Социально-педагогическая запущенность детей в условиях специального образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы исследования педагогической запущенности де-тей………………………………………………………………………………………..5
1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущен-ности…………………………………………………………………….........................5
1.2. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………..18
Глава 2 Практическое исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СОШ №22 г. Комсомольска-на-Амуре…………………………………………………………………………………..29
2.1 Стратегия и тактика практического исследования деятельности соци-ального педагога с педагогически запущенными детьми………………………….29
2.2. Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………................30
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………………..45
Приложение 1…………………………………………………………………..46
Приложение 2…………………………………………………………………..48
Приложение 3…………………………………………………………………..50
Приложение 4…………………………………………………………………..55
Приложение 5…………………………………………………………………..53
Приложение 6…………………………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

курсовая работа моя 4 курс.docx

— 105.53 Кб (Скачать файл)

5. Материальное  положение семьи:

- ниже среднего.

6. Жилищные  условия:

- квартира.

7. Условия  жизни подростка:

- отдельная  комната. 

8. Часто ли  подросток пропускает занятия  по неуважительным причинам?

- Да.

9. Часто ли  подросток приходит в школу  без школьных принадлежностей?

- Да.

10. Выглядит  ли подросток неухоженным:

- не установлено.

11. Есть ли  признаки насилия над ребенком  в семье:

- не установлено.

12. Занимается  ли подросток попрошайничеством:

- Нет.

13. Существуют  ли у родителей подростка проблемы (алкоголизм,  асоциальное поведение):

- Да. Отчим  злоупотребляет алкоголем.

14. Часто  ли подросток не выполняет  домашние задания:

- Да.

3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)

1. Направленность  интересов:

  • на трудовую деятельность;
  • на достижения в спорте.
  • 2. Активность:
  • редко принимает участие в общественных делах.

3. Ответственность:

  • часто не выполняет в срок порученное ему дело.

4. Инициативность:

  • редко сам начинает новое дело.

5. Общительность:

  • стремится общаться с ограниченным кругом людей.

6. Уверенность в себе:

  • поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью 
    только в случае действительной необходимости.

7. Решительность:

- в большинстве  случаев самостоятельно принимает  ответственное решение 

4. Положение  ребенка в коллективе 

1. Авторитет  в группе:

  • пользуется авторитетом только у части одноклассников.

2. Симпатии:

  • пользуется симпатией у отдельных ребят.

3. Проявление агрессии:

  • часто с применением физической силы.

5. Отклонения  от социальных и культурных  норм и в поведении

1. Отношение к алкоголю:

  • эпизодическое употребление алкоголя и токсических веществ.

2. Отношение к курению:

  • эпизодическое курение.

3. Культура речи:

  • избегание нецензурных выражений.

В результате проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей уровень педагогической запущенности находится в выраженной степени – 49%.

Результаты  проведения опроса клиента № 2 по модифицированному опроснику

1. Участвовал  ли ты когда-нибудь в общественных  делах? Что конкретно ты делал?  Понравилось ли тебе? Что ты  почувствовал?

Участвовал, но редко, в основном в спортивных мероприятиях.

2. Нравится  ли тебе твоя семья? Каковы  отношения в ней? Хотел ли  ты что-то изменить?

Напряженные отношения с отчимом. А с матерью  – хорошие.

3. Если бы  ты оказался на месте отца, у которого есть сын, он плохо  учиться, пропускает занятия, чтобы ты ему сказал и как поступил?

Поговорил бы с ним.

  1. С кем тебе легче общаться: с младшими по возрасту, со старшими, с ровесниками?

Ровесники и  старшие по возрасту.

  1. Каковы твои планы на будущее?

Не задумывался.

  1. Почему тебе не хочется ходить в школу? Чем ты занимаешься в то время, когда прогуливаешь?

Неохота, хочется  погулять.

  1. Как ты сам думаешь, почему не хочешь учиться?

Лень.

  1. Чем бы ты хотел заниматься в данный момент?

Гулять.

  1. Что ты чувствуешь, когда находишься в школе? Что ты чувствуешь, когда  необходимо идти в школу?

Напряжение, учителя ругают, заставляют сосредотачивать  внимание.

Социально-педагогический диагноз

После проведения данных методик можно  сказать, что уровень педагогической запущенности в высокой степени, необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по половому воспитанию, работа по воспитанию правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья, работа с неуспевающими учащимися.

Социально-педагогический прогноз

После мероприятий, предлагаемых в коррекционной программе, считаем, что ситуация с клиентом №2 должна улучшиться, а уровень педагогической запущенности  - снизиться.

Клиент № 3.

12 лет, 6 класс. 

Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего, «троечник», нежелание учиться мотивирует ленью. 

Социальный  паспорт личности клиента №3

1. Общие сведения  о ребенке. Анкетные данные:

  • год рождения, 1999;

- класс, школа, 6 класс, МОУ СОШ № 22 г. Комсомольск-на-Амуре.

2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней

1. Состав семьи:

  • полная.

2. Возраст, образование, профессия:

-отец, 45 лет,  работает вахтовым методом, строитель;

-мать, 41 год,  домохозяйка.

3. Взаимоотношение родителей между собой:

  • уважительные.

4. Взаимоотношения родителей с ребенком:

  • неконфликтные.

5. Материальное  положение семьи:

- выше среднего.

6. Жилищные  условия:

- отдельная  квартира.

7. Условия  жизни подростка:

- отдельная  комната. 

8. Часто ли  подросток пропускает занятия  по неуважительным причинам?

- Да.

9. Часто ли  подросток приходит в школу  без школьных принадлежностей?

Да.

10 Выглядит ли подросток неухоженным:

- не установлено.

11. Есть ли  признаки насилия над ребенком  в семье:

-  е установлено.

12. Занимается  ли подросток попрошайничеством:

- Нет.

13. Существуют  ли у родителей подростка проблемы (алкоголизм,  асоциальное поведение):

- Нет.

14. Часто  ли подросток не выполняет  домашние задания:

- Иногда.

3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)

1. Направленность  интересов:

  • не может определить.

2. Активность:

  • редко принимает участие в общественных делах.

3. Ответственность:

  • не всегда выполняет любое порученное ему дело.

4. Инициативность:

  • редко сам начинает новое дело.

5. Общительность:

  • стремится общаться с ограниченным кругом людей.

6. Уверенность в себе:

  • поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью 
    только в случае действительной необходимости.

7. Решительность:

  • иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Положение  ребенка в коллективе 

1. Авторитет  в группе:

  • пользуется авторитетом у отдельных учащихся.  

2. Симпатии:

  • пользуется симпатией у отдельных ребят.

3. Проявление агрессии:

  • не установлено.

5. Отклонения  от социальных и культурных  норм и в поведении

1. Отношение к алкоголю:

  • нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносят алкоголь и токсические вещества.

2. Отношение к курению:

  • нейтральное отношение к курению.

3. Культура речи:

  • избегание нецензурных выражений.

В результате проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей уровень педагогической запущенности находится в легкой степени – 22%.

Результаты  проведения опроса клиента № 3  по модифицированному опроснику

1. Участвовал  ли ты когда-нибудь в общественных  делах? Что конкретно ты делал?  Понравилось ли тебе? Что ты  почувствовал?

Участвовал. Не очень понравилось.

2.  Нравится  ли тебе твоя семья? Каковы  отношения в ней? Хотел ли  ты что-то изменить?

Нравится, изменить ничего не хочу.

  1. Если бы ты оказался на месте отца, у которого есть сын, он плохо учиться, пропускает занятия, чтобы ты ему сказал и как поступил?

Учиться бы не заставлял, пусть сам выбирает.

  1. С кем тебе легче общаться: с младшими по возрасту, со старшими, с ровесниками?

С ровесниками.

  1. Каковы твои планы на будущее?

Не задумывался.

  1. Почему тебе не хочется ходить в школу? Чем ты занимаешься в то время, когда прогуливаешь?

Лень. Хочется  погулять с друзьями и поиграть в  компьютерные игры.

  1. Как ты сам думаешь, почему не хочешь учиться?

Лень.

  1. Чем бы ты хотел заниматься в данный момент?

Быть дома.

  1. Что ты чувствуешь, когда находишься в школе? Что ты чувствуешь, когда  необходимо идти в школу?

Раздражение. Учиться не хочется.

Социально-педагогический диагноз

После проведения данных методик можно  сказать, что уровень педагогической запущенности находится в легкой степени, но необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, необходимо заинтересовать ребенка,  помочь ему самовыразиться, почувствовать интерес не только к окружающему миру, но и в первую очередь к самому себе.

Социально-педагогический прогноз

После работы социального педагога с ребенком, считаем, что ситуация с клиентом №3 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться.

Таким образом, мы получили результаты первичной диагностики по каждому клиенту, исходя из чего, социальному педагогу необходимо составить коррекционную программу.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

В данной главе  нами представлены используемые методы и методики, а так же анализ полученных данных в ходе исследования.

Были использованы следующие методики: социальный паспорт  личности ребенка (Приложение 3), комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова) (Приложение 6), модифицированный опросник (Приложение 5).

Практическое  исследование проводилось на базе МОУ  СОШ № 22 г. Комсомольска-на-Амуре.

В результате использования данных методик получены результаты по каждому ребенку:

  • клиент №1 имеет уровень педагогической запущенности в выраженной степени – 45%, в данном случае необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья.
  • клиент №2 – уровень педагогической запущенности находится в выраженной степени – 49%. Необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья, работа с неуспевающими учащимися.
  • клиент №3 имеет уровень педагогической запущенности в низкой степени – 22%, необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости (приложение 6).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель нашей  работы была: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми и разработать программу  коррекции педагогической запущенности, произвести оценку ее эффективности.

В ходе работы мы проанализировали существующие подходы  к понятию педагогической запущенности (в работах Заседателевой Э.Б., Баженова В.Г., Алемаскина М.А., Невского И.А., Белкина А.С., Зюбина Л.М. и других). Нами установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Черты педагогической запущенности могут  проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением.     Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Педагогически запущенные дети легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.

Принципы работы с педагогически  запущенными школьниками хорошо разработаны Л.М Зюбиным. Схема составления диагностики обследования школьников – Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г. Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны Р.В. Овчаровой, а специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе И.А. Невского. Л.М. Зюбин предложил этапы работы и коррекционные мероприятия.

Информация о работе Социально-педагогическая запущенность детей в условиях специального образовательного учреждения