Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа
Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.
Введение…………………………………………………………………………...3Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15
1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24
1.4. Социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список источников и литературы………………………………………………48
Важным средством развития
инициативности является распределение
между учащимися различных
Большое значение в развитии инициативности учащихся имеют физическая культура и спорт. Особенно важны в этом отношении подвижные и спортивные игры, в частности игры на местности, туризм, представляющие широкое поле для самодеятельности и проявления инициативы.[38]
Социальная инициативность - стремление к активной социальной позиции, умение управлять своей жизнью, самоорганизовываться.[39]
Историко-педагогический анализ научной литературы показал, что большинство исследователей выделяют три периода в развитии социальной инициативности детей и молодежи: досоветский или начальный (до 1917 гг.); советский или комсомольский (1917 - 1991 гг.) и постсоветский или период демократизации (с 1991 г. и до наших дней). [39]
На начало XIX столетия в
России отсутствовала единая политика
в сфере высшего образования:
вузы находились в ведении различных
ведомств, каждое из которых самостоятельно
определяло развитие своих учебных
заведений. Началом досоветского этапа
развития проблемы студенческих инициатив
на наш взгляд стала деятельность
попечителя Петербургского учебного округа
князя Г.А. Щербатова, который «старался
управлять округом, основывая свою
деятельность не на полицейских мерах,
а на обращении к лучшим сторонам
человечества, и в особенности
оказывая доверие молодежи». Г.А. Щербатов
организовал совещания
Таким образом, первая студенческая корпорация Петербургского университета, которая стала площадкой для реализации студенческих инициатив, начала оформляться организационно не благодаря принятию каких-то новых правил, а благодаря инициативе одного человека, пользовавшегося поддержкой в либеральных правительственных сферах. Однако, как только курс переменился, и князь Г. А. Щербатов покинул свой пост, все плоды его деятельности были уничтожены. Это вызвало стихийный протест со стороны студенчества. [39]
Вторая половина XIX века прошла в непрекращающихся попытках студенчества и профессуры обратить внимание правительства на свои нужды. Неоднократные обращения с петициями, активная «легализаторская» борьба за разрешение студенческих организаций и студенческих инициатив в стенах университетов — все это осталось безрезультатным. При любых волнениях в университетах первый удар карательной политики правительства направлялся против студенческих обществ, сметая те немногие легальные организации, которые смогли закрепиться на академической почве. Студентам воспрещается устройство студенческих читален, столовых, театральных представлений, концертов, балов и других публичных собраний, не имеющих научного характера, произнесение публичных речей, любые денежные сборы (т. е. фактически все кроме аудиторных занятий). За нарушение запретов студенту грозило в зависимости от усмотрения начальства наказание от выговора и ареста в карцере до исключения из университета с «волчьим билетом».[39]
Однако, не смотря на это, инициативы
прогрессивной образованной молодежи
мы можем наблюдать в 70-х гг. XIX
века. Они выражались в «хождении
в народ»: внесением культуры и
образования в народную жизнь
и пробуждением политического сознания
народных масс. Теоретики революционного
народничества М.А. Бакунин, П.Л. Лавров,
П.Н. Ткачев не занимаются специально теоретической
разработкой проблем
В 80-х гг. XIX в. данная проблема
получает развитие в теории прогресса
П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского. В центре
их философских построений находится
человек - творчески активная личность,
способная осуществить
Однако же на практике только
первая общероссийская студенческая забастовка
1899 г., в которой участвовало почти
двадцать пять тысяч учащихся высшей
школы, изменила положение университетов
и отношение к студенческим инициативам
со стороны властей. Комиссия, созданная
для расследования инцидента, превратилась
«в комиссию для исследования молодого
поколения». По итогам работы комиссии
издается ряд циркуляров: «для установления
желательного общения между студентами
и педагогическим составом высших учебных
заведений полезно учреждение, под
непременным ответственным
Анализируя досоветский этап развития проблемы, мы видим, что развитие инициативности студентов тесно связано с проблемой развития студенческого самоуправления в ВУЗах и закреплением официального статуса студенческих организаций в законодательной базе.[39]
20-е годы XX века характеризуются
поисками новых подходов к
организации и методам
В эти годы проблема находит свое отражение в трудах М.И. Вайсфельда, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, которые рассматривают инициативность как важную составляющую нравственно-волевых качеств.[9, 87]
М.И. Вайсфельд выделяет два значения в понимании инициативности: инициативность как «психический импульс к новым шагам», связывая инициативность с целеполаганием, и инициативность как «творчество новых идей». С.Т. Шацкий считает важнейшим условием воспитания инициативности личности самоуправление, через которое осуществляется систематическая подготовка к активному и сознательному участию в общественно полезной деятельности, развивается инициатива, энергия, организаторские способности. А.С. Макаренко рассматривает влияние инициативности на учебную деятельность. П.Ф. Каптерев устанавливает зависимость инициативы и самостоятельности от эмоционально-чувственной сферы личности. Н.К. Крупская в своих трудах раскрывает особую роль комсомола в развитии инициативности молодежи, подчеркивая, что в организации общественно полезной работы важна инициатива самих ребят, их увлеченность деятельностью, которая должна носить коллективный характер и соответствовать возможностям ее участников, добровольность и сознательность выбора вида работы. Необходимо, чтобы труд происходил не по чьему-то заказу, а по собственной инициативе, чтобы ребята сами придумывали себе трудовые задачи и сообща эти трудовые задачи осуществляли.[9, 90]
В работах педагогов этого периода четко прослеживается идея значимости инициативы и инициативности и необходимость стимулирования этого качества: развитие инициативности требует содействия.[9]
В 30-50е гг. основные требования, предъявляемые к личности и деятельности будущих специалистов, были ориентированы, прежде всего, идеологической политикой. Студенческие инициативы поощряются только в направлении, определяемом идеологией. Весь советский период студенческое самоуправление, в рамках которого, как правило, и реализуются студенческие инициативы, курировалось комсомольскими организациями образовательных учреждений. Основной целевой установкой в системе воспитания, начиная с тридцатых и до шестидесятых годов, была ориентация на исполнителя, а не инициатора.
Интенсивный рост психологических и педагогических исследований по проблеме развития инициативности наметился в конце 60-х годов - начале 70-х годов. В психологии инициатива и инициативность рассматривается в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.С. Говорова, Н.Д. Левитова и др. С.Л. Рубинштейн выделяет инициативность среди важнейших волевых качеств личности и определяет как «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне». Б.М. Теплов не относит инициативность к волевым качествам личности, рассматривая ее как способность предвидения и способность быстро находить новые решения. М.С. Говоров также связывает инициативность с когнитивными процессами.[9, 120]
В 80-е гг. годы проблема развития инициативности получает новый виток развития в исследованиях отечественных психологов К.А. Абульхановой-Славской, Д.Б. Богоявленской, А.И. Крупнова и др.
К.А. Абульханова-Славская рассматривает инициативу в личностном аспекте, говоря о развитии «способности к инициативе». В своих работах она предлагает типологию личности, в которой раскрывается взаимосвязь инициативы и ответственности. Д.Б. Богоявленская в своих работах рассматривает интеллектуальную инициативу, определяя ее как продолжение мыслительной деятельности человека за пределами заданной ему и решённой им задачи, причем это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами человека, ни внешней оценкой работы. А.И. Крупнов рассматривает инициативность в контексте многомерно-функционального подхода и понимает ее как свойство, обеспечивающее процесс инициации и его завершение, характеризующее побуждение к новому, к опережению наличной стимуляции.[9, 121]
Анализируя инициативы студентов
всего советского периода: студенческие
поездки на сельскохозяйственные работы,
освоение целины, «стройки века», дружины
охраны общественного порядка - мы видим,
что они носят добровольно-
На современном этапе
развития данной проблемы в отечественной
педагогической и психологической
науке наблюдается увеличение количества
исследований по инициативности, что
обусловлено интересом
Большой вклад в разработку современных представлений о молодежной инициативе внесли концепции С.С. Гиля и С.В. Тетерского.
Инициативность по-разному
проявляется в различных сферах
и видах деятельности. На современном
этапе ученые раскрывают отдельные
аспекты данной проблемы, исследования
приобретают более конкретный характер.
Анализируются различные
Анализ литературы и отечественного
опыта в разработке данной проблемы
показывает, что нет однозначной
трактовки понятия