Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа
Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.
Введение…………………………………………………………………………...3Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15
1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24
1.4. Социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список источников и литературы………………………………………………48
Таким образом, мы можем сделать вывод, что социальная инициативность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовывать эти интересы; активная деятельность самостоятельной личности.
1.3. Социальное лидерство.
Социальный лидер как
правило выступает ключевой фигурой
в системе социального
Так, к числу этих качеств
чаще всего относятся
Итак, социальное лидерство в первую очередь подразумевает обладание знаниями социального и управленческого характера, а также умение применить эти знания на практике так, чтобы достичь нужных результатов. Кроме существующих закономерностей, и законов важно понимать принципы функционирования всей системы социального управления. Используя существующие ресурсы, лидер уверенно движется к достижению своих целей и направляет своих подчиненных в правильное русло.
Кроме того, чтобы хорошо
разбираться в системе
И последнее, но также очень важное качество социального лидера – интерес к себе как к личности, самосовершенствование, повышение квалификации, расширение кругозора и так далее. Он должен анализировать информацию и подавать фактаж вместе со своими аналитическими выводами. Это позволит лидеру совершенствовать себя как личность, а также создать свой собственный стиль социального управления, который будет безусловно действовать и способствовать достижению всех поставленных целей.[41]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что понятие социального лидерства подразумевает под собой обладание знаниями социального и управленческого характера, а так же умение применять эти знания на практике так, чтобы достичь нужных результатов.
1.4. Социально-педагогическое
сопровождение инициативности
Выше мы уже рассмотрели что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение, социальная инициативность и социальное лидерство. Чтобы полностью разобраться в том, что же все-таки из себя представляет социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде, нужно рассмотреть еще одно понятие – «молодежная среда».
Итак, молодежная среда - это определенные группы молодежи, объединенные каким-то общим интересом, общим образом жизни, стилем мышления, идеологией, общей тенденцией времяпровождения. [42]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих каждому молодому человеку понять важность его мнения в обществе, помочь занять активную социальную позицию в современном мире.
§ 2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.
В современных условиях помочь
подростку осознать себя общественно
значимым существом могут социально-
Отношение к самоопределению начинает проявляться уже в младшем подростковом возрасте, формируется и включается в Я-концепцию на рубеже подросткового и юношеского возраста.
Соотношение различных видов
самоопределения во временном контексте
рассматривает Р.М. Гинзбург. В соответствии
с его моделью личностное самоопределение
задаёт значимую ориентацию на достижение
определённого уровня в системе
социальных отношений, то есть задаёт
социальное самоопределение. На основе
социального самоопределения
"Самоопределение подростков
представляет собой
Жизненный план существует лишь тогда, когда молодым человеком наряду с будущими целями планируются и способы их достижения, проводится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов. Подросток субъективен, поэтому жизненные планы его являются преимущественно идеалистическими и обеспечивает их формирование чаще всего идеальная Я-концепция [32].
Определённая часть подростков ещё только начинает задумываться о жизненном плане и смысле жизни и выделяет несколько приоритетов смысла жизни, то есть ещё недостаточно иерархизированную систему ценностей. Главные факторы, влияющие на становление смысла жизни: примеры родителей, собственный жизненный опыт, литературный кругозор, общение с педагогами, сверстниками, СМИ, события в социуме.
Самоопределение большинства подростков носит спонтанный и случайный характер, а проектирование собственной будущности происходит под влиянием широкого спектра факторов, имеющих разные весовые коэффициенты: желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении; профессия родителей; школьные предметы, которыми хотелось бы заниматься более углубленно; собственный практический опыт работы; примеры и опыт друзей, знакомых; советы родителей или других родственников; рекомендации учителей; уверенность в своих способностях; интуитивное принятие решений [18].
Социально-педагогические технологии
жизненного самоопределения направлены
на решение конкретных проблем подростков,
которые необходимо выявлять. Это
можно сделать с помощью
- интересы подростков;
- здоровый образ жизни;
- взаимодействие с другими людьми;
- отношение подростков к новым социальным проблемам и нахождение способов их решения;
- безопасность;
- обучение и профессиональная направленность;
- помощь и поддержка.[44]
Технология развития способностей к самопознанию и уверенности в себе подростков (И.В. Дубровина) имеет соей целью помочь развивающемуся человеку лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, научить преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях. Дает возможность наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы, что связано, с одной стороны, с возрастанием интереса к себе, к новым возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью их помощи со стороны взрослых в преодолении трудностей, проблем, принятии решений [26].
Технология развития способностей
к самопознанию и уверенности
в себе подростков направлена на решение
таких задач, как обеспечение
школьника средствами самопознания;
повышение представлений
Технология включает три этапа:
I. Ориентировочный.
II. Развивающий.
III. Проективный.
Каждый этап предполагает
работу по четырём основным направлениям:
1) вербальные и невербальные формы
уверенного поведения; 2) способы преодоления
трудностей и решения проблем; 3)
средства и формы самопознания; 4)
поддержка и повышение
Работа осуществляется с
помощью игровых методов, метода
групповых дискуссий, проективных
методов рисуночного и
Технология развития временной перспективы и способности к целеполаганию у подростков (М. Мольц) имеет цель - помочь подростку определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности [26].
И.С. Кон пишет, что если
число ребят, озабоченных своим
настоящим "Я", в подростковом
и юношеском возрасте практически
одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается
озабоченность своим будущим "Я".
Он также отмечает, что не всем даётся
формирование новой временной перспективы,
нередко обострённое чувство
необратимости времени
Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает М. Мольц. Стремление к позитивной цели для него - ключ к счастливой жизни, то есть человек всегда стремится к какой-нибудь цели и живёт он нормально и естественно, когда соорентирован на определённую цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым.
Задача первого этапа работы этой технологии - показать подросткам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические "инструменты", которые позволят им стать в жизни не аутсайдерами, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достичь этих целей.[26]
На втором этапе необходимо продумать о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление о первом шаге и последнем. На третьем этапе необходимо выбрать то, что в случае реализации, достижения цели доставит самое большое удовольствие, то, что больше всего волнует.
На четвёртом этапе необходимо вновь просмотреть цели через призму сформулированных выше правил, иными словами уточнить: сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах; конкретна ли эта формулировка; есть ли ясное преставление о результате; подконтрольно ли достижение этой цели подростку; насколько эта цель этически, "экологически" чиста.
На следующем этапе
нужно составить пошаговый план
достижения целей и разработать
собственную стратегию
Полезно регулярно просматривать свои жизненные цели и менять их, если что-то изменилось в жизни, в самом подростке.
Технология развития мотивов
межличностных отношений у
В данной технологии условно
можно выделить три этапа: ознакомительный,
этап самораскрытия и развивающий.
В соответствии с задачами технологии
в ходе занятий прорабатываются
следующие аспекты развития мотивации
межличностных отношений: развитие
доверия к окружающим людям; осознание
различных видов мотивов
Поддерживая доброжелательное и заинтересованное отношение к другим людям, следует давать понять подросткам, что в жизни они могут быть любимы или вызывать неприязнь; быть понятыми окружающими или не понятыми, признаваемы в своих правах или нет, поэтому не стоит манипулировать другими в попытке обрести их любовь, приходить в негодование от того, что окружающие тебя не понимают или не принимают таким, какой ты есть, что следует признавать за другими равно столько же прав, сколько считаешь необходимым иметь сам.