Социльаное обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой – рассмотрение социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также донести до них их право на социальную поддержку от государства.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- Определение понятия социальное обеспечение несовершеннолетних сирот и оставшихся без попечения родителей.
- Выявление социальных гарантий, предоставляемых несовершеннолетним, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.
- Рассмотрение понятий и видов социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Исследование порядка предоставления отдельных видов социального обслуживания, гарантируемых детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……………………………5
§1.1Понятие социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………5
§1.2 Социальные гарантии предоставленные несовершеннолетним, в том числе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей……………….10
Глава 2ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………….22
§ 2.1 Понятие и виды социального обслуживания, гарантируемые детям - сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей……………………22
§ 2.2 Порядок предоставления отдельных видов социального обслуживания, гарантируемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ №1Таблица Сведения о выявлении, учете и устройстве детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей (на основе формы 103-рик), чел………………………………………………………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ№2 Структура усыновления посторонними гражданами…..50
ПРИЛОЖЕНИЕ№3 Категории детей, воспитывающихся и обучающихся в учреждениях образования по состоянию на 01.01.09, %...................................51
ПРИЛОЖЕНИЕ№4 Оказание помощи лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………….52

Файлы: 1 файл

Социальное обслуживане детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.docx

— 99.94 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из их числа в возрасте до 23 лет.8

Вышеназванный закон предусматривает  следующие дополнительные гарантии.

1.Право на образование:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право  на обучение на курсах по подготовке к  поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального  образования без взимания платы, а также право на получение  первого и второго начального профессионального образования  также без взимания платы.

Лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающиеся во всех типах  государственных или муниципальных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей  или единственного родителя, зачисляются  на полное государственное обеспечение  до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся воспитанники государственных  общеобразовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при  выпуске обеспечиваются этим образовательным  учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Обучающимся в федеральных  государственных образовательных  учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения  выплачивается стипендия, размер которой  увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся  в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного  обучения и производственной практики.

Выпускники всех типов  образовательных учреждений из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие  в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и  праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут  зачисляться на бесплатное питание  и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

Выпускники федеральных  государственных образовательных  учреждений из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных  учреждениях профессионального  образования, за счет средств образовательных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования  обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

 Пожеланию выпускников  образовательных учреждений им  может быть выдана денежная  компенсация в размерах, необходимых  для их приобретения,  или перечислена  указанная компенсация в качестве  вклада на имя выпускника в  учреждение Сберегательного банка  Российской Федерации.

Выпускники образовательных  учреждений, находящихся в ведении  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных  учреждениях профессионального  образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием  и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации  и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.9

При предоставлении обучающимся  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским  показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное  обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует  организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся  в федеральных государственных  образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также  бесплатным проездом один раз в год  к месту жительства и обратно  к месту учебы.

2. Право на медицинское обслуживание:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное  лечение в государственном и  муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а так же оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

3. Право на имущество и жилое помещение:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так  же дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в  образовательном учреждении или  учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях  всех видов профессионального образования  независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных  сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих  наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так  же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного  жилого помещения, после окончания  пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,  либо по окончании службы в рядах  Вооруженных сил Российской Федерации,  либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

4.Право на труд:

Органы государственной  службы занятости населения при  обращении к ним детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности  с учетом состояния здоровья.

Ищущим работу впервые  и зарегистрированным в органах  государственной службы занятости  в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения  родителей, и лицам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, выплачивается пособие  по безработице в течение 6 месяцев  в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, а также лицам из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности  или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных  средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, а равно  их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и  прокурор вправе обратиться в установленном  порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 19.08.99 N 199 «Об утверждении Положения  о порядке выплаты денежных средств  на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)»  органы опеки и попечительства выплачивают  опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных  натуральных норм по фактическим  ценам данного региона.

Дополнительные гарантии права на образование предусмотрены  иными нормативно-правовыми актами, в частности письмом Минобразования РФ от 26.10.2000 N 01-51-331/20-05 "О некоторых  вопросах материального обеспечения  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Постановлением Правительства  РФ от 1 июля 1995 г. N 676 утверждено Типовое  положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей. Типовое положение применительно  к негосударственным образовательным  учреждениям для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, выполняет функции примерного.

Для следующих видов образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, Типовое положение является примерным:10

1) детский дом (для детей  раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного,  школьного возрастов, смешанный);

2) детский дом-школа, школа-интернат  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

3) специальный (коррекционный)  детский дом для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, с отклонениями в  развитии;

4) специальная (коррекционная)  школа-интернат для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, с отклонениями в  развитии.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право  на обучение на курсах по подготовке к  поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального  образования без взимания платы.

Дополнительные гарантии по социальной защите предоставляются  как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления в области прав детей.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в  рамках предоставленных им полномочий принимаются меры, обеспечивающие предоставление вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Проблема защиты жилищных прав детей-сирот рассмотрена в  статье И.М.Байкина «Защита прав детей, оставшихся без попечения  родителей». В ней автором указано, что в различных субъектах  Федерации судебная практика такова, что дети-сироты лишены возможности  получить жилье в соответствии с  абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей".

Из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г. следует, что  лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшее возраста 23 лет и вставшее (поставленное) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не лишается права на внеочередное предоставление ему жилого помещения  по договору социального найма.11 На этом решении Верховного Суда сложилась надзорная и кассационная практика судов Пермского края, Республики Башкортостан, Республики Алтай, Калужской области, Астраханской области, в силу которой суды отказывают детям в предоставлении жилья. При этом суды обосновывают свою позицию следующими доводами.

Исходя из положений действующего законодательства, дети утратили право  требования предоставления жилья во внеочередном порядке, обратившись  по этому вопросу в компетентные органы для постановки на учет за пределами 23-летнего возраста. Следовательно, действие Закона N 159-ФЗ на них уже не распространяется, в связи с чем оснований для удовлетворения исков нет. Кроме того, достигнув совершеннолетия и до достижения 23-летнего возраста, истцы не выражали в установленной законом форме свое волеизъявление, направленное на принятие органом муниципального образования их на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя препятствий к этому не было.

Однако прокурору г.Краснодара удалось восстановить нарушенное право  детей, оказавшихся в аналогичной  ситуации. Действуя в интересах нескольких граждан, он обратился в суд с  иском к администрации муниципального образования о восстановлении этим гражданам пропущенного срока для  постановки на учет в качестве нуждающихся  в предоставлении жилых помещений  по льготной категории лиц из числа  детей-сирот, возложении обязанности  поставить граждан на учет нуждающихся  в предоставлении жилых помещений. При этом прокурор свои требования обосновал тем, что до достижения 23-летнего возраста по вопросу постановки на жилищный учет указанные лица не обращались в связи с тем, что  им не было разъяснено их право на обеспечение  жилым помещением, а также порядок  реализации этого права. Определением судебной коллегии по гражданским делам  Краснодарского краевого суда решение  суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора оставлено  без изменения, кассационная жалоба администрации МО г. Краснодара без  удовлетворения.

Информация о работе Социльаное обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей