Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников
Своеобразие и выразительные средства детского рисунка. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников. Диагностика выявления уровня выразительности рисунка.
Введение
Дошкольный возраст наиболее благоприятен
для развития не только образного
мышления, но и воображения, психического
процесса, составляющего основу творческой
деятельности. Именно воображение - одно
из психологических
Занятия рисованием дают возможность развивать в детях их творческие способности, развивать воображение.
Развитию воображения
Главным существенным признаком художественного
образа в рисовании является выразительность.
Под выразительностью понимается способность
художника посредством
Выражение своих впечатлений в рисунке требует от детей проявления самостоятельности, активности.
Все заявленное выше свидетельствует об актуальности заявленной темы курсовой работы «Влияние художественной литературы на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках детей старшего дошкольного возраста».
Изобразительной деятельности детей дошкольного возраста уделяли внимание такие исследователи как Н.А. Ветлугина, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева, В.А. Езикеева, Р.Г. Казакова и другие.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.
Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы
детской изобразительной
Проанализировать процесс
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Провести диагностику на выявление уровня выразительности детского рисунка (констатирующий эксперимент).
Составить и апробировать систему занятий по рисованию с использованием средств художественной литературы, направленную на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников (формирующий эксперимент).
Оценить эффективность влияния формирующего этапа исследования на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников (контрольный эксперимент).
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (старшая группа).
Предмет исследования: выразительный образ сказочного героя с помощью художественной литературы.
Гипотеза: предполагаем, что использование художественной литературы способствует созданию наиболее выразительного образа сказочного героя в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы детской изобразительной деятельности
1.1 Своеобразие детского рисунка
Н.П. Сакулина писала, что «детская
изобразительная деятельность дошкольников
при всем ее своеобразии сходна с
аналогичной деятельностью
Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации (в атласе ботаническом, зоологическом и т. п.), рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающим познавательным целям. Такой рисунок направлен и первую очередь на мысли человека.
Художественный образ
Изобразительная деятельность относится
к сфере изобразительного искусства.
Искусство -- художественное (образное)
отражение человеком
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М. Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов
Е.И. Игнатьевой, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М Дьяченко и др.
Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства).
Другое достоинство рисунка -- его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: "Это рыба... а это акула-каракула подскочила". Обращается к маме: "Слышишь, как рычит -- сейчас съест. А это коровка... а это коровкина нога". На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников -- все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка -- смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все.
Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка -- показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Рисунки дошкольников можно сразу
узнать по их яркости, красочности, декоративности.
В них радостное
Таким образом, своеобразие детского
рисунка заключается в его
эмоциональности и
1.2 Выразительные средства
Выразительность -- главный существенный
признак художественного
Выразительность детского рисунка, по словам Г.В. Лабунской, -- это «посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему».
Рассмотрим выразительные
Одним из самых доступных для
ребенка средств
В исследованиях известного психолога В.С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных -- холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим (по данным Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной и др.). Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным.
Н.П. Сакулина, Л.А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым).
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, -- линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги -- слева и справа. Цветочек -- с одной стороны и с другой.)
Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т. д. Так близко, тесно, компактно -- мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображений с минимальным интервалом.
В рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.
Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, -- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом).
Таким образом, средствами выразительности детского рисунка являются цвет, линия, композиция и др.
Выразительность образа, продукта детской деятельности, -- показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах -- это не произведение искусства. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит. Однако дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты.
1.3 Развитие изобразительной
Рассмотрим линии, по которым происходит развитие основных действий изобразительной деятельности.
Действие восприятия -- одно из основных,
реализующих изобразительную
В соответствии с общими закономерностями развития детского восприятия и усложнением изобразительных задач, определяющих требования к восприятию, можно определить усложнение содержание и способов восприятия в разные возрастные периоды.
Восприятие в дошкольном возрасте становится более:
- полным (выделяет большее количество
изобразительных признаков (
- более точным (от выделения
обобщенной, близкой к эталону,
формы дошкольник постепенно
подходит к выделению
- более расчлененным
К семи годам ребенок овладевает
целостным способом обследования (порядком,
структурой), специфическим для
Другое ориентировочное
Замысел как одно из важнейших ориентировочных действий также развивается по нескольким направлениям, линиям. В пределах дошкольного возраста замысел становится более устойчивым. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа. Это связано с развитием речи, воображения, произвольности всех психических процессов, развитием социальных мотивов, осознанием себя.
Процесс замысливания образа связан
с его наглядным
Информация о работе Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников