Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.docx

— 80.11 Кб (Скачать файл)

Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников

Своеобразие и выразительные  средства детского рисунка. Развитие изобразительной  деятельности в дошкольном возрасте. Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников. Диагностика выявления уровня выразительности  рисунка.

Введение

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного  мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований  в дошкольном возрасте. В последующие  годы не складываются такие благоприятные  возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных задач дошкольного  воспитания.

Занятия рисованием дают возможность  развивать в детях их творческие способности, развивать воображение.

Развитию воображения содействуют  беседы с детьми по поводу окружающей жизни, а также обобщение их представлений  через образы литературы, в том  числе и образы героев сказки.

Главным существенным признаком художественного  образа в рисовании является выразительность. Под выразительностью понимается способность  художника посредством разнообразных  приемов передавать человеческие эмоции.

Выражение своих впечатлений в  рисунке требует от детей проявления самостоятельности, активности.

Все заявленное выше свидетельствует  об актуальности заявленной темы курсовой работы «Влияние художественной литературы на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках детей старшего дошкольного возраста».

Изобразительной деятельности детей  дошкольного возраста уделяли внимание такие исследователи как Н.А. Ветлугина, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева, В.А. Езикеева, Р.Г. Казакова и другие.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что  творческие возможности детей проявляются  уже в дошкольном возрасте.

Цель курсовой работы состоит в  изучении возможности использования  художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя  в рисунках старших дошкольников.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.

Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя  в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы

Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя  в рисунках старших дошкольников.

Провести диагностику на выявление  уровня выразительности детского рисунка (констатирующий эксперимент).

Составить и апробировать систему  занятий по рисованию с использованием средств художественной литературы, направленную на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников (формирующий  эксперимент).

Оценить эффективность влияния  формирующего этапа исследования на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников (контрольный эксперимент).

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (старшая группа).

Предмет исследования: выразительный  образ сказочного героя с помощью  художественной литературы.

Гипотеза: предполагаем, что использование  художественной литературы способствует созданию наиболее выразительного образа сказочного героя в рисунках детей  старшего дошкольного возраста.

 

Глава 1. Теоретические основы детской  изобразительной деятельности

1.1 Своеобразие детского рисунка

Н.П. Сакулина писала, что «детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с  аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный  смысл».

Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рисунок представляет собой  художественный образ. Предназначенный  для передачи информации (в атласе ботаническом, зоологическом и т. п.), рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающим познавательным целям. Такой рисунок направлен  и первую очередь на мысли человека.

Художественный образ воздействует на чувства, а через них и на мысли. Он выражает отношение художника  к миру людей, к природе, характер изображаемого предмета и явления.

Изобразительная деятельность относится  к сфере изобразительного искусства. Искусство -- художественное (образное) отражение человеком окружающего  его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском  возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно  ли считать его произведением  искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в  исследованиях зарубежных и отечественных  ученых: известного русского физиолога  В.М. Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой  и др., психологов

Е.И. Игнатьевой, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М Дьяченко и др.

Так чем же привлекает нас детский  рисунок, что мы ценим в нем?

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства).

Другое достоинство рисунка -- его  содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш  понимает, что на листочке может  быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет  малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: "Это рыба... а это акула-каракула подскочила". Обращается к маме: "Слышишь, как  рычит -- сейчас съест. А это коровка... а это коровкина нога". На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников -- все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает  о мире, тем шире тематика его  рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка -- смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все.

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка -- показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок  как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые  зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских  рисунках почти всегда добро побеждает  зло.

Рисунки дошкольников можно сразу  узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного  печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое  восприятие мира.

Таким образом, своеобразие детского рисунка заключается в его  эмоциональности и непосредственности, содержательности, смелости, гуманизме  и оптимизме, красочности и декоративности.

 

1.2 Выразительные средства детского  рисунка

Выразительность -- главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность  художника посредством разнообразных  приемов передавать человеческие эмоции. Степень художественной выразительности  произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем  больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка, по словам Г.В. Лабунской, -- это «посильное раскрытие детьми некоторых характерных  сторон отражаемого предмета или  явления действительности и передача активного эмоционального отношения  к нему».

Рассмотрим выразительные средства детского рисунка.

Одним из самых доступных для  ребенка средств выразительности  является цвет. Характерно, что использование  красок ярких, чистых тонов, в разнообразном  сочетании присуще дошкольникам всех возрастов.

В исследованиях известного психолога  В.С. Мухиной отмечено, что при  изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных -- холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего  мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим (по данным Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной  и др.). Он по-прежнему остается средством  выражения замысла, но теперь уже  более осознанным и обоснованным.

Н.П. Сакулина, Л.А. Раева в своих  исследованиях показали, что очень  важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как  и небо, может быть и голубым, и  серым, и сиреневым).

Другое средство выразительности, используемое дошкольником, -- линия. Исследователи  отмечают, что предметы, явления, которые  близки ребенку, любимы им, он рисует старательно  и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как  бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги -- слева и справа. Цветочек -- с одной стороны и с другой.)

Как и взрослые, дошкольники нередко  используют прием гиперболизации (преувеличение  каких-то признаков). Они выделяют в  изображенном предмете или явлении  то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Композиция сюжетного рисунка  также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением  отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т. д. Так близко, тесно, компактно -- мышь через границу не пробежит. Ребенок  сделал акцент на расположении изображений  с минимальным интервалом.

В рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись  как струна и расправив когти.

Рисуя, малыш использует и такое  средство, как агглютинация, -- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом  и головой, солнышко с глазами  и ртом).

Таким образом, средствами выразительности  детского рисунка являются цвет, линия, композиция и др.

Выразительность образа, продукта детской  деятельности, -- показатель творческого  воображения. В то же время следует  помнить, что детский рисунок  при всех его достоинствах -- это  не произведение искусства. Ребенок  в рисунке рассказывает нам о  себе и о том, что он видит. Однако дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего  мира, а живут в этом мире красоты.

1.3 Развитие изобразительной деятельности  в дошкольном возрасте

Рассмотрим линии, по которым происходит развитие основных действий изобразительной  деятельности.

Действие восприятия -- одно из основных, реализующих изобразительную деятельность. Для создания наглядного образа важно  уметь выделять в предметах и  явлениях внешние изобразительные  признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразия предметов  и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления  о них, возможно последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. Изобразительная деятельность детей  опирается на определенный уровень  сенсорного развития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности. В изобразительной  деятельности действие восприятия и  формируется.

В соответствии с общими закономерностями развития детского восприятия и усложнением  изобразительных задач, определяющих требования к восприятию, можно определить усложнение содержание и способов восприятия в разные возрастные периоды.

Восприятие в дошкольном возрасте становится более:

- полным (выделяет большее количество  изобразительных признаков (форм, цветов, величин, ребенок видит  основное и детали);

- более точным (от выделения  обобщенной, близкой к эталону,  формы дошкольник постепенно  подходит к выделению характерной  (отличной от геометрической), а  затем и индивидуальной; от выделения  основного тона цвета к различению  его оттенков; от освоения отношений  по величине между одним-двумя  предметами (частями предмета) к  освоению отношений многих предметов  или частей);

- более расчлененным аналитическим.

К семи годам ребенок овладевает целостным способом обследования (порядком, структурой), специфическим для изобразительной  деятельности.

Другое ориентировочное действие, специфическое для изобразительной  деятельности, -- замысливание образа. Процесс замысливания состоит в  придумывании ребенком содержания рисунка (лепки), определении материала, приемов, последовательности изображения.

Замысел как одно из важнейших ориентировочных  действий также развивается по нескольким направлениям, линиям. В пределах дошкольного  возраста замысел становится более  устойчивым. При систематическом  обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа. Это связано с развитием речи, воображения, произвольности всех психических  процессов, развитием социальных мотивов, осознанием себя.

Процесс замысливания образа связан с его наглядным представлением, видением возможного результата работы. Такое наглядное видение в  единстве и содержания и формы  художественного образа Н.П. Сакулина называла "изобразительное представление". Оно формируется не сразу. По данным Н.П. Сакулиной, такое замысливание кроме опыта непосредственного  восприятия изображающих явлений требует  запаса графических образов, наличия  представлений графических структур, схем. Если ребенок получил яркие  представления от непосредственно  воспринятых предметов, явлений, но у него нет графического опыта, он не может представить себе наглядно будущий рисунок даже в общих  чертах. Изображение выполняется  путем проб и ошибок. Если же дошкольник адекватно его оценивает, то разочаровывается и отказывается рисовать ("не умею"). Если он равнодушен к результату и  увлечен больше замыслом, чем его  реализацией, то довольствуется схемами -- намеками на изображение. Если же ребенок сам нашел графический образ или научился у взрослых, то уже при определении темы он представляет себе готовый графический образ, имеющийся у него в запасе, и рисует наизусть, иногда комбинируя несколько таких образов. Шаблонные по форме замыслы дают шаблонные изображения.

Информация о работе Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников