Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении возможности использования художественной литературы для создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы детской изобразительной деятельности.
Проанализировать процесс создания выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников по средствам художественной литературы
Изучить методику работы по созданию выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Таблица 10. Диагностика уровней выразительности детского рисунка в экспериментальной группе (контрольный эксперимент)
Количество детей (абс.) |
Количество детей (%) |
Уровень выразительности детского рисунка |
|
3 5 |
37,5 62,5 |
Высокий Средний |
|
Таблица 11. Диагностика уровней выразительности детского рисунка в контрольной группе (контрольный эксперимент)
Количество детей (абс.) |
Количество детей (%) |
Уровень выразительности детского рисунка |
|
2 5 1 |
25 62,5 12,5 |
Высокий Средний Низкий |
|
На основании таблиц 9,10,11 были построены диаграммы 3 и 4.
Диаграмма 3. Уровни выразительности детского рисунка в экспериментальной группе (контрольный эксперимент)
Диаграмма 4. Уровни выразительности детского рисунка в контрольной группе (контрольный эксперимент)
Таким образом, исходя из результатов контрольного эксперимента, нами были сформулированы следующие выводы.
1. В экспериментальной группе
в контрольном эксперименте
Низкого уровня в контрольном эксперименте с детьми экспериментальной группы не было выявлено.
В контрольной группе - 3 уровня выразительности детского рисунка: высокий, средний и низкий.
2. Хотя в обеих испытуемых
группах по-прежнему лидирует
средний уровень
3. Полученные результаты в
4. Итак, формирующий этап исследования
действительно был эффективен, уровень
выразительности детского
рисунок детский герой сказочный выразительность
Заключение
Таким образом, изобразительной деятельности детей дошкольного возраста уделяли внимание такие исследователи как Н.А. Ветлугина, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева, В.А. Езикеева, Р.Г. Казакова и другие.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.
Своеобразие детского рисунка заключается
в его эмоциональности и
Выразительность образа, продукта детской деятельности, -- показатель творческого воображения.
В дошкольном возрасте постепенно изобразительные действия становятся более точными, уверенными и смелыми, самостоятельными, разнообразными, обобщенными, творческими.
Художественная литература способствует созданию более выразительных образов персонажей из сказки.
Мы проводили опытно-
В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет): экспериментальная группа (8 детей) и контрольная группа (8 детей).
Работа проводилась в 3 этапа:
- констатирующий эксперимент;
- формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с воспитателями.
И в экспериментальной, и в контрольной группах в констатирующем эксперименте было получено 3 уровня выразительности детского рисунка: высокий, средний и низкий с лидирующим средним.
Цель формирующего этапа исследования заключалась в составлении и апробировании системы занятий по рисованию с использованием средств художественной литературы, направленной на создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников.
Формирующий эксперимент проводился только с детьми экспериментальной группы в течение двух месяцев.
После чего была проведена повторная диагностика оценки уровня выразительности детских рисунков - контрольный эксперимент.
Формирующий этап исследования действительно был эффективен, так как уровень выразительности детского рисунка в экспериментальной группе детей повысился, а в контрольной группе практически не изменился, то есть использование художественной литературы способствует созданию наиболее выразительного образа сказочного героя в рисунках детей старшего дошкольного возраста, что и подтверждает гипотезу нашей курсовой работы.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском
2. Григорьева Г.Г.
3. Давыдов В.В. Проблемы
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том I,
5. Том II, Том IV - М.: Русский язык, 1981.
6. Детство. Программа развития и воспитания детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
7. Дьяченко О.М. Воображение
8. Казакова Г.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 1985.
9. Кравцов Г.Г. Творчество и личность в дошкольном возрасте
10. Крутецкий В.А. Психология.- М.: Просвещение, 1980.
11. Кузин В.С. Психология.- М.: Высшая школа, 1982.
12. Лабунская Г.В.
13. Люблинская А.Л. Детская
14. Методика обучения
15. Обучение детей рисованию / Под ред. Парафеевой С.В. - М.: Просвещение, 1972.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
17. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005.
18. Программа воспитания и
19. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. Художественное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1954.
20. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. -- М., 1965.
21. Сухомлинский В.А. О
22. Теория и методика
23. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
24. Художественное творчество и ребенок / Под. ред. Ветлугиной.- М.: Педагогика, 1972.
Приложения
Конспекты занятий по рисованию
Рисование по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»
Задачи:
- Развивать у детей замысел, творческое воображение.
- Учить передавать сказочный
образ коня, используя средства
выразительности, передавать
- Закреплять умение
Предварительная работа: Чтение отрывка сказки П. Ершова «Конек- Горбунок». Рассматривание иллюстраций
Материал: бумага, краски гуашь, простой карандаш, белила, иллюстрации к сказке.
Методика проведения.
1 часть
- Игровой момент (появление коня из сказки)
- Вопросы к детям на узнавание сказочного персонажа
- Вспоминание некоторых деталей сказки
- Обследование (необычность, фантастичность формы, длинные уши, горб, короткие ноги), сказочные действия персонажа (бегает по горам, летает по небу между звездами).
2 часть Самостоятельная
Физкульт. минутка. (игра по желанию).
- Советы
- Указание
- Пассивный показ
- Напоминание
3 часть
Анализ и оценка
- Вопросы к детям (Кого они рисовали. Что необычного есть у сказочного героя и т.д.).
- Выставка детских работ.
Рисование по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»
Задачи:
-Развивать у детей
- Пользоваться средствами
- Закреплять умение
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки. Рассматривание иллюстраций. Театрализованная деятельность детей по данной сказке.
Материал: бумага, краски гуашь, кисти, карандаши, иллюстрации к сказке.
Методика проведения.
1 часть
- Проблемная ситуация (Кто-то потерял шапочку - красного цвета).
- Вопросы к детям (узнали ли
сказочного героя, его
- Обследование
2 часть Самостоятельная
Физкульт. минутка. (игра малой подвижности «Съедобное-несъедобное»).
- Советы
- Указание
- Пассивный показ
- Напоминание
3 часть
Анализ и оценка
- Вопросы к детям (Кого они рисовали. Характерные особенности сказочного героя). - Выставка детских работ.
«Мой любимый сказочный герой» (нетрадиционная техника)
Задачи:
- Учить передавать в рисовании
характерные особенности
- Закреплять у детей умение рисовать восковыми мелками.
- Упражнять детей в подборе
цветов характерных для
- Развивать воображение у детей
с помощью нетрадиционных
Предварительная работа: беседа с детьми о сказках, о сказочных героях, рассказы детей.
Материал: Восковые мелки, краски, баночка с водой, салфетки, подставка для кисти, листы альбомные.
Методика проведения.
1 часть
- Сюрпризный момент (путешествие в свою любимую сказку).
- Вопросы к детям
2 часть Самостоятельная
Физкульт. минутка. (по желанию).
- Советы
- Указание
- Пассивный показ
- Напоминание
3 часть. Анализ и оценка
- Вопросы к детям (Кого они
рисовали. Характерные особенности
сказочного героя. Почему
- Выставка детских работ.
Информация о работе Создание выразительного образа сказочного героя в рисунках старших дошкольников