Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы исследования педагогической запущенности де-тей………………………………………………………………………………………..5
1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущен-ности…………………………………………………………………….........................5
1.2. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………..18
Глава 2 Практическое исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СОШ №22 г. Комсомольска-на-Амуре…………………………………………………………………………………..29
2.1 Стратегия и тактика практического исследования деятельности соци-ального педагога с педагогически запущенными детьми………………………….29
2.2. Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………................30
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………………..45
Приложение 1…………………………………………………………………..46
Приложение 2…………………………………………………………………..48
Приложение 3…………………………………………………………………..50
Приложение 4…………………………………………………………………..55
Приложение 5…………………………………………………………………..53
Приложение 6…………………………………………………………………..64
5. Материальное положение семьи:
- ниже среднего.
6. Жилищные условия:
- квартира.
7. Условия жизни подростка:
- отдельная комната.
8. Часто ли подросток пропускает занятия по неуважительным причинам?
- Да.
9. Часто ли подросток приходит в школу без школьных принадлежностей?
- Да.
10. Выглядит ли подросток неухоженным:
- не установлено.
11. Есть ли признаки насилия над ребенком в семье:
- не установлено.
12. Занимается
ли подросток
- Нет.
13. Существуют
ли у родителей подростка
- Да. Отчим злоупотребляет алкоголем.
14. Часто ли подросток не выполняет домашние задания:
- Да.
3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)
1. Направленность интересов:
3. Ответственность:
4. Инициативность:
5. Общительность:
6. Уверенность в себе:
7. Решительность:
- в большинстве
случаев самостоятельно
4. Положение ребенка в коллективе
1. Авторитет в группе:
2. Симпатии:
3. Проявление агрессии:
5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении
1. Отношение к алкоголю:
2. Отношение к курению:
3. Культура речи:
В результате
проведения комплексной экспресс-
Результаты проведения опроса клиента № 2 по модифицированному опроснику
1. Участвовал
ли ты когда-нибудь в
Участвовал, но редко, в основном в спортивных мероприятиях.
2. Нравится ли тебе твоя семья? Каковы отношения в ней? Хотел ли ты что-то изменить?
Напряженные отношения с отчимом. А с матерью – хорошие.
3. Если бы ты оказался на месте отца, у которого есть сын, он плохо учиться, пропускает занятия, чтобы ты ему сказал и как поступил?
Поговорил бы с ним.
Ровесники и старшие по возрасту.
Не задумывался.
Неохота, хочется погулять.
Лень.
Гулять.
Напряжение, учителя ругают, заставляют сосредотачивать внимание.
Социально-педагогический диагноз
После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности в высокой степени, необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по половому воспитанию, работа по воспитанию правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья, работа с неуспевающими учащимися.
Социально-педагогический прогноз
После мероприятий, предлагаемых в коррекционной программе, считаем, что ситуация с клиентом №2 должна улучшиться, а уровень педагогической запущенности - снизиться.
Клиент № 3.
12 лет, 6 класс.
Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего, «троечник», нежелание учиться мотивирует ленью.
Социальный паспорт личности клиента №3
1. Общие сведения о ребенке. Анкетные данные:
- класс, школа, 6 класс, МОУ СОШ № 22 г. Комсомольск-на-Амуре.
2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней
1. Состав семьи:
2. Возраст, образование, профессия:
-отец, 45 лет,
работает вахтовым методом,
-мать, 41 год, домохозяйка.
3. Взаимоотношение родителей между собой:
4. Взаимоотношения родителей с ребенком:
5. Материальное положение семьи:
- выше среднего.
6. Жилищные условия:
- отдельная квартира.
7. Условия жизни подростка:
- отдельная комната.
8. Часто ли подросток пропускает занятия по неуважительным причинам?
- Да.
9. Часто ли подросток приходит в школу без школьных принадлежностей?
Да.
10 Выглядит ли подросток неухоженным:
- не установлено.
11. Есть ли признаки насилия над ребенком в семье:
- е установлено.
12. Занимается
ли подросток
- Нет.
13. Существуют
ли у родителей подростка
- Нет.
14. Часто ли подросток не выполняет домашние задания:
- Иногда.
3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)
1. Направленность интересов:
2. Активность:
3. Ответственность:
4. Инициативность:
5. Общительность:
6. Уверенность в себе:
7. Решительность:
4. Положение ребенка в коллективе
1. Авторитет в группе:
2. Симпатии:
3. Проявление агрессии:
5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении
1. Отношение к алкоголю:
2. Отношение к курению:
3. Культура речи:
В результате
проведения комплексной экспресс-
Результаты проведения опроса клиента № 3 по модифицированному опроснику
1. Участвовал
ли ты когда-нибудь в
Участвовал. Не очень понравилось.
2. Нравится ли тебе твоя семья? Каковы отношения в ней? Хотел ли ты что-то изменить?
Нравится, изменить ничего не хочу.
Учиться бы не заставлял, пусть сам выбирает.
С ровесниками.
Не задумывался.
Лень. Хочется погулять с друзьями и поиграть в компьютерные игры.
Лень.
Быть дома.
Раздражение. Учиться не хочется.
Социально-педагогический диагноз
После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности находится в легкой степени, но необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, необходимо заинтересовать ребенка, помочь ему самовыразиться, почувствовать интерес не только к окружающему миру, но и в первую очередь к самому себе.
Социально-педагогический прогноз
После работы социального педагога с ребенком, считаем, что ситуация с клиентом №3 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться.
Таким образом, мы получили результаты первичной диагностики по каждому клиенту, исходя из чего, социальному педагогу необходимо составить коррекционную программу.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
В данной главе нами представлены используемые методы и методики, а так же анализ полученных данных в ходе исследования.
Были использованы следующие методики: социальный паспорт личности ребенка (Приложение 3), комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова) (Приложение 6), модифицированный опросник (Приложение 5).
Практическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 22 г. Комсомольска-на-Амуре.
В результате использования данных методик получены результаты по каждому ребенку:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашей работы была: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми и разработать программу коррекции педагогической запущенности, произвести оценку ее эффективности.
В ходе работы мы проанализировали существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах Заседателевой Э.Б., Баженова В.Г., Алемаскина М.А., Невского И.А., Белкина А.С., Зюбина Л.М. и других). Нами установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Педагогически запущенные дети легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.
Принципы работы с педагогически запущенными школьниками хорошо разработаны Л.М Зюбиным. Схема составления диагностики обследования школьников – Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г. Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны Р.В. Овчаровой, а специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе И.А. Невского. Л.М. Зюбин предложил этапы работы и коррекционные мероприятия.