Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:16, курсовая работа
цель курсовой – рассмотрение социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также донести до них их право на социальную поддержку от государства.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- Определение понятия социальное обеспечение несовершеннолетних сирот и оставшихся без попечения родителей.
- Выявление социальных гарантий, предоставляемых несовершеннолетним, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.
- Рассмотрение понятий и видов социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Исследование порядка предоставления отдельных видов социального обслуживания, гарантируемых детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……………………………5
§1.1Понятие социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………5
§1.2 Социальные гарантии предоставленные несовершеннолетним, в том числе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей……………….10
Глава 2ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………….22
§ 2.1 Понятие и виды социального обслуживания, гарантируемые детям - сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей……………………22
§ 2.2 Порядок предоставления отдельных видов социального обслуживания, гарантируемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ №1Таблица Сведения о выявлении, учете и устройстве детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей (на основе формы 103-рик), чел………………………………………………………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ№2 Структура усыновления посторонними гражданами…..50
ПРИЛОЖЕНИЕ№3 Категории детей, воспитывающихся и обучающихся в учреждениях образования по состоянию на 01.01.09, %...................................51
ПРИЛОЖЕНИЕ№4 Оказание помощи лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………….52
Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.8
Вышеназванный закон предусматривает следующие дополнительные гарантии.
1.Право на образование:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.
Лица из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, обучающиеся во всех типах
государственных или
Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Обучающимся в федеральных
государственных
Выпускники всех типов
образовательных учреждений из числа
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, приезжающие
в эти образовательные
Выпускники федеральных
государственных
Пожеланию выпускников
образовательных учреждений им
может быть выдана денежная
компенсация в размерах, необходимых
для их приобретения, или перечислена
указанная компенсация в
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.9
При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
2. Право на медицинское обслуживание:
Детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей,
а также лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, предоставляется бесплатное
медицинское обслуживание и оперативное
лечение в государственном и
муниципальном лечебно-
3. Право на имущество и жилое помещение:
Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, а так
же дети, находящиеся под опекой
(попечительством), имевшие закрепленное
жилое помещение, сохраняют на него
право на весь период пребывания в
образовательном учреждении или
учреждении социального обслуживания
населения, а также в учреждениях
всех видов профессионального
Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, а так
же дети, находящиеся под опекой
(попечительством), не имеющие закрепленного
жилого помещения, после окончания
пребывания в образовательном учреждении
или учреждении социального обслуживания,
а также в учреждениях всех
видов профессионального
4.Право на труд:
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые
и зарегистрированным в органах
государственной службы занятости
в статусе безработных детям-
Работникам из числа детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, высвобождаемым
из организаций в связи с их
ликвидацией, сокращением численности
или штата, работодатели (их правопреемники)
обязаны обеспечить за счет собственных
средств необходимое
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 19.08.99 N 199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Дополнительные гарантии
права на образование предусмотрены
иными нормативно-правовыми
Постановлением Правительства
РФ от 1 июля 1995 г. N 676 утверждено Типовое
положение об образовательном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Данное
Типовое положение регулирует деятельность
государственных, муниципальных образовательных
учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей. Типовое положение
Для следующих видов
1) детский дом (для детей
раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного,
школьного возрастов,
2) детский дом-школа, школа-
3) специальный (коррекционный)
детский дом для детей-сирот
и детей, оставшихся без
4) специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
Дополнительные гарантии по социальной защите предоставляются как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления в области прав детей.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий принимаются меры, обеспечивающие предоставление вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Проблема защиты жилищных прав детей-сирот рассмотрена в статье И.М.Байкина «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей». В ней автором указано, что в различных субъектах Федерации судебная практика такова, что дети-сироты лишены возможности получить жилье в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г. следует, что лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшее возраста 23 лет и вставшее (поставленное) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не лишается права на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма.11 На этом решении Верховного Суда сложилась надзорная и кассационная практика судов Пермского края, Республики Башкортостан, Республики Алтай, Калужской области, Астраханской области, в силу которой суды отказывают детям в предоставлении жилья. При этом суды обосновывают свою позицию следующими доводами.
Исходя из положений действующего законодательства, дети утратили право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, обратившись по этому вопросу в компетентные органы для постановки на учет за пределами 23-летнего возраста. Следовательно, действие Закона N 159-ФЗ на них уже не распространяется, в связи с чем оснований для удовлетворения исков нет. Кроме того, достигнув совершеннолетия и до достижения 23-летнего возраста, истцы не выражали в установленной законом форме свое волеизъявление, направленное на принятие органом муниципального образования их на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя препятствий к этому не было.
Однако прокурору г.Краснодара
удалось восстановить нарушенное право
детей, оказавшихся в аналогичной
ситуации. Действуя в интересах нескольких
граждан, он обратился в суд с
иском к администрации
Информация о работе Социльаное обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей