Социально-педагогическое сопровождение развития лидерства и социальной инициативности в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования. Для того, чтобы развивать в молодежи социальную инициативность и лидерство в процессе социально-педагогического сопровождения должны быть использованы следующие способы воздействия:
привлечение в молодежное общественное объединение молодых людей, обладающих коммуникативным контролем, имеющих организаторские способности и склонности к саморазвитию и самообразованию;
ознакомление молодежи с существующими социальными проблемами;
вовлечение молодежи в решение социальных проблем;
направление внимания каждого молодого человека на его значимость для решения каждой социальной проблемы;
личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3Глава I
Теоретическое обоснование важности социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде
§1. Что из себя представляет социально-педагогическое сопровождение социальной инициативности и лидерства в молодежной среде:
1.1. Социально-педагогическое сопровождение..………………………………7
1.2. Социальная инициативность……………………………………………….15
1.3. Социальное лидерство……………………………………………………...24
1.4. Социально-педагогическое сопровождение инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………………………………………..26
§2. Технологии социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде……………………………27
§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем…………………………………………………..36
Глава II
Исследование современного социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной
§1. ШАГ – Школа Активного Гражданина…………………………………….37
§2. Исследование………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список источников и литературы………………………………………………48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.95 Кб (Скачать файл)

Технология содержит упражнения, направленные на знакомство подростков со своими сверстниками, установление дружеских связей и самораскрытие, ориентированные на позитивные изменения  мотивов межличностных отношений.

Технология воспитания активного  гражданина (А.П. Прутченков) помогает пройти надёжную школу социализации, адаптироваться к российской действительности. Данная технология предполагает достижение следующих целей:

1) Формирование активной  гражданской позиции, личностное  развитие подростка в процессе  игрового взаимодействия;

2) Формирование банка  данных о наиболее перспективных  выпускниках школ и других  учебных заведений, будущих лидерах  производства;

3) Разработка и апробация  новых форм внеклассной и внешкольной  воспитательной работы.[44]

В технологии воспитания активного  гражданина также можно выделить и воспитательные и развивающие  задачи:

  1. помочь усвоить основные демократические процедуры гражданского общества, сформировать культуру правовых и деловых отношений;
  2. ознакомить с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровнях, показать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества, и эффективные способы их разрешения;
  3. изучить процесс производства товаров и услуг, специфику товарообмена в условиях рыночной экономики;
  4. апробировать программы дополнительного экономического, политического и правового образования школьников;
  5. диагностировать готовность к реальной взрослой жизни, внести необходимы коррективы в работу конкретных школ всей системы образования [18].

Технология воспитания активного  гражданина направлена на выявление  лидерства, активности, умение распределять роли, принятие участия в научных  конгрессах, симпозиумах, конференциях. Идёт работу со специалистами разного  профиля по ориентированию в профессиональной деятельности. Также стимулируется  взаимодействие большого количества подростков в течение длительного времени.[44]

Таким образом, социально-педагогические технологии позволяют достичь множества  целей социально-педагогического  сопровождения подростков в воспитательно-образовательной  среде. Ключевыми целями самоопределения  подростков можно считать следующие:

1. Индивидуальные образовательные  траектории.

2. Ключевые компетенции.

3. Культивирование склонностей  и задатков.

4. Информационное обеспечение  индивидуальных образовательных  траекторий.

5. Участие в творческих  конкурсах и олимпиадах.

6. расширение креативного поля.

7. Жизненные планы и  устремления.

8. Ценностные ориентации.

9. Использование и дополнение  потенциала семьи.

10. правовой консалтинг.

11. Планирование активного  досуга.

12. Здоровый образ жизни.

13.Гражданственность и  социальная активность.

14. Послешкольные планы.[44]

Достижение этих целей  обеспечивает жизненное самоопределение  подростка, как встречу человека с самим собой, определение жизненного плана, реализацию интересов подростков, установления активного взаимодействия с социумом, определения собственного отношения к актуальным проблемам  сообщества, реализацию потребности  в социальной безопасности, эффективную  организацию учебной и профессиональной деятельности.[44]

Выше рассмотренные технологии важно применять в социально-педагогической практике, так как помимо достижения конкретных целей в самоопределении  подростков они ещё направлены на развитие умений и навыков самостоятельной  работы, выражать собственную позицию  и аргументировать её, обогащать  свой социальный опыт, проявлять индивидуальность, проявлять творческий подход к решению  нестандартных ситуаций.[44]

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что технологии социально-педагогического  сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде  включают в себя технологии жизненного самоопределения, технологии развития способностей к самопознанию и уверенности в себе, технологии развития мотивов межличностных отношений, технологии воспитания активного гражданина. Эти социально-педагогические технологии позволяют достичь множество целей социально-педагогического сопровождения, что обеспечивает жизненное самоопределение подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Значимость социальной инициативности и лидерства среди молодежи в настоящее время и в будущем.

 

В современном мире демократия имеет все большую силу. Если в  Западных странах она уже давно  сформировалась и устоялась за несколько  столетий своего существования, то в  России она существует чуть больше 20 лет. До сих пор идут споры: демократия – это хорошо или плохо? Но, прослеживая  ежедневные события, мы видим, что она  идет с запада на Восток семимильными шагами. Ярким примером этого сейчас является война в Ливии. Социальная инициативность и лидерство –  непременные атрибуты демократии.

Проанализировав существующие литературные и интернет-источники, мы пришли к выводу, что развитие социальной инициативности и лидерства среди молодежи в современном мире в настоящем и будущем очень важно, так как молодежь – это будущее современного мира. От того, какую социальную позицию занимаем мы сами зависит наше будущее, а от того, какую социальную позицию займут молодые поколения зависит будущее нашего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Исследование  современного социально-педагогического  сопровождения

социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

 

§1. ШАГ –  Школа Активного Гражданина.

 

Исследование  проведено на базе общественного объединения старшеклассников Дзержинского района г.Ярославля «ШАГ».

Объединение было создано  в 2005 году выпускницей факультета ИПП ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, педагогом дополнительного образования  Тарасовой М.Н. Первоначально «ШАГ» собирался каждую неделю по четвергам в зале для конференций в Центральной детской библиотеке № 8 по адресу г. Ярославль, ул. Труфанова, 17, корп. 2. Сейчас объединение находится в МОУДО ДЮЦ «Ярославич» по адресу г.Ярославль, ул.Труфанова, 25, корп.2.  Занятия проводятся два раза в неделю по два часа педагогом дополнительного образования Кузиной И.Е.

Целью работы данной организации  является формирование активной гражданской  позиции у старшеклассников. Одним из основных направлений работы объединения является социальная деятельность, в рамках которой объединением реализуются собственные социально-значимые проекты. Так, например, в 2006 году был запущен проект «ШАГ  навстречу», направленный на работу с детским приютом в Дзержинском районе. С 2008 года реализуется проект, направленный на профилактику загрязнения домов района надписями и неэстетичными рисунками, а так же на приведение в порядок загрязненных стен силами старшеклассников.

Структура объединения  включает в себя совет старшеклассников (вновь пришедших ребят) и обученный актив (тех, кто уже прошел программу первого года и участвует в разработке и реализации проектов объединения). Деятельность объединения построена таким образом, что пришедшие активисты школ, получая новые знания и навыки в области самоуправления и лидерства, могут применить их в своей школе для развития ее самоуправления.

В работе используются групповые, индивидуальные, а так же игровые  способы организации (конкурсы, викторины, соревнования). Занятия проводятся в форме семинаров, деловых игр, экскурсий, тренингов, коллективно-творческих дел. Формой подведения итогов на первом году обучения является участие в  деловых играх, на втором – проектная  деятельность.

Во время школьных каникул  «ШАГ» принимает активное участие  в различных лидерских лагерях, КВНах, различных городских конкурсах, где представляет объединение старшеклассников Дзержинского района. Помимо этого, «ШАГ» принимает активное участие в пропаганде борьбы  против наркотиков, алкоголизма, курения; в 2006 году ребята разработали и выпустили совместно с администрацией Дзержинского района листовки «Мы против СПИДа», ежегодно участвуют  в акции «СПИД не спит!».

        Наличие  организации такого типа в Дзержинском районе очень важно, так как это дает возможность молодым людям с лидерскими качествами применить свои таланты в действии, толкает молодых людей к проявлению своей активной жизненной позиции, отвлекает от негативного влияния улицы. Помимо этого, данная организация помогает ребятам осознать значимость и важность их мнения в современном обществе.

§2. Исследование.

Для выявления эффективности социально-педагогического сопровождения развития социальной инициативности и лидерства в молодежной среде на базе молодежного объединения мы использовали следующие методы исследования:

  1. диагностика коммуникативного контроля;

  1. диагностика организаторских способностей;

  1. диагностика способностей к саморазвитию и самообразованию;

  1. беседа;

  1. анкетный опрос;

  1. диагностика коммуникативных и организаторских склонностей.

Свое исследование мы проводили  в двух направлениях:

  1. с педагогом Кузиной И.Е.;

  1. с членами общественного объединения (шаговцами).

Так как в гипотезе мы предположили, что на развитие социальной инициативности и лидерства в  молодежной среде  в процессе социально-педагогического  сопровождения влияет личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении, то нам необходимо было выявить коммуникативные и организаторские склонности педагога. Для этого нами была выбрана методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей»[12, 150].

Данная методика содержит сорок вопросов, на каждый из которых  необходимо ответить «да» или «нет». За каждый ответ, совпадающий с отмеченным в ключе отдельно по соответствующим  склонностям приписывается 1 балл. Сумма  баллов соответствует одному из уровней проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Результат: педагог дополнительного  образования Кузина И.Е. обладает высшим уровнем коммуникативных и организаторских  склонностей, что свидетельствует  о сформированной способности в  коммуникативной и организаторской деятельности. Люди такого типа быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения, любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы и одержимы в деятельности.

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что педагог  с такими коммуникативными и организаторскими данными способен грамотно сопровождать процесс социально-педагогического  сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде.

Далее с педагогом была проведена беседа следующего содержания:

  1. Знакомите ли вы молодых людей с социальными проблемами?

  1. Каким образом вы вовлекаете молодежь в решение социальных проблем?

  1. Вы сами заинтересованы в решении социальных проблем?

  1. Как вы считаете, шаговцы воспринимают вас как пример в плане социальной активности?

В ходе беседы мы выяснили, что знакомство с социальными  проблемами и вовлечение молодежи в  их решение – часть работы общественного  объединении «ШАГ». Помимо этого  выяснилось, что педагог занимает активную жизненную позицию, является членом многих молодежных общественных объединений.

На вопрос «Как вы считаете, шаговцы воспринимают вас как пример в плане социальной активности?» мы получили следующий ответ:

«Я думаю, что да, потому что когда-то я тоже была в числе  шаговцев. Благодаря этому я многое знаю и умею, многое в своей работе я переняла у своего наставника – Тарасовой М.Н. В свою очередь, шаговцы идут по моим стопам и связывают свою жизнь с общественной деятельностью: развивают самоуправление в школах, выбирают профессии социального характера, поступая в ВУЗы вступают в ССт, участвуют в различных социальных проектах».

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что личный пример педагога в заинтересованности в существующих социальных проблемах и их решении играет большую роль в процессе социально-педагогического сопровождения социальной инициативности и лидерства в молодежной среде, является одной из составляющих данного процесса.

Но одного личного примера  педагога явно недостаточно. Каждый молодой  человек должен так же обладать навыками коммуникативного контроля, организаторскими способностями, склонностями к саморазвитию и самообразованию. Мы исследовали группу шаговцев из 18 человек.

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение развития лидерства и социальной инициативности в молодежной среде