Социально-педагогическое сопровождение развития лидерства и социальной инициативности в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15
1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24
1.4. Социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список источников и литературы………………………………………………48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3Глава I

Теоретическое обоснование  важности социально-педагогического  сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде

§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:

1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7

1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15

1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24

1.4. Социально-педагогическое  сопровождение инициативности и  лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26

§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27

§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36

Глава II

Исследование современного социально-педагогического сопровождения  социальной инициативности и лидерства  в молодежной

§1. ШАГ – Школа Активного  Гражданина…………………………………….37

§2. Исследование………………………………………………………………...39

Заключение……………………………………………………………………….45

Список источников и литературы………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  В последние 20 лет  в Российской Федерации происходят  различные социально-экономические  преобразования. После распада СССР  произошел переход от плановой  экономики к рыночной. Произошли  изменения и в обществе. Теперь  оно требовало от своих членов  развития таких личностных качеств  как лидерство, инициативность, конкурентоспособность.

  В настоящее время  в обществе актуальна проблема  социально-педагогического сопровождения  социальной инициативности и  лидерства в молодежной среде.  Именно воспитание инициативной  молодежи ведет к образованию  в России «общества свободных  людей». Об этом говорил 26 мая  2004 года экс-президент Российской  Федерации В.В. Путин в своем  послании Федеральному Собранию:

«Считаю, что создание в  России свободного общества свободных  людей – это наша самая главная  задача. Но и самая сложная. Главная, потому что несвободный, несамостоятельный  человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о  своей Родине. Сложная, потому что  свободой всегда дорожат. И еще реже – умеют ею распорядиться. Созидательную  энергию, предприимчивость, чувство  меры и волю к свободе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать».[36]

В нашей стране развитием  социальной инициативности и лидерства  среди молодежи занимаются различные  молодежные объединения под чутким руководством педагогов. На теоретическом  уровне на эту тему издано большое  количество монографий, статей, публикаций, которые являются источником нового знания о способах социально-педагогического  сопровождения развития социальной инициативности и лидерства в  молодежной среде. Свои работы по этой проблеме представили такие авторы как: Рожков М.И., Борисова Т.С., Вежевич Т.Е., Клименко О.Е., Первитская А.М., В. А. Баранова, Сент-Клер Б., Тетерский С.В., Уманский А.Л., Н. А. Козырева,  А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков и др.

Несмотря на заинтересованность государства в развитии у членов общества таких личностных качеств  как лидерство и социальная инициативность, можно заметить ряд возникающих  противоречий:

- между тенденцией увеличения количества инициативных объединений молодежи и несформированностью системы поддержки общественных объединений молодежи, подготовки кадров в общественном и государственном секторах социальной сферы;

- между потребностью в социально-инициативной личности и отсутствии адекватного современным требованиям научного обоснования процесса развития инициативности молодежи, который предполагает участие молодежи в разработке и решении местных общественных проблем;

- между новыми, в определенной мере, индивидуализированными личностными мотивами молодых людей и объективной потребностью в социальной инициативности  личности, обеспечивающей прогрессивное развитие государства и гражданского общества.

Высокая степень актуальности и противоречивости проблемы социально-педагогического  сопровождения развития инициативности и лидерства среди молодежи обуславливает  необходимость определить  перспективные  направления этого процесса на гносеологическом, структурно-функциональном, прогностическом, научно-организационном уровнях.

Основной научной проблемой  исследования в курсовой работе является выявление эффективности влияния социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

Все вышесказанное позволяет  обосновать выбор темы курсовой работы и сформулировать ее следующим образом: «Социально-педагогическое сопровождение  развития социальной инициативности и  лидерства в молодежной среде».

Цель курсовой работы: выявить эффективность влияния социально-педагогического сопровождения на развитие социальной инициативности и лидерства в молодежной среде на примере объединения старшеклассников Дзержинского района г.Ярославля «ШАГ».

Объект: процесс социально-педагогического  сопровождения развития социальной инициативности и лидерства в  молодежной среде.

Предмет: эффективность влияния социально-педагогического сопровождения развития социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

Гипотеза исследования. Для  того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство  в процессе социально-педагогического  сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:

    1. привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
    2. ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
    3. вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
    4. направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
    5. личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.

Задачи:

  1. используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение;
  2. используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социальная инициативность;
  3. используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социальное лидерство;
  4. проанализировав литературные источники, сделать вывод: что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде;
  5. выявить уровень коммуникативного контроля, организаторских способностей, склонность к саморазвитию и самообразования у членов молодежного объединения;
  6. выявить влияет ли личный примера педагога на мировоззрение членов молодежного объединения;
  7. выявить, влияет ли данное молодежное объединение на его членов и их жизненное самоопределение.

Методы исследования: теоретический  анализ литературы и интернет -источников, нормативных и правовых документов, анализ методической литературы, диагностика коммуникативных и организаторских  умений и навыков, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетный опрос, социометрия.

База исследования – объединение  старшеклассников «ШАГ» (Школа Активного  Гражданина) Дзержинского района г.Ярославля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Теоретическое обоснование  важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной

среде.

 

§ 1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

 

    1. Социально-педагогическое сопровождение.

Идея сопровождения стала  формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.

Сегодня термин сопровождение  в психологии, педагогике, социальной педагогике и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. И.А.Липский анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях [19, 65].

Ю.Слюсарев понятие «сопровождение»  употреблял для обозначения оказания здоровым людям психологической  помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [29, 37].

По определению М.И.Рожкова  – цель социально-педагогической деятельности - продуктивное содействие человеку в  его адекватной социализации, активизирующее его участие в преобразовании социума.[29]

Именно такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-субъектном подходе, предполагающем активную позицию самого объекта социально-педагогического  влияния.[29]

Каковы же компоненты социально-педагогической деятельности, отражающиеся в задачах  и путях их реализации (операциях)?

Первая задача - формирование социальной компетентности человека - осуществляется через его социальное обучение.[19]

Вторая задача - воспитание комплекса качеств, необходимых  человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности), реализуются на основе социального воспитания.[19]

Третья задача - задача содействия в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений  с окружающей социальной средой - реализуется  через социально-педагогическое сопровождение.

Этот процесс, имея свою специфику, направлен, прежде всего, на поддержку  человека в построении им своих социальных отношений, на обучение молодых людей  новым моделям взаимодействия с  собой и миром, на преодоление  трудностей социализации.[19]

Социально-педагогическое сопровождение  диалектически связано как с  социальным воспитанием, так и с  социальным обучением. Несомненно, что  если сопровождение является фактором воспитания, то воспитание является целевой  функцией социально-педагогического  сопровождения.

В процессе сопровождения  формируется социальная компетентность молодых людей, следовательно, оно  способствует социальному обучению, в свою очередь, социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику детей и молодежи.

Сопровождать, как объясняет  словарь Ожегова, значит следовать  вместе с кем - то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то. Сегодня  слово сопровождение имеет многозначное звучание. Говорят о музыкальном  сопровождении, о сопровождении  летательных аппаратов, о сопровождении  каких-либо технологических процессов. В психологии и педагогике слово  сопровождение также толкуется  неоднозначно.[24]

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего  рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом  развития оптимальных решений в  различных ситуациях жизненного выбора. М.И.Рожков считает, что сопровождение - это всегда взаимодействие сопровождающего  и сопровождаемого.[29]

Социально-педагогическое сопровождение  человека - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную  ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Социально-педагогическое сопровождение  не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Оно должно иметь четко выраженные цели.

Мы выделяем три группы целей социально-педагогического  сопровождения.

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение развития лидерства и социальной инициативности в молодежной среде