Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы исследования педагогической запущенности де-тей………………………………………………………………………………………..5
1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущен-ности…………………………………………………………………….........................5
1.2. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………..18
Глава 2 Практическое исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СОШ №22 г. Комсомольска-на-Амуре…………………………………………………………………………………..29
2.1 Стратегия и тактика практического исследования деятельности соци-ального педагога с педагогически запущенными детьми………………………….29
2.2. Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………................30
Заключение……………………………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………………..45
Приложение 1…………………………………………………………………..46
Приложение 2…………………………………………………………………..48
Приложение 3…………………………………………………………………..50
Приложение 4…………………………………………………………………..55
Приложение 5…………………………………………………………………..53
Приложение 6…………………………………………………………………..64
3. Проявление агрессии:
5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении
1. Отношение к алкоголю:
-злоупотребление
алкоголем, либо регулярное
2. Отношение к курению:
- закрепившаяся привычка к курению.
3. Культура речи:
- сквернословие в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых.
Приложение 4
Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей
Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений.
Инструкция:
«Внимательно прочтите утверждения
каждой шкалы. Если указанное утверждение
подходит к характеристике вашего умения,
зачеркните соответствующий номер
в прилагаемом бланке. Искренность
ваших ответов будет
1—СС |
1234567891011 12 13 14 15 16 17 |
2—СО |
1234 56789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
3—СДУ |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 |
4—ОТС ОТУ |
1234567 8 9 10 1234567 8 91011 12 |
5—ВМС ВМУ |
12345678 91011 12 13 14 15 12345678 9 10 |
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ
Шкала 1 – СС (свойства самосознания)
1. Хочет быть слишком маленьким (большим).
2. Считает себя некрасивым.
3. Считает себя нездоровым.
4. Считает себя слабее других.
5. Не любит свое имя.
6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).
7. Думает, что у него мало друзей.
8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
9. Ему кажется, что дома он всем мешает.
10. Ему кажется, что он глупее других.
11. Считает себя не очень способным.
12. Полагает, что родители им недовольны.
13. Считает, что ему часто не везет.
14. Ему кажется, что учительница им недовольна.
15. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.
16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).
17. Считает,
что он никому не нужен, его
никто не любит, и часто
Шкала 2 – СО (свойства общения)
1. Любит,
когда к нему проявляют
2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.
3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
4. У него мало друзей.
5. Редко подходит
к учителю по собственной
6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
8. Часто жалуется на детей в группе.
9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
11. Случается,
что прикидывается «шутом»,
12. Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
13. Редко
реагирует на замечания,
14. Не понимает,
почему его поступки не
15. Надоедает детям, пристает к ним.
16. Находится
в плохих отношениях со
17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
18. Подражает хулиганским проделкам.
19. Ведет
себя в группе как посторонний,
20. Избегает контактов с учителем.
21. Часто ведет себя невпопад.
Шкала 3 – СУД (свойства учебной деятельности)
А. Мотивация учения
1. Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
2. В школу ходит потому, что там много детей.
3. Особой любознательности не проявляет.
4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
5. Ходит в школу без особого желания.
6. Не любит учиться.
7. Боится
плохих оценок, потому что за
них дома ругают или
8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.
9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.
Б. Учебно-познавательная активность
10. Не отличается прилежанием к учению.
11. Особого
интереса к определенному
12. На уроках часто пассивен.
13. Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.
14. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).
15. Домашние
задания редко выполняет
16. Мало читает.
В. Целенаправленность и осознанность учения.
17. С трудом
понимает учебное задание,
18. Быстро забывает условие и вопрос.
19. Чаще выполняет задание по стандарту.
20. Ошибки
в своих действиях
21. Неуверен в правильности своих действий.
22. Недоволен результатами своей учебной деятельности.
Шкала 4 – ОТ (общая тревожность)
ОТС (семья)
1. Часто просит
прощения у родителей или
2. Ведет себя дома беспомощно.
3. Ведет себя дома неуклюже.
4. Чувствует себя в семье бестолковым.
5. Чрезмерно привязан к матери.
6. Держится обособленно от всех близких.
7. Слишком
боится жалоб педагогов
8. Часто обманывает родителей.
9. Слишком часто вспоминает о семье.
10. Часто бывает в плохом настроении.
ОТУ (школа)
1. Проявляет
чрезмерное желание
2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.
4. «Подлизывается», старается понравиться учителю.
5. Постоянно
нуждается в помощи и
6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
7. Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.
8. Легко устраняется в случаях неудачи.
9. Играет
«героя», когда ему делают
10. Рискует без надобности.
11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
12. Неадекватно
относится к оценкам
Шкала 5 – ВМ (воспитательный микросоциум)
ВМС (семья)
1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
2. Родители
считают, что их поведение
3. Работа
родителей связана с
4. У родителей очень ответственные должности.
5. Ребенок часто пропускает занятия.
6. Он растет довольно неряшливым.
7. Ребенок «портит нервы» родителям.
8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
9. Родители
завидуют тем, у кого
10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
11. Родители
хотят, чтобы их ребенок
12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
13. Родителям
редко удается посещать
ВМУ (школа)
1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
4. Педагог
считает, что активность
5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
6. Педагог
уверен в том, что дети должны
быть послушными и
7. Педагог
считает, что дети должны
8. Педагог
уверен, что успехов можно добиться,
лишь работая по четкому плану,
9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.
10. Он уверен,
что педагоги учат детей
11. Нередко
родителям бывает стыдно за
своего ребенка перед
12. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.
Шкала ДР (достоинства ребенка)
(в произвольном порядке ответьте на вопросы)
Что он любит?
Что он умеет?
Чего он хочет?
Какой он?
Обработка результатов
Шкала 1 – СС показывает уровень развитости свойств субъекта самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие идентификации с именем и полом, 7, 8, 9, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала 2 – СО определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала 3 – СУД показывает уровень развития свойств субъекта деятельности.
По шкале СУД суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения, 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17-22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).
Шкала 4 – ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка – ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревожности ребенка в школе – ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.
Шкала 5 – ВМ имеет два варианта:
ВМС – воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ воспитательный микросоциум учреждений (10 суждений).
В этих суждениях
отражаются неблагоприятная семейная
и школьная атмосфера, отвержение запущенного
ребенка педагогами и родителями, авторитарно-
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована.
Эта шкала содержит 4 вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он? Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.
Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются.
Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени – 25-50%, при высокой – 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.
Приложение 5
Модифицированный опросник