Социльаное обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой – рассмотрение социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также донести до них их право на социальную поддержку от государства.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- Определение понятия социальное обеспечение несовершеннолетних сирот и оставшихся без попечения родителей.
- Выявление социальных гарантий, предоставляемых несовершеннолетним, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.
- Рассмотрение понятий и видов социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Исследование порядка предоставления отдельных видов социального обслуживания, гарантируемых детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……………………………5
§1.1Понятие социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………5
§1.2 Социальные гарантии предоставленные несовершеннолетним, в том числе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей……………….10
Глава 2ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………….22
§ 2.1 Понятие и виды социального обслуживания, гарантируемые детям - сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей……………………22
§ 2.2 Порядок предоставления отдельных видов социального обслуживания, гарантируемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ №1Таблица Сведения о выявлении, учете и устройстве детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей (на основе формы 103-рик), чел………………………………………………………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ№2 Структура усыновления посторонними гражданами…..50
ПРИЛОЖЕНИЕ№3 Категории детей, воспитывающихся и обучающихся в учреждениях образования по состоянию на 01.01.09, %...................................51
ПРИЛОЖЕНИЕ№4 Оказание помощи лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………….52

Файлы: 1 файл

Социальное обслуживане детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.docx

— 99.94 Кб (Скачать файл)

Представляется, что приведенная  положительная надзорная практика прокуроров может быть использована в прокуратурах субъектов Федерации.

Так, 8 февраля 2012 г. комитетом  Саратовской областной Думы рассматривался протест прокурора области на закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год".

Основанием для оспаривания  данного закона послужило его  несоответствие требованиям федерального законодательства и международного права.

Российской Федерацией ратифицирована международная Конвенция о правах ребенка, в п.1 ст.20 которой предусмотрено  право ребенка, временно или постоянно  лишенного своего семейного окружения, на особую защиту и помощь со стороны  государства. Во всех действиях в  отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению  их интересов (статья 3). Эта же норма  предусматривает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для  его благополучия, и с этой целью  принимать все соответствующие  законодательные и административные меры.12

Как установлено, в министерстве строительства и жилищно-коммунального  хозяйства области , как специально уполномоченном органе исполнительной власти, в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального  найма в настоящее время состоят 3339 лиц из числа детей-сирот и  детей , оставшихся без попечения  родителей, из них 2796 жилье должно было быть предоставлено еще в 2005-2011 годах.

Законом области "Об областном  бюджете на 2012 год" на цели обеспечения  жильем данной категории граждан  предусмотрено 110 млн. рублей, из них: 90 млн. рублей на приобретение (строительство) жилых помещений в государственный  жилищный фонд области и 20 млн. рублей на предоставление социальных выплат.

Этот прогноз позволит обеспечить жильем только около 400 лиц  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не достаточно с учетом количества состоящих на учете, а общая расчетная  потребность финансирования данных расходных обязательств составляет около 2,4 миллиарда рублей.

Таким образом, действующая  редакция Закона области от 13.12.2011 №206-ЗСО "Об областном бюджете на 2012 год" нарушает нормы международного и  российского законодательства, в  части не обеспечения в достаточном  объеме финансирования расходов расходных  обязательств Саратовской области на предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с недостаточным  финансированием данных мероприятий  в службе судебных приставов находятся 611 неисполненных решений суда об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, на исполнение которых  по прогнозам потребуется около 712,5 млн. рублей.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации",вступившие в законную силу постановления федеральных  судов, мировых судей и судов  субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц  и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

О необходимости соблюдения принципов разумности, справедливости при исполнении вступивших в законную силу судебных актов о предоставлении жилья свидетельствует и правоприменительная  практика Европейского Суда по правам человека, по мнению которого отсутствие квартир не оправдывает длительное неисполнение судебного акта.

Вместе с тем, закон  Саратовской области "Об областном  бюджете на 2012 год" не предусматривает  ассигнований, необходимых для обеспечения  жильем 611 детей-сирот , решения суда в отношении которых вступили в законную силу, что влечет невозможность  исполнения данных судебных актов в  как минимум в течение 2012 года.

