  17. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков/ В.Т. Кондрашенко – Минск, 2008.
  18. Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская – М.,2006.
  19. Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося/ В.М. Кузнецов // Народное образование – М., 2004.
  20. Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе/ С.А. Кулаков – СПб., 2006.
  21. Монахов, Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании/ Н.И. Монахов –  М., 2008
  22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик – М., 2009.
  23. Невский, И.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей/ И.В. Невский, Р.В. Овчарова – Курган, 2005.
  24. Новоселова, А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности / А.С. Новоселова – М., 2005.
  25. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова – Архангельск, 2005.
  26. Педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова – М., 2007.
  27. Поварницына, В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися/ В.А. Поварницына В.А. – Челябинск, 2004.
  28. Психологический словарь / под общ. ред. И.А. Петровского –  М., 2005.
  29. Раттер, М. Помощь трудному ребенку/ М. Раттер – М., 2007.
  30. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш Л.А. – С-Пб., 2006.
  31. Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. А.П. Горкина – М., 2009.
  32. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников/ В.Г. Степанов – М., 2008.
  33. Фромм, А. Азбука для родителей/ А. Фромм — М., 2004.
  34. Холодюк, А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А.Г. Холодюк. – Кишинев, 2005

 

Приложение 1

 

Схема постановки психолого-педагогического  диагноза мотива отклоняющегося поведения учащегося (Л.А. Грищенко и Б.И. Алмазов).

1.Повод для постановки на  внутришкольный учет (правонарушения, девиантное поведение, уклонения от учебы, конфликты…).

2. Сфера отношений, в которой  сложилась конфликтная ситуация (семья, школа, неформальное общение).

3. Оценка средовых обстоятельств,  влияющих на формирование личности: семейная запущенность с указанием  типа семейного неблагополучия (эмоционально диссоциированная, разрушенная, аморальная, педагогически некомпетентная); проблемы отношений в учебном коллективе (непринятый педагогами, изолированный сверстниками, отвергаемый стихийными силами подросткового общения);положение в среде неформального общения (лидер, член активного ядра подростковой группы, примкнувший к группе подростков без проблем самоутверждения, вытесняемый из группы, изолированный, преследуемый сверстниками).

4.Целеустремленность отклоняющегося  поведения (организатор, вовлекающий других; использует ситуации по мере возникновения, следует за другими без внутреннего сопротивления, действует против своих убеждений под давлением среды, действует импульсивно).

5.Черты характера, затрагивающие  воспитание.

6.Индивидуальные особенности личности, предрасполагающие к появлению неадекватных реакций на условия воспитания (отставание в умственном развитии, психический инфантилизм, акцентуации характера, патохарактерологические стереотипы реагирования, заболевание).

7.Мотивообразующие побуждения  к отклонению в поведении (желание  занять или удержать роль лидера, стремление быть замеченным в среде сверстников с целью самоутверждения, протестная реакция на психологическую изоляцию в коллективе). Выводы о ведущем мотиве отклоняющегося поведения.

8.Специфика эмоционального реагирования  на конфликтную ситуацию (фрустрационное направление, депривация настроения, невротизация, внутренняя психоизоляция).

9.Основные направления воспитательной  работы: а) организация социального контроля, б) осуществление социальной поддержки, в) в педагогической реабилитации.

 

Приложение 2

 

Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника (В.Г. Баженов).

 

1. Общие сведения о школьнике:  школа, класс, возраст, состояние  здоровья.

2. Условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия  семьи; кто в семье лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат.

3. Характеристика межличностных  отношений школьника в классе (школе): сколько лет учится в  данном классе, школе; отношение  к просьбам, поручениям. Авторитетен,  активен или пассивен; проявления  комфортности в поведении; устойчивый ли круг друзей; общительность, понимание или конфликтность; отношение к отрицательным социальным явлениям (алкоголь, наркомания, курение и др.).

4. Общая структура направленности  личности: характеристика осознанных  мотивов (глубина, устойчивость, действительность). Наиболее выраженные  познавательные интересы; интерес к искусству, спорту, литературе и т.д. Читательские интересы; единство знаний; и поведение, наличие отклонений в поведении; мечты, идеалы, стремления; имеет ли место проявление вредных привычек.

5. Уровень притязаний и самооценка  школьника. Их соотношение. 

6. Ученик в различных видах  деятельности. Соотношение учебной,  игровой и трудовой деятельности.

7. Характеристика познавательной  деятельности; особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти (точность, быстрота запоминания). Характеристика внимания, воображения; особенности мышления; самостоятельность в суждениях и выводах; устная и письменная речь.

8. Особенности эмоционально-волевой  сферы: характер эмоциональных  реакций на педагогические воздействия; развитие, глубина и устойчивость высших чувств (моральных и др.); преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости и быстрота реакции; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание и др.

9. Способности: общие и специальные;  наиболее ярковыраженные способности ребенка (музыкальные, технические, математические, организаторские и др.)

10. Темперамент: холерик, сангвиник,  флегматик, меланхолик. Проявление  конкретных свойств темперамента (сензитивность, экстра\интровертированность, импульсивность, ригидность и т.д.)

11. Характер: черты характера, проявляющиеся  по отношению к учению (прилежание, активность, дисциплинированность  и др.). По отношению к классу, школе (переживание успехов и  неудач). Отношение к мероприятиям, труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.); сверстникам и взрослым (доброта, общительность., внушаемость, конформизм и др.). К вещам (аккуратность и неряшливость, бережливость и не бережливость); к самому себе (самолюбие, честолюбие, скрытность, застенчивость, гордость). Причины того или иного отношения.

12. Педагогические выводы: указать  необходимые мероприятия с целью  преодоления педагогической запущенности  и формирования положительных  качеств личности; пожелания в адрес учителей, сверстников, родителей, самого ребенка.

 

Приложение 3

 

Социальный  паспорт личности ребенка

1. Общие сведения  о ребенке. Анкетные данные:

  • фамилия, имя,
  • дата рождения,

- класс, школа,

  • домашний адрес.

2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней

1. Состав семьи:

  • полная,
  • один из родителей, 
  • распавшаяся.

2. Возраст, образование, профессия:

-отец,

-мать,

- другие члены семьи.

3. Взаимоотношение родителей между собой:

  • уважительные,
  • напряженные,
  • конфликтные.

4. Взаимоотношения родителей с ребенком:

  • доверительно-уважительные,
  • авторитарные,
  • конфликтные.

5. Материальное  положение семьи:

- крайне  низкое, 

-  ниже  среднего,

-  среднее,

- достаточно  высокое, 

- высокое.

6. Жилищные  условия:

- отдельная  квартира,

- коммунальная  квартира,

- общежитие.

7. Условия  жизни подростка:

- отдельная  комната, 

- уголок  в общей комнате,

- свой письменный  стол,

- отдельное  спальное место,

- общая кровать  с кем –то.

8. Часто ли  подросток пропускает занятия  по неуважительным причинам?

- Да,  

- Нет,   

- Относительно  редко.

9. Часто ли  подросток приходит в школу  без школьных принадлежностей?

- Да,    

- Нет,    

- Относительно  редко.

10. Выглядит  ли подросток неухоженным:

- приходит  в школу грязный,     

- приходит  в школу в порванной одежде, 

- приходит  в школу голодный.

11. Есть ли  признаки насилия над ребенком  в семье:

- синяки,   

- затравленный  взгляд,

- страх при  повышении голоса,

12. Занимается  ли подросток попрошайничеством:

- Да,   

- Нет.

13. Существуют  ли у родителей подростка проблемы (алкоголизм,  асоциальное поведение):

- Да,  

- Нет,

14. Часто  ли подросток не выполняет  домашние задания:

- Да,   

- Нет,   

- Относительно  редко.

3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)

1. Направленность  интересов:

  • на учебную деятельность,
  • на трудовую деятельность,

- на художественно-эстетическую  деятельность,

  • на достижения в спорте, туризме,
  • на отношения между людьми.

2. Активность:

  • активно участвует во всех общественных делах,
  • не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет,
  • редко принимает участие в общественных делах,
  • отказывается участвовать в общественных делах.

3. Ответственность:

  • всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело,
  • часто не выполняет в срок порученное ему дело,
  • очень редко выполняет порученное ему дело,
  • никогда не доводит до конца порученное ему дело.

4. Инициативность:

  • выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания,
  • редко сам начинает новое дело,
  • никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

5. Общительность:

  • всегда охотно вступает в контакт с людьми,
  • стремится общаться с ограниченным кругом людей,
  • предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха,
  • замкнут, не общителен.

6. Уверенность в себе:

  • поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью 
    только в случае действительной необходимости,
  • выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам,

-часто при  выполнении заданий просит помощи, поддержки других, даже если сам  может справиться,

- постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи 
других.

7. Решительность:

  • в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение,
  • иногда колеблется перед ответственным решением,
  • редко решается принимать какое-либо ответственное решение,
  • не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

4. Положение  ребенка в коллективе 

1. Авторитет  в группе:

  • пользуется авторитетом среди большинства сокурсников,
  • пользуется авторитетом только у части одноклассников,
  • пользуется авторитетом у отдельных учащихся
  • авторитетом не пользуется.

2. Симпатии:

  • является любимцем группы, ему прощаются отдельные недостатки,
  • в группе ребята относятся к нему с симпатией,
  • пользуется симпатией у отдельных ребят,
  • в классе его не уважают.

Информация о работе Социально-педагогическая запущенность детей в условиях специального образовательного учреждения