Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа
Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.
Введение…………………………………………………………………………...3Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15
1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24
1.4. Социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список источников и литературы………………………………………………48
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………
1.3. Социальное лидерство…………………………
1.4. Социально-педагогическое
сопровождение инициативности
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного
социально-педагогического
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………………
Введение
В последние 20 лет
в Российской Федерации
В настоящее время
в обществе актуальна проблема
социально-педагогического
«Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей – это наша самая главная задача. Но и самая сложная. Главная, потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная, потому что свободой всегда дорожат. И еще реже – умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к свободе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать».[36]
В нашей стране развитием социальной инициативности и лидерства среди молодежи занимаются различные молодежные объединения под чутким руководством педагогов. На теоретическом уровне на эту тему издано большое количество монографий, статей, публикаций, которые являются источником нового знания о способах социально-педагогического сопровождения развития социальной инициативности и лидерства в молодежной среде. Свои работы по этой проблеме представили такие авторы как: Рожков М.И., Борисова Т.С., Вежевич Т.Е., Клименко О.Е., Первитская А.М., В. А. Баранова, Сент-Клер Б., Тетерский С.В., Уманский А.Л., Н. А. Козырева, А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков и др.
Несмотря на заинтересованность государства в развитии у членов общества таких личностных качеств как лидерство и социальная инициативность, можно заметить ряд возникающих противоречий:
- между тенденцией увеличения количества инициативных объединений молодежи и несформированностью системы поддержки общественных объединений молодежи, подготовки кадров в общественном и государственном секторах социальной сферы;
- между потребностью в социально-инициативной личности и отсутствии адекватного современным требованиям научного обоснования процесса развития инициативности молодежи, который предполагает участие молодежи в разработке и решении местных общественных проблем;
- между новыми, в определенной мере, индивидуализированными личностными мотивами молодых людей и объективной потребностью в социальной инициативности личности, обеспечивающей прогрессивное развитие государства и гражданского общества.
Высокая степень актуальности
и противоречивости проблемы социально-педагогического
сопровождения развития инициативности
и лидерства среди молодежи обуславливает
необходимость определить перспективные
направления этого процесса на гносеологическом,
структурно-функциональном, прогностическом,
научно-организационном
Основной научной проблемой исследования в курсовой работе является выявление эффективности влияния социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.
Все вышесказанное позволяет обосновать выбор темы курсовой работы и сформулировать ее следующим образом: «Социально-педагогическое сопровождение развития социальной инициативности и лидерства в молодежной среде».
Цель курсовой работы: выявить эффективность влияния социально-педагогического сопровождения на развитие социальной инициативности и лидерства в молодежной среде на примере объединения старшеклассников Дзержинского района г.Ярославля «ШАГ».
Объект: процесс социально-
Предмет: эффективность влияния социально-педагогического сопровождения развития социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.
Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
Задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет -источников, нормативных и правовых документов, анализ методической литературы, диагностика коммуникативных и организаторских умений и навыков, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетный опрос, социометрия.
База исследования – объединение старшеклассников «ШАГ» (Школа Активного Гражданина) Дзержинского района г.Ярославля.
Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
среде.
§ 1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.
Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.
Сегодня термин сопровождение
в психологии, педагогике, социальной
педагогике и других областях знания
употребляется как
Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [29, 37].
По определению М.И.Рожкова – цель социально-педагогической деятельности - продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующее его участие в преобразовании социума.[29]
Именно такое рассмотрение
цели социально-педагогической деятельности
базируется на субъектно-субъектном подходе,
предполагающем активную позицию самого
объекта социально-
Каковы же компоненты социально-педагогической деятельности, отражающиеся в задачах и путях их реализации (операциях)?
Первая задача - формирование социальной компетентности человека - осуществляется через его социальное обучение.[19]
Вторая задача - воспитание комплекса качеств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности), реализуются на основе социального воспитания.[19]
Третья задача - задача содействия в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой - реализуется через социально-педагогическое сопровождение.
Этот процесс, имея свою специфику, направлен, прежде всего, на поддержку человека в построении им своих социальных отношений, на обучение молодых людей новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.[19]
Социально-педагогическое сопровождение диалектически связано как с социальным воспитанием, так и с социальным обучением. Несомненно, что если сопровождение является фактором воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения.
В процессе сопровождения формируется социальная компетентность молодых людей, следовательно, оно способствует социальному обучению, в свою очередь, социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику детей и молодежи.
Сопровождать, как объясняет
словарь Ожегова, значит следовать
вместе с кем - то, находясь рядом, ведя
куда-нибудь или идя за кем-то. Сегодня
слово сопровождение имеет
В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. М.И.Рожков считает, что сопровождение - это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.[29]
Социально-педагогическое сопровождение человека - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.
Социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Оно должно иметь четко выраженные цели.
Мы выделяем три группы
целей социально-