Социально-педагогическое сопровождение развития лидерства и социальной инициативности в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15
1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24
1.4. Социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список источников и литературы………………………………………………48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.95 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что социальная инициативность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовывать эти интересы; активная деятельность самостоятельной личности.

 

 

 1.3. Социальное лидерство.

Социальный лидер как  правило выступает ключевой фигурой  в системе социального управления, выделяется среди основной массы  рядом качеств, присущих лишь данному  человеку.[41]

Так, к числу этих качеств  чаще всего относятся профессиональные умения и знания. Чтобы лучше понять психологию социального лидера, стоит  остановиться на его личностных характеристиках.

Итак, социальное лидерство  в первую очередь подразумевает  обладание знаниями социального  и управленческого характера, а  также умение применить эти знания на практике так, чтобы достичь нужных результатов. Кроме существующих закономерностей, и законов важно понимать принципы функционирования всей системы социального  управления. Используя существующие ресурсы, лидер уверенно движется к  достижению своих целей и направляет своих подчиненных в правильное русло.

Кроме того, чтобы хорошо разбираться в системе социального  управления, также важно ориентироваться  в области смежных наук, таких  как экономика, социология, культурология, психология, политология и так далее, что расширяет кругозор лидера и несомненно прибавляет ему уверенности в том, что он лидер. Психология отношений в этом списке занимает одно из первых мест, так как социальное лидерство подразумевает умение наладить межличностные отношения в коллективе и создать соответствующий психологический климат. Настоящий лидер должен уметь вдохновлять людей, направлять их на определенные действия, способствующие достижению нужной цели.[41]

И последнее, но также очень  важное качество социального лидера – интерес к себе как к личности, самосовершенствование, повышение  квалификации, расширение кругозора  и так далее. Он должен анализировать информацию и подавать фактаж вместе со своими аналитическими выводами. Это позволит лидеру совершенствовать себя как личность, а также создать свой собственный стиль социального управления, который будет безусловно действовать и способствовать достижению всех поставленных целей.[41]

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что понятие социального  лидерства подразумевает под  собой обладание знаниями социального  и управленческого характера, а так же умение применять эти знания на практике так, чтобы достичь нужных результатов.

 

1.4. Социально-педагогическое  сопровождение инициативности и  лидерства в молодежной среде.

Выше мы уже рассмотрели  что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение, социальная инициативность и социальное лидерство. Чтобы полностью  разобраться в том, что же все-таки из себя представляет социально-педагогическое сопровождение инициативности и  лидерства в молодежной среде, нужно  рассмотреть еще одно понятие  – «молодежная среда».

Итак, молодежная среда - это определенные группы молодежи, объединенные каким-то общим интересом, общим образом жизни, стилем мышления, идеологией, общей тенденцией времяпровождения. [42]

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что социально-педагогическое сопровождение инициативности и  лидерства в молодежной среде  – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих каждому молодому человеку понять важность его мнения в обществе, помочь занять активную социальную позицию в современном  мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

 

В современных условиях помочь подростку осознать себя общественно  значимым существом могут социально-педагогические и дидактические технологии. Данные технологии успешно применяются  и в социально-педагогической деятельности, и в обучении, и в личной практике классного руководителя, помогают наиболее полно раскрыть картину личностного  самоопределения человека.[44]

Отношение к самоопределению  начинает проявляться уже в младшем  подростковом возрасте, формируется  и включается в Я-концепцию на рубеже подросткового и юношеского возраста.

Соотношение различных видов  самоопределения во временном контексте  рассматривает Р.М. Гинзбург. В соответствии с его моделью личностное самоопределение  задаёт значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе  социальных отношений, то есть задаёт социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к конкретной профессиональной области, осуществляется профессиональный выбор.

"Самоопределение подростков  представляет собой аффективный  центр их жизненной ситуации", - так характеризует особенность этого возраста Л.И. Божович [4]. В Я-концепцию подростка самоопределение входит как единая смысловая система обобщённых представлений о мире и самом себе, формирующая внутренние позиции будущего взрослого человека. Эти внутренние позиции складываются из того, как подросток на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей относится к тому, какое положение он хочет занимать. Таким образом, эта внутренняя позиция, составляющая новообразование Я-концепции подростка, обуславливает его отношение к действительности, самому себе и моделирует его будущее место в обществе в виде жизненного плана или жизненной программы [32].

Жизненный план существует лишь тогда, когда молодым человеком  наряду с будущими целями планируются  и способы их достижения, проводится оценка собственных субъективных и  объективных ресурсов. Подросток  субъективен, поэтому жизненные  планы его являются преимущественно  идеалистическими и обеспечивает их формирование чаще всего идеальная Я-концепция [32].

Определённая часть подростков ещё только начинает задумываться о  жизненном плане и смысле жизни  и выделяет несколько приоритетов  смысла жизни, то есть ещё недостаточно иерархизированную систему ценностей. Главные факторы, влияющие на становление смысла жизни: примеры родителей, собственный жизненный опыт, литературный кругозор, общение с педагогами, сверстниками, СМИ, события в социуме.

Самоопределение большинства  подростков носит спонтанный и случайный  характер, а проектирование собственной  будущности происходит под влиянием широкого спектра факторов, имеющих  разные весовые коэффициенты: желание  продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении; профессия родителей; школьные предметы, которыми хотелось бы заниматься более углубленно; собственный  практический опыт работы; примеры  и опыт друзей, знакомых; советы родителей  или других родственников; рекомендации учителей; уверенность в своих  способностях; интуитивное принятие решений [18].

Социально-педагогические технологии жизненного самоопределения направлены на решение конкретных проблем подростков, которые необходимо выявлять. Это  можно сделать с помощью диагностических  опросников, содержащих предполагаемые блоки:

- интересы подростков;

- здоровый образ жизни;

- взаимодействие с другими людьми;

- отношение подростков к новым социальным проблемам и нахождение способов их решения;

- безопасность;

- обучение и профессиональная направленность;

- помощь и поддержка.[44]

Технология развития способностей к самопознанию и уверенности  в себе подростков (И.В. Дубровина) имеет  соей целью помочь развивающемуся человеку лучше узнать себя, свои сильные  стороны, развить чувство собственного достоинства, научить преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях. Дает возможность  наиболее успешно и полно реализовывать  себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную  ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя  их повышению. Это необходимо для  того, чтобы обеспечить подростка  средствами, позволяющими ему более  эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним  каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным  временем для подобной работы, что  связано, с одной стороны, с возрастанием интереса к себе, к новым возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью  их помощи со стороны взрослых в  преодолении трудностей, проблем, принятии решений [26].

Технология развития способностей к самопознанию и уверенности  в себе подростков направлена на решение  таких задач, как обеспечение  школьника средствами самопознания; повышение представлений подростка  о собственной значимости, ценности; укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и  умений, необходимых для целенаправленного, обдуманного, ответственного, уверенного поведения, для преодоления затруднений  в учебе, других видах деятельности, в общении; формирование мотивации  самовоспитания и саморазвития и  обеспечение необходимыми психологическими средствами развития фантазии, воображения.

Технология включает три этапа:

I. Ориентировочный.

II. Развивающий.

III. Проективный.

Каждый этап предполагает работу по четырём основным направлениям: 1) вербальные и невербальные формы  уверенного поведения; 2) способы преодоления  трудностей и решения проблем; 3) средства и формы самопознания; 4) поддержка и повышение представлений  школьника о собственной значимости, ценности [26].

Работа осуществляется с  помощью игровых методов, метода групповых дискуссий, проективных  методов рисуночного и вербального  типов, а также метода "рецепции поведения" и элементов психогимнастики.

Технология развития временной  перспективы и способности к  целеполаганию у подростков (М. Мольц) имеет цель - помочь подростку определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности [26].

И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим  настоящим "Я", в подростковом и юношеском возрасте практически  одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается  озабоченность своим будущим "Я". Он также отмечает, что не всем даётся формирование новой временной перспективы, нередко обострённое чувство  необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение с представлением о том, будто время остановилось [14].

Самую, пожалуй, радикальную  позицию в этом вопросе предлагает М. Мольц. Стремление к позитивной цели для него - ключ к счастливой жизни, то есть человек всегда стремится к какой-нибудь цели и живёт он нормально и естественно, когда соорентирован на определённую цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым.

Задача первого этапа  работы этой технологии - показать подросткам чрезвычайную значимость определения  собственных жизненных целей, убедить  их в том, что предстоящий тренинг  даст им в руки такие психологические "инструменты", которые позволят им стать в жизни не аутсайдерами, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами  для того, чтобы достичь этих целей.[26]

На втором этапе необходимо продумать о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное  представление о первом шаге и  последнем. На третьем этапе необходимо выбрать то, что в случае реализации, достижения цели доставит самое большое  удовольствие, то, что больше всего  волнует.

На четвёртом этапе  необходимо вновь просмотреть цели через призму сформулированных выше правил, иными словами уточнить: сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах; конкретна ли эта формулировка; есть ли ясное преставление о результате; подконтрольно ли достижение этой цели подростку; насколько эта цель этически, "экологически" чиста.

На следующем этапе  нужно составить пошаговый план достижения целей и разработать  собственную стратегию достижения успеха [26].

Полезно регулярно просматривать  свои жизненные цели и менять их, если что-то изменилось в жизни, в  самом подростке.

Технология развития мотивов  межличностных отношений у подростков (И.В. Дубровина) предназначена для  развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков. Такими мотивами являются осознание  опасений и страхов, желания "быть как все" и следовать принятым социальным нормам, любопытство в  основе действий и поступков по отношению  к другим людям, а также развития чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений. Развитие мотивации межличностных отношений индивида с другими людьми определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья [26].

В данной технологии условно  можно выделить три этапа: ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами технологии в ходе занятий прорабатываются  следующие аспекты развития мотивации  межличностных отношений: развитие доверия к окружающим людям; осознание  различных видов мотивов межличностных  отношений; развитие представлений  о ценности другого человека и  самого себя; усвоение способов разрешения собственных проблем; позитивное развитие мотивов межличностных отношений.[44]

Поддерживая доброжелательное и заинтересованное отношение к  другим людям, следует давать понять подросткам, что в жизни они  могут быть любимы или вызывать неприязнь; быть понятыми окружающими или не понятыми, признаваемы в своих  правах или нет, поэтому не стоит  манипулировать другими в попытке  обрести их любовь, приходить в  негодование от того, что окружающие тебя не понимают или не принимают  таким, какой ты есть, что следует  признавать за другими равно столько  же прав, сколько считаешь необходимым  иметь сам.

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение развития лидерства и социальной инициативности в молодежной среде