Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа
Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.
Введение…………………………………………………………………………...3Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15
1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24
1.4. Социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список источников и литературы………………………………………………48
Идеальная цель — адекватная социализация и развитие индивидуальности человека. Эта идеальная цель всегда отражается в персонифицированной цели достижения каждым человеком своего более высокого уровня социальности, проявляющейся в его социальном самоопределении и развитии его индивидуальности.[43]
Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей развивающейся личности, на основании которых ребенок или молодой человек могут решить возникающую у них личностную проблему.
Социально-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой.
Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы.
Субъектами социально-
•родители и родственники;
•профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, школьные психологи, классные руководители, воспитатели, организаторы работы с молодежью, работники социально-педагогических центров и др.),
•волонтеры, реализующие перечисленные выше функции этого процесса в рамках своей общественной деятельности.[43]
Функция социально-педагогического сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание педагогических действий.
Необходимо выделить две
группы функций социально-
Первая группа - целевые функции, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.
Вторая группа - инструментальные функции, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения.[29]
Несомненно, что в совокупности
все целевые функции социально-
Реализацией развивающей функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в его личностных качествах и раскрытию его потенциалов, отражающих его индивидуальность.
Тесно связана с развивающей функцией функция педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка - это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) (О.С. Газман).[43]
Необходимо поддержать человека в поиске решения возникшей у него личностной проблемы, а не решать ее за него. Реализация функции педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка и веру педагога в эти возможности.
В процессе реализации данной
функции субъекты социально-педагогического
сопровождения выявляют личностную
проблему молодого человека, осуществляют
совместно с ним поиск
Реализация функции
По определению М.И.Рожкова под социально-педагогической помощью подразумевается реальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей. Это могут трудности в разрешении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми, затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него обязанностей, трудности достижения цели и т.п.[29]
Реализация данной функции
предполагает выявление потребности
ребенка в социально-
Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечения определенных лиц для оказания помощи детям, совместной деятельности с ребенком.[10]
Следующей функцией социально-педагогического сопровождения является фасилитация (облегчение) адаптации ребенка к новым для него жизненным ситуациям. У ребенка чаще всего возникают трудности в тех ситуациях, которые являются для него новыми, например, переезд в другой город, приход в семью нового человека, участие в неизвестном ранее событии и т.п. Эта функция социально-педагогического сопровождения способствует адекватному социальному выбору ребенка своей позиции в новых, ранее неизвестных ему условиях.[10]
Реализация данной функции предполагает совместный с ребенком анализ новой ситуации, определение его отношения к ней, поиск вместе с ним способов поведения.
Также необходимо говорить
о реализации коррекционной функции
социально-педагогического
Вторая группа функций, как
уже было сказано выше, инструментальные.
Определяя их, необходимо еще раз
подчеркнуть, что их реализация не предполагает
руководства педагогом над
Реализация диагностической
функции социально-
Задачами диагностики
являются: во-первых, контроль динамики
социального развития молодежи и
поиск оптимальных возможностей
перевода их на более высокий уровень,
а также установление правильного
направления развития. Реализация диагностической
функции социально-
1) изучение практического запроса;
2) формулировка проблемы;
3) выдвижение гипотез
о причинах наблюдаемых
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка социально-
7) поиск средств организации развивающей работы с молодыми людьми.
Рассматривая реализацию
коммуникативной функции
Необходима соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения. Необходимо постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция состояния. Соблюдение правила субъектности, как мы уже отмечали, предполагает, что подросток активен, он осуществляет и самостоятельно разрешает собственное затруднение с помощью педагога.
Для достижения целей социально-
Ее суть - это обоснование
определенного прогноза изменений,
которые могут произойти с
конкретными подростками в
Реализация организаторской функции предполагает использование организуемых педагогом ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем. Такие ситуации имеют большое значение для социально-педагогического сопровождения, если они эмоционально значимы для человека и осознаются им как событие своей жизни. Реализация данной функции предполагает как организацию групп детей, организацию взрослых для создания той или иной ситуации, так и координацию деятельности социальных институтов, взаимодействующих с ребенком.
Если мы говорим о социально-
Как уже мы говорили, целью этого процесса является формирование социальности молодого человека; источником является противоречие между актуальным уровнем социального опыта и недостаточностью его для решения возникшей социальной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия молодого человека с субъектом социально-педагогического сопровождения. Это взаимодействие и является движущей силой данного процесса.
Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.
Первый этап - этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с молодым человеком или подростком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность. Выявляется суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.
На втором (поисково-вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.[10]
На третьем (практически-действенном) этапе совершаются совместно с молодежью реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят к решению проблемы.
На четвертом (аналитическом) этапе взрослые и подростки анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.[10]
Прежде всего, мы должны подчеркнуть важность социально-педагогического сопровождения в период осознаваемых ими происходящих событий.
Событие - это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему. Событие становится фактом истории и по отношению к конкретному человеку фактом его биографии.[10]
При этом человек сразу
чаще всего не может дать адекватную
оценку происходящего. Его жизнь
можно представить как сложную
линию, у которой две крайние
точки: рождение и смерть, а между
ними происходит множество других событий
различной эмоциональной
Таким образом, мы можем сделать вывод, что социально-педагогическое сопровождение – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных, последовательных действий, помогающих человеку понять возникшую жизненную ситуацию и позволяющих понять происходящее на уровне рефлексии.
Инициативность заключается в способности человека к самостоятельным волевым проявлениям. Инициативность выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей.[38]
Эта черта характера отличается большой сложностью. Для проявления инициативы необходимо:
- понять сложившуюся обстановку, в которой приходится действовать, например в игре правильно ориентироваться в окружающей обстановке и уметь оценивать ее.
- продумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, т. е. разработать план действий.
- решиться на самостоятельное действие, т.е. на то, чтобы выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия.
Воспитание инициативности
возможно только путем вовлечения воспитанников
в самостоятельное решение
Не всякое самостоятельное
выполнение той или другой работы
содействует выработке
Действия по приказанию, по команде мало содействуют развитию инициативности, поскольку они большей частью ограничены узкими задачами и кратковременными действиями, направленными на их разрешение. Ребенок, который справляется с работой, когда ему говорят: «сложи аккуратно книги», «подмети пол», «убери со стола», получает мало опыта, необходимого для развития инициативности. Для воспитания инициативности необходимы поручения более общего характера, которые требовали бы от детей планирования своих действий на длительный период, например: «Тебе придется взять на себя наблюдение за чистотой в комнате. Подумай об этом и сделай так, чтобы пол, стол, книги и другие вещи были у тебя всегда в порядке».