Социльаное обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой – рассмотрение социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также донести до них их право на социальную поддержку от государства.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- Определение понятия социальное обеспечение несовершеннолетних сирот и оставшихся без попечения родителей.
- Выявление социальных гарантий, предоставляемых несовершеннолетним, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.
- Рассмотрение понятий и видов социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Исследование порядка предоставления отдельных видов социального обслуживания, гарантируемых детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……………………………5
§1.1Понятие социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………5
§1.2 Социальные гарантии предоставленные несовершеннолетним, в том числе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей……………….10
Глава 2ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………….22
§ 2.1 Понятие и виды социального обслуживания, гарантируемые детям - сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей……………………22
§ 2.2 Порядок предоставления отдельных видов социального обслуживания, гарантируемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ №1Таблица Сведения о выявлении, учете и устройстве детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей (на основе формы 103-рик), чел………………………………………………………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ№2 Структура усыновления посторонними гражданами…..50
ПРИЛОЖЕНИЕ№3 Категории детей, воспитывающихся и обучающихся в учреждениях образования по состоянию на 01.01.09, %...................................51
ПРИЛОЖЕНИЕ№4 Оказание помощи лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………….52

Файлы: 1 файл

Социальное обслуживане детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.docx

— 99.94 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……………………………5

§1.1Понятие социального  обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………5

§1.2 Социальные гарантии предоставленные  несовершеннолетним, в том числе  детей-сирот, оставшихся без попечения  родителей……………….10

Глава 2ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК  ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………….22

§ 2.1 Понятие и виды социального  обслуживания, гарантируемые детям - сиротам и детям, оставшиеся без  попечения родителей……………………22

§ 2.2 Порядок предоставления отдельных видов социального  обслуживания, гарантируемых детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей……………………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............43

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..45

ПРИЛОЖЕНИЕ №1Таблица Сведения о выявлении, учете и устройстве детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей (на основе формы 103-рик), чел………………………………………………………………………………...48

ПРИЛОЖЕНИЕ№2 Структура усыновления посторонними гражданами…..50

ПРИЛОЖЕНИЕ№3 Категории детей, воспитывающихся и обучающихся в учреждениях образования по состоянию на 01.01.09, %...................................51

ПРИЛОЖЕНИЕ№4 Оказание помощи лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………….52

 

 

 

 

Введение

Сложные события, происходящие не только в нашей стране, но и  во всем мире, обнажили множество проблем  детства, которые непосредственно  влияют на права детей, нуждающихся  в помощи и поддержке со стороны  государства и общества.

На основе этого актуальность темы возрастает, так как стало слишком много детей-сирот, оставшиеся без попечения родителей и именно  при живых родителях. Такая ситуация в стране становиться наиболее критической.

Причиной  выбора этой темы является  видимое бездействие социальных служб по отношению к детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. А также отсутствие знаний у детей-сирот о своих правах и обязанностях перед государством.

Таким образом,  цель курсовой – рассмотрение социального обеспечения  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также донести до них их право на социальную поддержку от государства.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих  задач:

- Определение понятия  социальное обеспечение несовершеннолетних  сирот и оставшихся без попечения  родителей.

- Выявление социальных гарантий, предоставляемых несовершеннолетним, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.

- Рассмотрение понятий  и видов социального обслуживания  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей.

- Исследование порядка  предоставления отдельных видов  социального обслуживания, гарантируемых  детям-сиротам и детям, оставшихся  без попечения родителей.

Рассматривая некоторые  вопросы в курсовой, а именно «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе» и др. Можно сказать, что степень научной разработанности явна недостаточна. Статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как объект самостоятельного исследования в теоретической науке не представлен. Отдельные его характеристики рассматриваются представителями различных отраслей знания.

Особую значимость для  решения задач поставленных в  работе имеют труды следующих  ученых: Л. П. Храпылина, О. В. Заяц, М. С. Астоянц, П. В. Анисимов, А. Б. Венгеров, Ф. М. Раянов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

§1.1 Понятие социального обеспечения несовершеннолетних сирот и оставшихся без попечения родителей

 

Последнее десятилетие ХХ века явилось периодом наиболее активного  становления и развития системы  социальной защиты и социального  обеспечения в целом в нашей  стране. Естественным катализатором  этого процесса в России явилась  радикальная экономическая реформа. Она потребовала адекватных изменений  в сфере социальной политики, что  предопределило необходимость поступательного  развития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека.

С.Д.Соловьева считает, что  институт социальной защиты населения  является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных  основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает  из сущности социального государства  и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства  им не исчерпывается.

О.А. Снежко анализирует конституционные  основы социальной защиты, под которыми понимает «основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции  Российской Федерации, направляющие всю  деятельность по социальной защите граждан». Поэтому понятие «социальная  защита» рассматривается автором  достаточно широко, так как «только  комплексный подход к данной правовой категории позволяет выявить  ее сущность».

Развитие отдельных частей социальной защиты и социального  обеспечения происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом – нарождаются новые, обусловленные  новыми экономическими и социальными реалиями. Складывающаяся система социального обеспечения в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самих понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно».1

В литературе часто встречаются  подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком  смысле слова. При определении понятия  «социальная защита»2 используются такие термины, как «деятельность», «действия», «функция», «меры», «мероприятия» и т.п. В ходе анализа указанного понятия выделяются объект и субъект социальной защиты, уточняются смысловые особенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности. Указанные аспекты рассматриваются авторами не только в общем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан, а именно к детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы  социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения  базовых понятий.

В литературе можно встретить  мнение о том, что термин «социальное  обеспечение» в значении комплекса  государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан  в настоящее время имеет скорее исторический характер, поскольку он относится только к определенному  периоду ХХ века.

В последнее десятилетие  авторы применяют термин  «социальное обеспечение»3 - как форма выражения социальной политики государства, направленное на материальное обеспечение определенной категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

По мнению, Назарова И.Б. «Социальная защита»- система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.

В основе, лежит также  социальная поддержка детей-сирот, которая понимается как система, обеспечивающая оказание социальной помощи детям-сиротам, испытывающие нужду в процессе удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения, а также совокупность специальных социальных мер и усилий государственных и муниципальных структур, содействующих приобретению ребенком новых знаний, умений, навыков, способствующих достижению уровня самостоятельности, достойного зрелой личности.4

В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями  «социальное обеспечение» и «социальная  защита», что отражается в соответствующих  определениях. В качестве примера  можно привести следующее определение: «В промышленно развитых странах  социальное обеспечение или социальная защита населения рассматриваются  как совокупность законодательно закрепленных правовых и социально-экономических  гарантий гражданам, обеспечивающих приемлемый уровень жизни». Встречаются случаи полного отождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности в законодательной базе России как равнозначной»5 .

Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. Понятие «сиротство»- это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот.6

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную  систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную  структуру, работающую с разными  группами населения (разными возрастными  группами детей и подростков), с  семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется  в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений, в  сфере образования, в среде обитания ребенка. Государство направляет социальное обеспечение на эти сферы.

Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без  попечения родителей, затрачивать  немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей, как  вне семьи, так и в новых  семьях (опекунских, приемных - т.е. в  тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями).

Основное содержание  социального  обеспечения  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле над условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении  жильем.

Социальная защита в самом широком  ее понимании (статья 7 Конституции  Российской Федерации) ,  осуществляется на государственном и негосударственном  уровнях, в разных формах (включая  социальное обеспечение), с предоставлением  различных видов материальных и  нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов  смягчения обременений либо установления мер ответственности. Дальнейшее развитие системы социальной защиты в России должно основываться на оптимальном  сочетании централизации и децентрализации.7

Таким образом, «система социальной защиты» – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые  направлены на предупреждение или смягчение  негативных последствий для человека и его семьи при наступлении  определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого  уровня их материального и социального  благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.2 Социальные гарантии предоставления несовершеннолетним, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.

 

Авторы разделяют позицию  Н.А. Волгиной, которая предложила под  социальной защитой понимать политику и целенаправленные действия. А также  выделяемые государством и обществом  средства, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексные, разносторонние решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Основополагающими документами  в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей  сирот является Конституция Российской Федерации (в ст. 7 РФ провозглашена  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека), Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная  поддержка обеспечивается Федеральным  законом РФ “Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации”, который определяет систему  социальных служб, принципы, на которых  основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и  качеству социальных услуг, порядку  их предоставления.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей в 90-е годы” (1992), “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав” (1993).

Информация о работе Социльаное обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей