Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.docx

— 80.11 Кб (Скачать файл)

Обобщённая характеристика героев сказки содействует тому, что их моральный облик чётко выступает  перед детьми, которые способны оценить  их поведение, восхищаться ими. Дети испытывают удовольствие от повторения рассказа о подвигах положительных  героев, от рисования их.

Большой материал, собранный в детских  садах по восприятию народных сказок, показывает, что героев с высокими моральными качествами дети представляют себе и внешне привлекательными: Алёнушку (из сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка») они называют «красивой», говорят, что она «хорошо «одета», хотя в тексте, прочитанном детям, нет описания её внешности или  одежды.

В своих рисунках дети ярко раскрашивают платье Алёнушки, снабжают её пышным головным убором. То же наблюдалось по отношению  к Василисе Прекрасной из одноимённой  сказки. Даже второстепенных персонажей, действующих заодно с положительными героями, дети в своих рисунках стараются  чем-нибудь украсить: собачку из сказки «Морозко» они рисуют с красным  бантом, тщательно раскрашивают козлёночка, в которого превратился братец Иванушка. Этим они выражают своё положительное  отношение к героям и высокую  оценку их поведения.

Изображение литературных героев может  быть связано с определённым отношением к ним. Это приводит к тому, что  у ребёнка появляется желание  выразить в рисунке это отношение, охарактеризовать изображаемые явления.

Развитие в детях способности  выражать своё отношение к изображаемому  и тем углубить понимание ими  явлений, руководство чувствами  детей также является одной из задач детского сада в отношении  рисования.

Занятия рисованием дают возможность  развивать в детях их творческие способности, развивать воображение.

Развитию воображения содействуют  беседы с детьми по поводу окружающей жизни, а также обобщение их представлении  через образы литературы.

Занятия рисованием имеют значение для развития творческих способностей детей. На занятиях разного типа по-разному  развиваются эти способности. На одних занятиях дети получают и осваивают  новые для них умения, на других упражняются в приобретённых  умениях и приобретают прочные  навыки. Когда детям предлагается отразить в рисунке образ какого-либо сказочного персонажа, то у каждого  ребёнка остаётся достаточно простора для творчества, т. е. для выбора содержания рисунка, введения в него тех или  средств выразительности.

Желая выразить положительное отношение  к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую  одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании к  сказкам.

Хорошо понимая пределы доступного для детей дошкольного возраста в смысле выражения ими задуманных образов и сюжета, воспитатели  развивают у детей возможную  для их возраста требовательность в  отношении выразительности рисунка.

Таким образом, художественная литература способствует созданию более выразительных  образов персонажей из сказки.

 

Глава 3. Методика работы по созданию выразительного образа

сказочного героя в рисунках старших дошкольников

3.1 Анализ программ

Таблица 2. Анализ программ «Детство»  и М.А. Васильевой по проблеме исследования

 

Программа «Детство»

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой

 

При изображении сказочных  образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности -- рисунок, цвет, композицию.

Технические задачи:

совершенствовать технические  навыки и умения в различных видах  искусств: умения использовать разнообразные  материалы и инструменты, способы  деятельности с целью создания выразительного образа; применять новые изобразительные  материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и  оттенки путем составления, разбавления  водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой.

Осваивать новые способы  работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевка, штриховка, оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.

Учить передавать в рисунке  несложные движения человека и животных, различные сюжеты: сюжеты из сказок, сказочных персонажей; располагать  изображения на всем листе, на одной  линии, на широкой полосе.

Задачи по цветоведению:

учить различать и использовать цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый и их оттенки, смешивать  краски, подбирать фон бумаги и  сочетание красок для передачи колорита.

Технические задачи:

закреплять навыки правильной посадки при рисовании. Закреплять навыки пользования карандашом, кистью.

Познакомить со способами  работы с акварелью. Закреплять умение хорошо насыщать кисть краской (гуашь, акварель), держать ее наклонно к  бумаге при рисовании широких  линий и вертикально -- узких линий  и точек.

Учить наносить легкий контур карандашом.

 
     

 

3.2 Характеристика методов и  приемов по созданию выразительного

образа сказочного героя

В ходе беседы дети должны представить  картину того, что передадут в  рисунке: основное внимание уделяют  действующим лицам, меньше -- обстановке, окружению. Только таким путем: сначала -- характеристика основных персонажей, затем -- место действия, окружающие предметы.

Разумеется, в процессе беседы воспитатель  не навязывает детям свой замысел, не добивается именно такой формы выражения. Наоборот, чем своеобразнее они передадут  содержание, тем ценнее творчество. Следовательно, указания в процессе рисования педагог направляет лишь на содержание и возможные пути его  выражения. Он очень внимательно  относится к замыслам детей, даже если они наивны, поощряет смелый поиск  средств выражения.

В старшей группе при обучении рисованию  воспитатель все больше применяет  исследовательский и эвристический  методы, т. е. задает вопросы, которые  требуют воображения, фантазии, знаний ранее усвоенного материала.

Технические навыки. Показ сокращается  до минимума; если возникает необходимость, дети сами показывают сверстнику. Иногда применяют показ способа действия. При этом воспитатель поясняет, как  он действует, обращает внимание на характер движения, а не просто называет его. После показа дети сразу повторяют  способ действия.

Дети учатся пользоваться палитрой (это могут быть крышка металлической  коробки, кусок пластического стекла, маленькое блюдце). На палитре краску разводят водой, чтобы получить светлый  тон, или смешивают с другой.

В старшей группе большее значение чем раньше, приобретают объяснения, сравнения, рассуждения, т. е. словесные  приемы. Опора на приобретенный ранее  опыт, развитие самостоятельности -- важное условие обучения детей старшей  группы. Учитывая индивидуальные особенности  каждого ребенка, воспитатель добивается свободного владения изобразительными материалами.

Рассматривание рисунков. Начиная  со старшей группы, воспитатель приучает детей анализировать свои работы и работы других детей.

Дети постепенно начинают понимать: рисунок оценивается в зависимости  от поставленной задачи. Педагог вначале  направляет внимание на положительные  стороны, учит отмечать, что выполнено  хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т. п.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны, как своих рисунков, так и рисунков сверстников.

3.3 Анализ педагогического опыта  по проблеме исследования

Рассмотрим педагогический опыт, представленный в журнале «Дошкольное воспитание»  №2 (2002г.), в котором воспитатель  В. Дмитриева ДОУ №303 города Москвы предлагает рисовать детям старшего дошкольного возраста иллюстрации  к сказкам.

В дошкольном учреждении №303 г. Москвы большое внимание уделяется эстетическому  развитию детей, приобщению их к различным  видам и жанрам изобразительного искусства. Особый цикл занятий посвящен своеобразию выразительных средств, используемых при передаче сказочных  образов.

Во время ознакомления детей  со сказками, также идет параллельно  ознакомление дошкольников с художниками - книжными иллюстраторами: Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, В. Лебедевым, В. Конашевичем, Т. Мавриной и др. и их картинами  к сказкам: «Гуси-лебеди» «Маша  и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Царевна лягушка», «Три медведя» и др.

Рассматривая иллюстрации к  сказкам, обращаясь к ним на протяжении всего времени пребывания детей  в дошкольном учреждении, сравнивая  героев сказок и героев, созданных  разными художниками, дошкольники учатся видеть, какие средства те используют, чтобы передать особенности характера и настроения персонажей, понимают, как можно изобразительными средствами (колорит, композиция и т.д.) передать свое отношение к событиям сказки и ее действующим лицам, а значит, получают не только знания, необходимые для изобразительной деятельности, но и вырабатывают нравственные ориентиры, столь нужные для формирования «растущей души».

 

Глава 4. Опытно-экспериментальное  исследование

Опытно-экспериментальная работа по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников с помощью художественной литературы проходила на базе МДОУ №361 города Н. Новгорода.

Данное дошкольное учреждение находится  по адресу ул. Григорьева, дом 1.

В исследовании принимали участие  дети старшей группы (5-6 лет): экспериментальная  группа (8 детей) и контрольная группа (8 детей).

Краткая характеристика детей экспериментальной  группы.

Ксюша П.(6 лет) - очень аккуратная и  старательная девочка. На занятиях всегда активна, в группе - лидер. Любимые  игры - настольные.

Аня Ц.(6 лет) - старательная девочка, немного  стеснительная. Правда на занятиях отвлекается  и не всегда слушает воспитателя. Очень любит играть с куклами, наряжая их в разные наряды и придумывая им имена.

Артем А.(5 лет) - мальчик с богатым  воображением. Любит придумывать  сказки и разные истории. Дружит со всеми ребятами в группе. На занятиях активный, старательный и аккуратный.

Никита М.(6 лет) - непоседливый мальчик. Любимое занятие по ФИЗО, т.к. он очень  подвижен. На остальных занятиях отвлекается, не очень старательный и аккуратный.

Егор Т.(6 лет) - немного стеснительный, но только с незнакомыми людьми. А так дружит со всеми мальчиками группы. Любит играть в разные сюжетно-ролевые  игры, беря на себя различные роли. На занятиях достаточно аккуратный, не слишком  активный, но и не пассивный.

Настя Ф.(5 лет) - девочка аккуратная, но из-за того, что у нее не всегда все получается, может сильно расстроиться и даже заплакать.

Андрей В. (5 лет) - любит петь, неплохо  танцует. Рисует плохо.

Лиза Г. (6 лет) - к рисованию почти  равнодушна, лишь бы побегать, непоседа и заводила.

4.1 Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента: провести диагностику на выявление  уровня выразительности детского рисунка.

Диагностика проводилась по следующим  направлениям: с детьми, с родителями, с воспитателями.

Методы исследования (табл. 3):

Таблица 3. Методы исследования в констатирующем эксперименте

 

С детьми

С родителями

С воспитателями

 

1.Беседа

2. Занятие (анализ работ  по критериям)

3. Наблюдение в самостоятельной  худож. деятельности

Анкетирование

1.Беседа

2.Анализ планов работы

 
       

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Цель: опросить родителей детей  на тему «Любит ли рисовать Ваш ребенок?», выявить отношение детей к  изобразительной деятельности с  точки зрения родителей детей.

Вопросы:

Любит ли Ваш ребенок рисовать?

Что чаще всего рисует?

Какие цвета использует при рисовании?

Какие материалы использует чаще (карандаши, фломастеры, краски, др.)?

Сохраняет ли свои рисунки?

Рисует один или с Вами чаще всего?

Работа с воспитателями

Беседа на тему «Роль изобразительной  деятельности в детском саду»

Цель: выявить отношение воспитателей к занятиям по изобразительной деятельности (рисованию) в детском саду.

Вопросы:

Если Ваше занятие по изобразительной  деятельности на свободную тему то, что чаще всего рисуют дети?

Какие средства выразительности на занятиях по рисованию Вы используете?

Какую роль, по Вашему мнению, играет рисование в детском саду?

Как часто Вы проводите индивидуальную работу по рисованию, на что делаете  упор?

Какую работу проводите с родителями детей по изобразительной деятельности?

Используете ли Вы коллективные формы  работы по рисованию? Как часто и  какие?

Любите ли Вы сами рисовать? Что  рисуете?

Работа с детьми

Беседа

Цель: выявить отношение детей  к рисованию (табл. 4).

Таблица 4. Отношение детей экспериментальной  группы к рисованию

 

Вопросы

Ксюша

Аня

Никита

Андрей

Артем

Егор

Настя

Лиза

 

Ф.И. реб.

                 

1. Любишь ли ты рисовать?

Да

Да

Не очень

Не очень

Да

Да

Да

Не очень

 

2. Что чаще рисуешь?

Природу людей,

живот-х

Кукол

Машины

Не знаю

Машины

Дома

Кукол

Чего попросят

 

3. Чем любишь больше  всего рисовать (красками,

кар-ми, фл-рами и т.д.)?

Красками

и фломастерами

Красками

и фломастерами

Фломас

терами

Фломас

терами

Карандашами

Красками

и фломас

терами

Красками

и фломас

терами

Мелом на асф-те

 

4. Какие твои любимые  цвета, которые используешь в  рисовании?

Зеленый,

синий,

красный

Все

Черный

кр-й

Синий

Все

Зеленый,

синий,

красный,

желтый

Все

Розовый

 

5. Как часто ты рисуешь  дома?

Каждый

день

Постоянно

Редко

Редко

Каждый

день

Каждый

день

Каждый

день

Редко

 

6. Чему бы ты хотел  (а) научиться новому в рисовании?

Как художник рисует пейзажи

Правильно

рисовать

людей

Роботов

рисовать

Не знаю

Рисовать как художник

Животных

и людей рисовать

Принцесс рисовать

Не знаю

 
                   

Информация о работе Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников