Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Занятие с детьми экспериментальной группы на тему: «Мой любимый сказочный герой»
Задачи:
- развивать фантазию и
- закреплять умение
- способствовать использованию
различных средств
- продолжать учить детей
Материал: краски (гуашь), фломастеры, цветные карандаши, бумага, кисти, баночки с водой.
Словарная работа: сказочный герой, сказочный образ.
План-конспект:
Вводная часть (попали в сказку, вспомнить любимую сказку).
Самостоятельная деятельность детей:
- советы
- напоминания
- поощрение
- обыгрывание полуготовых
3. Заключительная часть:
- анализ и оценка
- выставка работ.
Анализ детских работ проходил по следующим критериям (табл. 5).
Таблица 5. Критерии оценки уровня развития выразительности образа сказочного героя в рисунках детей
Критерий |
Показатель |
Уровень |
|
1. Использование цвета как ср-ва выразительности |
Реальное использование цвета Частичное использование цвета Нарушение цветовой передачи |
Высокий Средний Низкий |
|
2. Изображение формы |
Чёткое изображение формы Искажённость формы Бесформенность |
Высокий Средний Низкий |
|
3. Соблюдение симметрии |
Соблюдение симметрии Не полное соблюдение симметрии и пропорции Полное несоблюдение симметрии |
Высокий Средний Низкий |
|
4. Соответствие величины предмета и пропорции |
Соответствие величины предмета и пропорции, сказочности Немного ошибочная передача величины предмета Неумение передачи величины предмета и пропорции |
Высокий Средний Низкий |
|
5. Правильное компанование на листе |
Загораживание одного предмета другим, правильное компанование предметов на листе Частичное загораживание предметов, не соблюдение композиции Нет загораживания одного предмета другим, неумение компоновать изображение на листе |
Высокий Средний Низкий |
|
Итак, работы детей можно оценивать по следующим критериям:
1 Уровень: Высокий. Реальное
использование цвета, чёткое
2 Уровень: Средний. Частичное
использование цвета,
3 Уровень: Низкий. Нарушение цветовой
передачи, бесформенность, несоблюдение
симметрии, неумение передачи
величины предмета и пропорции,
В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты, представленные в таблицах 6, 7 и 8 и на диаграммах 1 и 2.
Таблица 6. Диагностика выразительности художественного образа в рисунках детей экспериментальной группы (констатирующий эксперимент)
Ф.И. ребенка |
Использо вание цвета как ср-ва вырази тельности |
Четкое изобра жение формы |
Соблюдение симметрии |
Соответствие величины предмета и пропорции |
Правильное компанова ние на листе |
|
Аня Ц. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Ксюша П. |
Реальное использо вание цвета |
Чёткое изображение формы |
Соблюдение симметрии |
Соответствие величины предмета и пропорции |
Правильное компанова ние предметов на листе |
|
Никита М. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Андрей В. |
Нарушение цветовой передачи |
Бесформен ность |
Несоблюде ние симметрии |
Неумение передачи величины предмета и пропорции |
Неумение компоновать изображение на листе |
|
Артем А. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Егор Т. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Настя Ф. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Лиза Г. |
Нарушение цветовой передачи |
Бесформен- ность |
Несоблюде ние симметрии |
Неумение передачи величины предмета и пропорции |
Неумение компоновать изображение на листе |
|
Таблица 7. Диагностика уровней выразительности детского рисунка в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент)
Количество детей (абс.) |
Количество детей (%) |
Уровень выразительности детского рисунка |
|
1 5 2 |
12,5 62,5 25 |
Высокий Средний Низкий |
|
Таблица 8. Диагностика уровней выразительности детского рисунка в контрольной группе (констатирующий эксперимент)
Количество детей (абс.) |
Количество детей (%) |
Уровень выразительности детского рисунка |
|
2 4 2 |
25 50 25 |
Высокий Средний Низкий |
|
На основании таблиц 6,7,8 были построены диаграммы 1 и 2.
Диаграмма 1. Уровни выразительности детского рисунка в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент)
Диаграмма 2. Уровни выразительности детского рисунка в контрольной группе (констатирующий эксперимент)
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента были сформулированы следующие выводы.
1. По анкетированию родителей
детей, мы выяснили, что в основном
все дети любят рисовать и
рисуют с удовольствием, за
исключением одного ребенка,
В основном дети рисуют одни, без помощи родителей. Девочки чаще всего рисуют кукол, мальчики машинки. В основном дома дети рисуют либо карандашами, либо фломастерами.
2. Из беседы с воспитателями
группы, мы выяснили, что дети
любят рисовать пейзажи,
Один раз в месяц проводится коллективное рисование с участием всей группы детей.
Раз в полгода обязательно
3. Из беседы с детьми
Используют разные цвета, многие из детей хотели бы научиться профессионально рисовать.
4. По анализу детских работ
занятия на тему «Мой любимый
сказочный герой» и в
5. В обеих испытуемых группах
лидирует средний уровень
То есть для большей части
детей в констатирующем эксперименте
(и в экспериментальной, и в
контрольной группах) характерен средний
уровень выразительности
6. Полученные результаты в
4.2 Формирующий эксперимент
Цель формирующего эксперимента: составить и апробировать систему занятий по рисованию с использованием средств художественной литературы, направленную на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Таблица 8. Перспективный план системы занятий по рисованию с использованием средств художественной литературы
Тема занятия |
Задачи |
Предварительная работа |
Методика |
|
Рисование по сказке «Три медведя» Л. Толстого «Сказочная птица» (нетрадиционная техника) Рисование по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» Рисование по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» Рисование по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Рисование по русской народной сказке «Колобок» « Мой любимый сказочный герой» (нетрадиционная техника) Рисование по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
- Развивать у детей
замысел, творческое - Учить передавать сказочные
образы трех медведей, используя
основные средства - Закреплять знание цвета (коричневый). - Закреплять умение - Продолжать учить детей
создавать в рисунке образ
сказочной птицы, используя - Закреплять умение подбирать для изображения яркие цвета и способ изображения. -Продолжать формировать
умение работать -Развивать интерес к
рисованию нетрадиционными - Развивать у детей
замысел, творческое - Учить передавать сказочный
образ коня, используя средства
выразительности, передавать - Закреплять умение -Развивать у детей
воображение, учить - Пользоваться средствами
выразительности при рисовании, - Закреплять умение -Развивать у детей
воображение, учить - Пользоваться средствами
выразительности при рисовании, - Закреплять умение -Развивать у детей
умение выбирать эпизод сказки,
передавать основные персонажи, -Овладевать умениями пользоваться краской. - Развивать творчество и воображение. -Учить передавать в
рисовании характерные -Закреплять у детей
умение рисовать восковыми -Упражнять детей в
подборе цветов характерных -Развивать воображение
у детей с помощью - Продолжать учить детей рисовать человека. - Формировать умение передавать
в сказочном герое их -Упражнять детей в
подборе цветов характерных -Развивать воображение у детей |
Чтение сказки «Три медведя» Л. Толстого Рассматривание сказочных иллюстраций Пересказ сказки Театрализованная деятельность детей по данной сказке Чтение отрывка сказки Рассматривание образа сказочной птицы Составление детьми описательного рассказа о Жар-птице по сказке Чтение отрывка сказки П. Ершова «Конек- Горбунок» Рассматривание иллюстраций Чтение и рассказывание сказки Рассматривание иллюстраций Театрализованная деятельность детей по данной сказке Чтение и рассказывание сказки Рассматривание иллюстраций Театрализованная деятельность детей по данной сказке Рассказывание сказки детьми Рассматривание иллюстраций Театрализованная деятельность детей по данной сказке Беседа с детьми о сказках Рассказы детей Чтение и рассказывание сказки Рассматривание иллюстраций Театрализованная деятельность детей по данной сказке |
Мотивация Вопросы к детям Обследование Советы, указания Анализ и оценка Художественное слово. Вопросы. Обследование. Показ. Напоминание, помощь воспитателя, поощрение. Оценка Художественное слово. Вопросы. Обследование. Показ. Напоминание, помощь воспитателя, поощрение. Оценка Вопросы. Обследование. Показ. Напоминание, помощь воспитателя, поощрение. Оценка Художественное слово. Вопросы. Обследование. Показ. Напоминание, помощь воспитателя, поощрение. Оценка Художественное слово. Вопросы. Обследование. Показ. Напоминание, помощь воспитателя, поощрение. Оценка Сюрпризный момент, вопросы, объяснение, показ, совет, помощь, напоминание, указания. Проблемная ситуация вопросы, объяснение, показ, совет, помощь, напоминание, указания. Оценка. |
|
Некоторые конспекты занятий в приложении курсовой работы.
4.3 Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента: оценить
эффективность влияния
С детьми провели повторное занятие.
Анализ детских работ проходил по тем же критериям, как и в констатирующем эксперименте.
В результате контрольного эксперимента нами были получены следующие результаты, представленные в таблицах 9,10 и 11 и на диаграммах 3 и 4.
Таблица 9. Диагностика выразительности художественного образа в рисунках детей экспериментальной группы (контрольный эксперимент)
Ф.И. ребенка |
Использо вание цвета |
Четкое изобра жение формы |
Соблюдение симметрии |
Соответствие величины предмета и пропорции |
Правильное компанова ние на листе |
|
Аня Ц. |
Реальное использо вание цвета |
Чёткое изображение формы |
Соблюдение симметрии |
Соответствие величины предмета и пропорции |
Правильное компанова ние предметов на листе |
|
Ксюша П. |
Реальное использо вание цвета |
Чёткое изображение формы |
Соблюдение симметрии |
Соответствие величины предмета и пропорции |
Правильное компанова ние предметов на листе |
|
Никита М. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Андрей В. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Артем А. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Егор Т. |
Реальное использо вание цвета |
Чёткое изображение формы |
Соблюдение симметрии |
Соответствие величины предмета и пропорции |
Правильное компанова ние предметов на листе |
|
Настя Ф. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Лиза Г. |
Частичное использова ние цвета |
Искажён ность формы |
Не соблюдение симметрии и пропорции |
Ошибочная передача величины предмета |
Не соблюдение композиции |
|
Информация о работе Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников