Социально-педагогическое сопровождение развития лидерства и социальной инициативности в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15
1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24
1.4. Социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список источников и литературы………………………………………………48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.95 Кб (Скачать файл)

Навыки коммуникативного контроля мы исследовали с помощью  методики М.Шнайдера «Диагностика  коммуникативного контроля»[12, 140].

Согласно М.Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями[12, 140].

Молодым людям был предложен  опросник из 10 высказываний, каждое из которых следовало оценить как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется по одному баллу. Сумма баллов соответствует одному из уровней коммуникативного контроля.

Результат:

 - 67% опрошенных имеют высокий уровень коммуникативного контроля: постоянно следят за собой , управляют выражением своих эмоций;

- 28% имеют средний уровень  коммуникативного контроля: в общении  непосредственны, искренно относятся  к другим, но сдержанны в эмоциональных  проявлениях, соотносят свои реакции  с поведением окружающих людей;

- у 5%  низкий коммуникативный  контроль: высокая импульсивность  в общении, открытость, раскованность,  поведение мало подвержено изменениям  в зависимости от ситуации  общения и не всегда соотносится  с поведением других людей.

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что большая  часть шаговцев обладает высоким и средним уровнем коммуникативного контроля, следовательно это одно из условий эффективного воздействия социально-педагогического сопровождения на развитие социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

Для выявления уровня развития организаторских способностей, мы выбрали  методику «Экспресс-диагностика организаторских  способностей»[12, 154].

Методика включает в  себя опросник из 20 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». За каждый совпавший с ключом вопрос начисляется 1 балл. Коэффициент организаторских способностей равен дроби, где числитель – сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель – 20.

Результат:

- у 61% опрошенных высокий  уровень организаторских способностей: отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений;

- у 39% - средний уровень  организаторских способностей.

Примечательно, что в  ходе исследования не было выявлено ни одного человека с низким уровнем  организаторских способностей.

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что наличие  среднего или высокого уровня организаторских  способностей – одно из условий  успешного развития социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

Для выявления способности  к самооценке и самообразованию  мы использовали методику В.И. Андреева «Оценка готовности к саморазвитию и самообразованию»[12, 255].

Методика включает в  себя тест из 18 опросов, на которые нужно  выбрать один  из вариантов ответа. Ответы соотносятся с ключом, начисляются  соответствующие баллы. Количество баллов соответствует одному из уровней  способностей к саморазвитию и самообразованию.

Результат:

-  у 17%  опрошенных  уровень способностей к саморазвитию  и самообразованию чуть ниже  среднего;

-  22% опрошенных имеют  средний уровень способностей  к саморазвитию и самообразованию;

-  17% опрошенных имеют  уровень способностей к саморазвитию  и самообразованию чуть выше  среднего;

- 44% опрошенных имеют  уровень способностей к саморазвитию  и самообразованию выше среднего.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что большая часть  шаговцев имеют средний и выше среднего уровень способностей к саморазвитию и самообразованию. Следовательно, наличие способностей к саморазвитию и самообразованию имеет значение для развития социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

В конце нашей встречи  мы предложили ребятам заполнить  анонимную анкету следующего содержания:

  1. Замечаете ли вы, что в современной России существуют социальные проблемы?

  1. При работе в «ШАГе» вы сталкиваетесь с социальными проблемами?

  1. Вы стали обращать больше внимания на социальные проблемы с тех пор, как начали посещать «ШАГ»?

  1. Чувствуете ли вы свою значимость в процессе решения социальных проблем?

  1. Является ли деятельность вашего педагога в социальной сфере для вас стимулом для дальнейшей работы в этом направлении?

Результат:

На первый и второй вопрос 100% опрошенных дали положительные ответы. Это означает, что молодежь осведомлена  о наличии социальных проблем  в современном обществе, сталкиваются с ними при работе в общественном объединении.

83% опрошенных стали  обращать большее внимание на  социальные проблемы с тех  пор, как начали посещать «ШАГ»

90% опрошенных замечают  заинтересованность педагога в  социальных проблемах, их решении.

72% опрошенных чувствуют  свою значимость в процессе решения социальных проблем.

Для 78% опрошенных деятельность педагога в социальной сфере является стимулом для дальнейшей работы в  этом направлении.

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что общественное объединение  «ШАГ» дает молодежи информацию о имеющихся социальных проблемах в современном обществе, обращает их внимание на значимость этих проблем для общества, педагог  дает ребятам возможность участвовать  в разработке проектов по решению  социальных проблем, помогает ощутить  чувство значимости в решении  проблем. Ребята видят заинтересованность педагога в решении социальных проблем, следуют его примеру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью нашей курсовой работы было выявить эффективность влияния социально-педагогического сопровождения на развитие социальной инициативности и лидерства в молодежной среде на примере объединения старшеклассников Дзержинского района г.Ярославля «ШАГ».

        Мы ставили следующие задачи:    

  1. используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение;
  2. используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социальная инициативность;
  3. используя литературные источники, выяснить, что из себя представляет социальное лидерство;
  4. проанализировав литературные источники, сделать вывод: что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде;
  5. выявить уровень коммуникативного контроля, организаторских способностей, склонность к саморазвитию и самообразования у членов молодежного объединения;
  6. выявить влияет ли личный примера педагога на мировоззрение членов молодежного объединения;
  7. выявить, влияет ли данное молодежное объединение на его членов и их жизненное самоопределение.

Решали задачи мы следующим  образом. С помощью литературных и интернет-источников, мы выяснили, что такое социально-педагогическое сопровождение, социальная инициативность и социальное лидерство. Это помогло нам решить первую, вторую и третью задачи.

Проанализировав информацию из литературных источников, мы смогли сделать вывод: что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде. Таким образом мы решили четвертую задачу.

Мы выявили уровень  коммуникативного контроля, организаторских  способностей, уровень склонности к  саморазвитию и самообразованию  с помощью методик:

  1. М.Шнайдер «Диагностика коммуникативного контроля»;
  2. «Экспресс диагностика организаторских способностей»;
  3. В.И.Андреев «Оценка готовности к саморазвитию и самообразованию».

Таким образом мы решили пятую задачу.

С помощью беседы и анкетирования  мы выяснили, что личный пример педагога влияет на мировоззрение членов общественного  объединения. Так мы решили шестую задачу.

С помощью анонимного анкетирования  мы выяснили, что занятия в «ШАГе» влияют на молодежь: помогают в определении с дальнейшей деятельностью, обращают внимание на проблемы современности. Так мы решили седьмую задачу.

Вначале курсовой работы мы выдвинули гипотезу: для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:

    1. привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
    2. ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
    3. вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
    4. направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
    5. личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.

Наше исследование подтвердило  данную гипотезу.

Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы вышеперечисленные способы воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

  1. Ананьев Б. Г. О психологической структуре личности.; Б. Г. Ананьев, И. М. Палей Проблемы личности. - М.: Наука, 1970. 39-50.
  2. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века.—М.: Педагогика, 1988. - 179 с.
  3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. М., 1983. - 272 с.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
  5. БуеваЛ. П. Человек: Деятельность и общение. – М.: Цель, 1978. – 325 с.
  6. Волохов А. В. Будем работать вместе: Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996. - 146 с.
  7. Выготский Л. Собр. соч.: В 6-ти т., Т.1. М Педагогика, 1982-1984.
  8. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994. - №3.
  9. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  10. Гребенюк О. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие О. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград: Калининградский ун-т., 2000. - 572 с.
  11. Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979. - 148 с.
  12. Карпова Е.В. Обучение. Воспитание. Педагогическая деятельность: учебное пособие. Ярославль: российское психологическое общество. ярославское региональное отделение, 2010. - 377с.
  13. Комаров Е. И. Организатор и организаторская деятельность. М.: Моск. рабочий, 1986.- 191 с.
  14. Кон И.С. Какими они себя видят. М.: Просвещение, 1985.
  15. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск, 1996
  16. Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников. - Ярославль: ЯЛТУ, 2005. - 348 с.
  17. Леонтьев А, А. Психология общения. Тарту, 1974. - 220 с.
  18. Лернер П.Е. Новые педагогические технологии: дань моде или требование профессиональной этики// Высшее профессиональное образование, 1996. - №1
  19. Липский, И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания / И. А. Липский / Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Сборник научных трудов. — Волгоград: Перемена, 2004.
  20. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1998. - 128 с.
  21. Максвелл Д. 21 обязательное качество лидера: Пер. с англ. Минск.: ООО Попурри, 2002. - 176 с.
  22. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников: Кн. для класс, руководителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
  23. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. - 80 с.
  24. Ожегов И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. - 847 с.
  25. Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1998. - 317 с.
  26. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академический Проект, 2000.
  27. Реан А. Л. Психология и педагогика. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, И. Розум. СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
  28. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер с нем. М.: Мир, 1994. - 320 с.
  29. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учебное пособие для вузов, Владос, 2008. – 264с.
  30. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности, СПб, 1992. - 128 с.
  31. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков / А.Л. Уманский. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 117 с.
  32. Шурыпина И.И. Жизненные стратегии подростков// Социальные исследования, 1999.
  33. Борисова Т.С. Развитие инициативности учащейся молодежи: проблемы, ресурсы // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2. - C. 37-40 ; URL: http://www.portalspo.ru/Journals/2009/SPO_2_2009.pdf .
  34. Вежевич Т.Е. Формирование позитивных лидеров в среде учащей<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение развития лидерства и социальной инициативности в молодежной среде