Непринятие своевременных  мер к обеспечению детей-сирот  и детей , оставшихся без попечения  родителей и лиц из их числа, жилой  площадью приводит к тому, что они  вынуждены годами проживать в  условиях бытовой неопределенности, у них возникают трудности  с дальнейшим жизненным устройством.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество  и жилое помещение устанавливаются  законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (ст. 8 комментируемого  Федерального закона).13

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Понятие, виды и порядок предоставления социального обслуживания детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей

§ 2.1 Понятия и виды социального обслуживания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Циткилов П. Я. справедливо заметил: «В условиях современной России идет сложный процесс формирования новой системы социального обеспечения и защиты, нацеленный на переход от принципа государственных гарантий для всех к принципу адресной социальной поддержки». Важнейшим звеном этой системы является социальное обслуживание.14

Социальное обеспечение  представляет собой предусмотренную  законодательством систему материального  обеспечения и обслуживания граждан  в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.15

Набор социальных услуг - это  перечень социальных услуг, предоставляемых  отдельным категориям граждан в  соответствии с Федеральным законом  от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи" (с изменениями  от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля 2009 г., 24 июля 2009 г.), т.е в широком смысле - это является социальное обслуживание.16

Социальные услуги в широком  понимании - это меры, направленные на повышение уровня жизни лиц, которые  нуждаются в получении социальной поддержки от государства.

В числе иных нормативных  актов, правовой основой социальных услуг является статья 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи ООН  резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., которая  гласит, что каждый человек имеет  право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания  здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение  на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или  иного случая утраты средств к  существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация определена также законом "Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации". И представляет собой ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Виды правоотношений по социальной помощи и обслуживанию. Критериями классификации могут быть перечисленные  объекты правоотношений и порядок  их предоставления (по закону и по договору). Выделяют:

А. Правоотношения по государственной  социальной помощи и социальному  обслуживанию, которые характеризуются  следующими признаками:

1) основанием их возникновения  являются нуждаемость (бедность) и трудная жизненная ситуация, в которой находится лицо;

2) социальная помощь и  обслуживание как объект правоотношения  призваны обеспечить уровень  жизни нуждающимся до определенного  законом минимального уровня. Финансирование  осуществляется за счет средств  государственных и местных бюджетов, а перечень гарантированных социальных  услуг предоставляется безвозмездно;

3) права и обязанности  участников - государственных и муниципальных  социальных служб, с одной стороны,  и физического лица - с другой, носят социально-алиментарный характер, а указанные социальные службы  обязаны предоставить социальную  помощь и обслуживание на условиях  и в порядке, предусмотренных  законом.

Б. Договорные правоотношения по социальной помощи и социальному  обслуживанию, которые отвечают следующим  признакам:

1) субъектами названных  отношений являются, с одной стороны,  любые физические лица независимо  от признака нуждаемости (бедности), с другой - не только государственные  и муниципальные социальные службы, но и частные;

2) объектом правоотношения  выступают социальные услуги  и иные виды социального обслуживания, но их уровень не должен  быть ниже установленных государственных  стандартов качества социального  обслуживания, но предоставляются  они на платной основе (полностью  или частично). Установлен государственный  контроль за деятельностью по  предоставлению услуг частными  социальными службами вплоть  до лишения их лицензии;

3) взаимные права и  обязанности сторон определяются  договором на условиях частичной  или полной оплаты предоставляемых  социальных услуг.

Таким образом, правоотношение по социальной помощи и социальному  обслуживанию - это социально-обязательственное  отношение, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать от другой стороны - государственных (муниципальных) или частных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи и обслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.

В узком смысле слова под социальным обслуживанием понимают предоставление социально-бытовых услуг: помощь в ведении хозяйства, временное помещение в учреждение социальной защиты и т. д.

 В широком же смысле  социальное обслуживание включает  в себя иные, помимо денежных  выплат, виды социального обеспечения,  в том числе: охрану детства,  материнства, инвалидов, медицину, образование и т. д.17

Другими словами, право на социальное обслуживание является неотъемлемым элементом правового статуса  гражданина и «предоставляется гражданам, попавшим в тяжелую жизненную  ситуацию, включая лиц преклонного  возраста, инвалидов, детей, лиц из маргинальных групп».18

Ст. 1 ФЗ от 10.12.1995 г., № 195-ФЗ «Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дает следующее определение понятию  «социальное обслуживание» –  это деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации.19

Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержания видов социального обслуживания - материальная помощь социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в  стационарных условиях, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального  обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей.

 

Печальным и тревожным  явлением современной действительности служит постоянное увеличение числа  беспризорных детей и детей-сирот: ежегодный рост по России составляет около 40 тыс. детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и  подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Сегодня в стране уже действует  свыше 400 таких учреждений, только в  Московской области их 33. Правовые основы их организации закреплены в Примерном  Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.96 № 1092.

Целями деятельности учреждений являются:

- профилактика безнадзорности  несовершеннолетних, оказание помощи  по ликвидации трудной жизненной  ситуации в семье;

- предоставление временного  проживания до определения совместно  с органами опеки и попечительства  наиболее оптимальных форм жизнеустройства  несовершеннолетнего;

- обеспечение квалифицированной  медико-социальной помощью.

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении  с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; проживающие  в неблагополучных семьях; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье  или учреждениях для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

Информация о работе Социльаное обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей