Навыки коммуникативного
контроля мы исследовали с помощью
методики М.Шнайдера «Диагностика
коммуникативного контроля»[12, 140].
Согласно М.Шнайдеру, люди
с высоким коммуникативным контролем
постоянно следят за собой, хорошо осведомлены,
где и как себя вести. Управляют своими
эмоциональными проявлениями[12, 140].
Молодым людям был предложен
опросник из 10 высказываний, каждое из
которых следовало оценить как верное
(В) или неверное (Н) применительно к себе.
За каждый совпавший с ключом ответ начисляется
по одному баллу. Сумма баллов соответствует
одному из уровней коммуникативного контроля.
Результат:
- 67% опрошенных имеют высокий
уровень коммуникативного контроля: постоянно
следят за собой , управляют выражением
своих эмоций;
- 28% имеют средний уровень
коммуникативного контроля: в общении
непосредственны, искренно относятся
к другим, но сдержанны в эмоциональных
проявлениях, соотносят свои реакции
с поведением окружающих людей;
- у 5% низкий коммуникативный
контроль: высокая импульсивность
в общении, открытость, раскованность,
поведение мало подвержено изменениям
в зависимости от ситуации
общения и не всегда соотносится
с поведением других людей.
Таким образом, мы можем
сделать вывод о том, что большая
часть шаговцев обладает высоким и
средним уровнем коммуникативного контроля,
следовательно это одно из условий эффективного
воздействия социально-педагогического
сопровождения на развитие социальной
инициативности и лидерства в молодежной
среде.
Для выявления уровня развития
организаторских способностей, мы выбрали
методику «Экспресс-диагностика организаторских
способностей»[12, 154].
Методика включает в
себя опросник из 20 вопросов, на которые
следует отвечать «да» или «нет». За каждый
совпавший с ключом вопрос начисляется
1 балл. Коэффициент организаторских способностей
равен дроби, где числитель – сумма совпадений
с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель
– 20.
Результат:
- у 61% опрошенных высокий
уровень организаторских способностей:
отстаивают свое мнение и добиваются принятия
своих решений;
- у 39% - средний уровень
организаторских способностей.
Примечательно, что в
ходе исследования не было выявлено ни
одного человека с низким уровнем
организаторских способностей.
Таким образом, мы можем
сделать вывод о том, что наличие
среднего или высокого уровня организаторских
способностей – одно из условий
успешного развития социальной инициативности
и лидерства в молодежной среде.
Для выявления способности
к самооценке и самообразованию
мы использовали методику В.И. Андреева
«Оценка готовности к саморазвитию
и самообразованию»[12, 255].
Методика включает в
себя тест из 18 опросов, на которые нужно
выбрать один из вариантов ответа.
Ответы соотносятся с ключом, начисляются
соответствующие баллы. Количество
баллов соответствует одному из уровней
способностей к саморазвитию и самообразованию.
Результат:
- у 17% опрошенных
уровень способностей к саморазвитию
и самообразованию чуть ниже
среднего;
- 22% опрошенных имеют
средний уровень способностей
к саморазвитию и самообразованию;
- 17% опрошенных имеют
уровень способностей к саморазвитию
и самообразованию чуть выше
среднего;
- 44% опрошенных имеют
уровень способностей к саморазвитию
и самообразованию выше среднего.
Таким образом, мы можем
сделать вывод, что большая часть
шаговцев имеют средний и выше среднего
уровень способностей к саморазвитию
и самообразованию. Следовательно, наличие
способностей к саморазвитию и самообразованию
имеет значение для развития социальной
инициативности и лидерства в молодежной
среде.
В конце нашей встречи
мы предложили ребятам заполнить
анонимную анкету следующего содержания:
Замечаете ли вы, что в современной России существуют социальные проблемы?
При работе в «ШАГе» вы сталкиваетесь с социальными проблемами?
Вы стали обращать больше внимания на социальные проблемы с тех пор, как начали посещать «ШАГ»?
Чувствуете ли вы свою значимость в процессе решения социальных проблем?
Является ли деятельность вашего педагога в социальной сфере для вас стимулом для дальнейшей работы в этом направлении?
Результат:
На первый и второй вопрос
100% опрошенных дали положительные ответы.
Это означает, что молодежь осведомлена
о наличии социальных проблем
в современном обществе, сталкиваются
с ними при работе в общественном
объединении.
83% опрошенных стали
обращать большее внимание на
социальные проблемы с тех
пор, как начали посещать «ШАГ».
90% опрошенных замечают
заинтересованность педагога в
социальных проблемах, их решении.
72% опрошенных чувствуют
свою значимость в процессе решения
социальных проблем.
Для 78% опрошенных деятельность
педагога в социальной сфере является
стимулом для дальнейшей работы в
этом направлении.
Таким образом, мы можем
сделать вывод о том, что общественное
объединение «ШАГ» дает молодежи
информацию о имеющихся социальных
проблемах в современном обществе,
обращает их внимание на значимость этих
проблем для общества, педагог
дает ребятам возможность участвовать
в разработке проектов по решению
социальных проблем, помогает ощутить
чувство значимости в решении
проблем. Ребята видят заинтересованность
педагога в решении социальных проблем,
следуют его примеру.
Заключение
Целью нашей курсовой работы
было выявить эффективность влияния социально-педагогического
сопровождения на развитие социальной
инициативности и лидерства в молодежной
среде на примере объединения старшеклассников
Дзержинского района г.Ярославля «ШАГ».
Мы ставили
следующие задачи:
- используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение;
- используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социальная инициативность;
- используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социальное лидерство;
- проанализировав литературные источники, сделать вывод: что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде;
- выявить уровень коммуникативного контроля, организаторских способностей, склонность к саморазвитию и самообразования у членов молодежного объединения;
- выявить влияет ли личный примера педагога на мировоззрение членов молодежного объединения;
- выявить, влияет ли данное молодежное объединение на его членов и их жизненное самоопределение.
Решали задачи мы следующим
образом. С помощью литературных
и интернет-источников, мы выяснили,
что такое социально-педагогическое сопровождение,
социальная инициативность и социальное
лидерство. Это помогло нам решить первую,
вторую и третью задачи.
Проанализировав информацию
из литературных источников, мы смогли
сделать вывод: что из себя представляет
социально-педагогическое сопровождение
социальной инициативности и лидерства
в молодежной среде. Таким образом мы решили
четвертую задачу.
Мы выявили уровень
коммуникативного контроля, организаторских
способностей, уровень склонности к
саморазвитию и самообразованию
с помощью методик:
- М.Шнайдер «Диагностика коммуникативного контроля»;
- «Экспресс диагностика организаторских способностей»;
- В.И.Андреев «Оценка готовности к саморазвитию и самообразованию».
Таким образом мы решили
пятую задачу.
С помощью беседы и анкетирования
мы выяснили, что личный пример педагога
влияет на мировоззрение членов общественного
объединения. Так мы решили шестую задачу.
С помощью анонимного анкетирования
мы выяснили, что занятия в «ШАГе»
влияют на молодежь: помогают в определении
с дальнейшей деятельностью, обращают
внимание на проблемы современности. Так
мы решили седьмую задачу.
Вначале курсовой работы мы
выдвинули гипотезу: для того, чтобы
развивать в молодежи социальную инициативность
и лидерство в процессе социально-педагогического
сопровождения должны быть использованы
следующие способы воздействия:
- привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
- ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
- вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
- направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
- личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.
Наше исследование подтвердило
данную гипотезу.
Таким образом, мы можем сделать
вывод о том, что для того, чтобы
развивать в молодежи социальную инициативность
и лидерство в процессе социально-педагогического
сопровождения должны быть использованы
вышеперечисленные способы воздействия.
Список источников
и литературы
- Ананьев Б. Г. О психологической структуре личности.; Б. Г. Ананьев, И. М. Палей Проблемы личности. - М.: Наука, 1970. 39-50.
- Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века.—М.: Педагогика, 1988. - 179 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. М., 1983. - 272 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
- БуеваЛ. П. Человек: Деятельность и общение. – М.: Цель, 1978. – 325 с.
- Волохов А. В. Будем работать вместе: Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996. - 146 с.
- Выготский Л. Собр. соч.: В 6-ти т., Т.1. М Педагогика, 1982-1984.
- Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994. - №3.
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
- Гребенюк О. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие О. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград: Калининградский ун-т., 2000. - 572 с.
- Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979. - 148 с.
- Карпова Е.В. Обучение. Воспитание. Педагогическая деятельность: учебное пособие. Ярославль: российское психологическое общество. ярославское региональное отделение, 2010. - 377с.
- Комаров Е. И. Организатор и организаторская деятельность. М.: Моск. рабочий, 1986.- 191 с.
- Кон И.С. Какими они себя видят. М.: Просвещение, 1985.
- Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск, 1996
- Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников. - Ярославль: ЯЛТУ, 2005. - 348 с.
- Леонтьев А, А. Психология общения. Тарту, 1974. - 220 с.
- Лернер П.Е. Новые педагогические технологии: дань моде или требование профессиональной этики// Высшее профессиональное образование, 1996. - №1
- Липский, И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания / И. А. Липский / Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Сборник научных трудов. — Волгоград: Перемена, 2004.
- Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1998. - 128 с.
- Максвелл Д. 21 обязательное качество лидера: Пер. с англ. Минск.: ООО Попурри, 2002. - 176 с.
- Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников: Кн. для класс, руководителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
- Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. - 80 с.
- Ожегов И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. - 847 с.
- Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1998. - 317 с.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академический Проект, 2000.
- Реан А. Л. Психология и педагогика. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, И. Розум. СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер с нем. М.: Мир, 1994. - 320 с.
- Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учебное пособие для вузов, Владос, 2008. – 264с.
- Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности, СПб, 1992. - 128 с.
- Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков / А.Л. Уманский. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 117 с.
- Шурыпина И.И. Жизненные стратегии подростков// Социальные исследования, 1999.
- Борисова Т.С. Развитие инициативности учащейся молодежи: проблемы, ресурсы // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2. - C. 37-40 ; URL: http://www.portalspo.ru/Journals/2009/SPO_2_2009.pdf .
- Вежевич Т.Е. Формирование позитивных лидеров в среде учащей<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-size