Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.docx

— 80.11 Кб (Скачать файл)

3. Высокий уровень развития интеллекта  предполагает высокий уровень  творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической  формы психической активности  нет. Эту точку зрения разделяли  и разделяют практически все  специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).

Ряд исследователей полагает, что  для творчества необходима мотивация  достижения, другие считают, что она  блокирует творческий процесс. Однако большинство авторов все же убеждено в том, что наличие всякой мотивации  и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие  особенности, как независимость  и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние  оценки, пожалуй, может считаться  главным личностным качеством творческой личности.

Творческим людям присущи следующие  личностные черты:

1) независимость -- личностные стандарты  важнее стандартов группы; неконформность  оценок и суждений;

2) открытость ума -- готовность  поверить своим и чужим фантазиям,  восприимчивость к новому и  необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным  и неразрешимым ситуациям, конструктивная  активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство,  стремление к красоте.

2.2 Условия развития творческих  способностей

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в  системе воспитания ребенка и  решаться во всех сферах его жизни (в  отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе  искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для  этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий  с ребенком взрослый должен создать  все условия для того, чтобы  ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку  ответы на поставленные вопросы. В настоящее  время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных  развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей  в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного  творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично  войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального  опыта, который послужит основой  для возникновения замыслов и  будет материалом, необходимым для  работы воображения.

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения  и т.п.) и служит основой для  игр, творческих рассказов, рисунков и  т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем  специальных занятий по изобразительной  деятельности.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной  деятельности проводят специалисты. На наш взгляд, «разделение труда» между  разными специалистами мешаем целостному видению ребенка, пониманию его  в сложных и взаимосвязанных  проявлениях когнитивной, эмоциональной  и волевой сфер личности. Фрагментарность  видения и анализа проявлений ребенка мешает воспитанию целостной  личности во взаимосвязи знаний, чувств и поступков. Прибегая к услугам  специалистов, необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с  другими педагогами и родителями.

В связи с этим особенно важно, чтобы  такой специалист хорошо знал детей  группы и каждого ребенка в  отдельности. Он должен поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий  план работы педагога или участвовать  в его составлении, анализе результатов  работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной  деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут  изображаться, и т.д.). Очень полезно  присутствовать ему на занятиях детей  по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя  им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей  и т.п.

Со своей стороны, основной воспитатель, учитывая содержание своей работы, может подсказать педагогу по изодеятельности  какие-то темы, события, интересные для  детей, помочь подготовить материал, участвовать в просмотре детских  рисунков в свободное время, украшать ими интерьер и т.п. При проведении творческих занятий, где замысел  формируется предварительно и индивидуально, только воспитатель, общающийся с детьми ежедневно, может вести эту работу по формированию замысла.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в  том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное  видение и воспитание личности, полноценное  психическое развитие дошкольника.

Следовательно, единая позиция педагогов  в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между  ними - одно из важнейших условий  развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения  с искусством. При правильном влиянии  взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные  средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного  присвоения ребенком изобразительной  деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу  обучения входят и формирование способности  эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной  деятельности должно быть ориентировано  на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Л.А. Раева, Б.М. Неменский, В.А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.

В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать  любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем  дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей  появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих  рисунков и поделок, теряет интерес  к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как  показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно  актуализировать творческие возможности  детей. Уровень креативности выше, если дано задание найти творческое решение (О.М. Дьяченко).

Акцент на возможность и необходимость  вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно  для формирования творческой позиции  человека (ребенка) в жизни.

Очень важно, чтобы предъявляемые  взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и  не просто мотивация, а предложение  действенных мотивов, подведение детей  если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, -- важное условие творческой активности ребенка на занятии.

О важности и трудности обеспечения  эффективной мотивации говорил  Б.М. Теплов. Применительно к деятельности, организованной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема - нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка  подлинное, действенное желание  «сочинять».

Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Воспитателю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необязательно  выражать восторг, тем более если для этого может не быть объективных  оснований. Однако доброжелательное и, что не менее важно, систематическое  внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческих потенциалов ребенка.

Еще одно условие развития творческих возможностей детей это комплексное  и системное использование методов  и приемов, ведущее значение среди  которых имеют предварительные  наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых  средств для их разрешения, что  стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий  развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и  характер, и особенности некоторых  психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже построение ребенка в день, когда предстоит  творческая работа.

Все эти условия необходимо создавать  в дошкольных учреждениях и по возможности в семье. Существует мнение о возможности прямого  формирования творческих способностей. Эта задача учеными решается по-разному. Широкое распространение получила в последние годы методика, прямо  направленная на формирование способов творческого мышления путем поиска и разрешения противоречим, освоение своеобразных способов решения новых  задач (так называемая ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Г.С. Альтшуллера, элементы которой применил М.Н. Шустерман). Существует мнение, что  творческие способности путем прямого обучения нельзя формировать. Не вникая в существо разногласий, скажем, что как и любые человеческие способности, творческие способности формируются прижизненно, в условиях общения людей. Поэтому воспроизводство их в новом поколении без прямого воздействия на детей взрослыми, а значит, без обучения невозможно.

Е.А. Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения  обучения и творчества. Она говорила, что «в каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для  творчества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается  в умении педагога целенаправленно  организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка  ко все большей самостоятельности  и творчеству. Поэтому не следует  сводить понимание обучения к  способу решения узкого крута  задач (формированию знаний и умений), сведению его к процессу механического  «тренажа», «натаскивания» детей в  рамках предельно формализованного обучения - занятия».

Таким образом, создание изложенных выше условий развития творческих срособностей у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б.М. Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно  эстетическими только при том  условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.

 

2.3 Значение использования художественной  литературы в создании

выразительного образа сказочного героя

Специфической особенностью, отличающей художественную литературу от других искусств, является то, что средством  для выражения идейного содержания литературных произведений служит язык.

Язык художественной литературы обладает особыми качествами -- образностью, выразительностью, живостью.

Художественное слово создаёт  подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание поэтому вызывает остроту мысли  и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Воспитывая интерес и любовь к художественной литературе, педагог  детского сада развивает у детей  умение предпочитать одни произведения другим: дети учатся сознательно выбирать то, что им больше нравится. Предпочтительное отношение к тому или иному  произведению -- способность выбирать -- является предпосылкой к развитию художественного вкуса, к развитию умения элементарно оценивать художественное произведение.

Детский сад ставит своей задачей  учить детей на основе понимания  литературного произведения выражать своё отношение -- сочувствие или порицание -- к героям и их поступкам, давать им оценку, что содействует осуществлению  задач нравственного воспитания.

Старшие дошкольники при активном руководстве воспитателя способны по-детски элементарно, однако всё же правильно, осмыслить и почувствовать  прекрасные своим благородством  поступки героев литературных произведений. В народных сказках, отличающихся яркостью и выпуклостью в обрисовке  героев, дети понимают красоту морального облика положительных персонажей, например Василисы Прекрасной, Алёнушки. Положительные  качества героев народных сказок, для  которых характерны фантастика и  обобщённость, доводятся до пределов совершенства. Их отвага, доброта, смелость выражаются в соответствующих поступках, поведении: смелые, храбрые никогда  ничего не боятся, не останавливаются  перед препятствиями; они всегда трудолюбивы, умеют найти способ помочь слабым.

Информация о работе Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников