Специфика задач, методов и приемов обучения физическим упражнениям детей 3-го года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Физические упражнения…………………………………….4

Глава 2. Основные задачи физического воспитания детей………..6

2.1. Основные средства физического
воспитания детей дошкольного возраста……………..11

2.2. Оздоровительное воздействие природных
факторов………………………………………………..12

Глава 3. Обеспечение эмоционального комфорта на
занятии…………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

методика физ воспитания.docx

— 630.13 Кб (Скачать файл)

При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей надо так, чтобы они видели результат действия. Например, для катания мяча друг другу младшей группе дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Воспитатель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.

После показа, в котором акцентируются три момента как держать мяч (ладошки охватывают лежащий на полу мяч снизу - сзади,  пальцы широко расставлены), как прицелиться (посмотреть в воротца, образованные широко расставленными ногами партнера), как энергично оттолкнуть мяч (не подбрасывая, чтобы он катился, а не прыгал), - дети начинают катать мячи друг другу. Целесообразно один - два раза выполнить движение в общем ритме, подчиняясь указаниям воспитателя: "Приготовиться, прицелиться, покатили..." Затем дети катают мячи произвольно. Воспитатель ходит вдоль шеренги сидящих, корректирует действия отдельных детей или конкретной пары, не останавливая и не прерывая остальных.

Аналогично организуется катание (из других исходных положений) во всех возрастных группах. Но всякий раз акцентируются отдельные принципиальные моменты. Например, в катании из наклона или приседа, оттолкнув мяч, ребенок должен выпрямиться: "...Посмотри, ровно ли (быстро ли) катится мяч..." Подтекст этой "педагогической хитрости" заключает контроль за дыханием: наклон (присед) - выдох, выпрямление - вдох.

В катании с попаданием в цель (преимущественно в старших группах) — в кубики или кеглю у противоположной стены, в фигурку в конце дорожки или скамейки, в катящийся навстречу мяч, в подвижную цель наперерез - удобнее всего стоять на одном колене, отставив в сторону вторую ногу. Нужно подсказывать и помогать детям: носок опорной ноги надо выпрямить; нога, отставленная в сторону, должна опираться на всю студию — такое положение будет устойчивым и снимет излишнее мышечное напряжение.

При подбрасывании мяча в младшей группе характерны "чистые" броски - подбрасывание двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока пола, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя. Для обеспечения нужного результата во всех упражнениях надо смотреть на мяч.

Самым характерным упражнением для средней является выполнение несложного движения между броском и ловлей: хлопнуть в ладоши, дотронуться до коленей, скрестить руки на груди, развернуть ладошки и др.

Задания для старшей группы должны активно стимулировать проявление разных физических качеств — ловкости, точности, быстроты, чувства ритма и др. Например, подбрасывание мячей и других предметов из разных положений — сидя "по-турецки", стоя на коленях; с выполнением разных дополнительных движений перед ловлей: хлопнуть в ладоши несколько раз (кто больше), поймать мяч в приседе, после поворота на 360°, выпрямившись после приседания и др. По мере освоения движений, подбрасывание можно выполнять одной рукой - и правой и левой.

При броске мяча об пол и ловле самым важным и понятным детям критерием качества является следующий: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимулирующие ориентиры различны: выше головы, выше натянутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше столбика, до потолка на веранде и т.д. Варьирование и усложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений: в младших группах — "чистые" броски, в средней и старшей - с промежуточным движением между броском и ловлей. Кроме того, в средней и, особенно, в старшей группах очень интересны требующие точности приемы ловли мяча на открытую ладошку: когда мяч после отскока начинает падать вниз, надо подставить под него ладошку. Можно ловить то правой, то левой рукой. Позже можно бросать мяч одной рукой, ловить другой, первоначально с паузами, а затем — слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.

Перебрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений целесообразно обращать внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить... В игровых заданиях движения выполняются слитно.

Особенно важно дифференцировать движения в младших группах. Разместив детей, воспитатель с одним из них показывает задание. Известно, что труднее поймать мяч, чем бросить. Поэтому первое действие - бросок - совершает ребенок. Воспитатель демонстративно ловит мяч на подлете, предварительно вытянув руки вперед. Выполнить трудное программное требование "ловить мяч, не прижимая его к груди" можно, выпрямив вперед руки и широко расставив пальцы. "Посмотрите еще раз и послушайте, как я ловлю мяч..." В ответном броске можно приблизиться к ребенку, по существу вкладывая мяч в его вытянутые вперед ладошки и приговаривая "оп!".

После двух-трех показов упражнение выполняют дети. Полезно также, чтобы несколько раз дети выполняли действия одновременно по подсказке воспитателя, а затем пусть бросают и ловят мяч в удобном для них ритме. Важно предупредить их, что нельзя переступать черту, перед которой они стоят. И это расстояние от занятия к занятию постепенно нужно увеличивать, что будет стимулировать более энергичные и целенаправленные действия ребят.

Младшие дети любят выполнять прицельные броски, а старших привлекают «обманные» движения, которые вынуждают ловящего сделать выпад вперед или в сторону, подбежать, подскочить, присесть, наклониться и др. Поэтому дети должны постепенно освоить разные способы перебрасывания: снизу, двумя руками от груди, одной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя, и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоциональный микроклимат.

Ведение мяча на месте и в движении традиционно осваивается со средней группой. Но опыт показывает, что начинать эту работу можно и значительно раньше, тем более, что мячи разных размеров постоянно находятся в свободном пользовании детей.

Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия. В частности, ударять по мячу нужно тогда, когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять; на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше.

Взрослый советует дошкольникам учиться отбивать мяч и правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы и т.д. В старшей группе нужно учить ребят вести мяч не только перед собой, но и рядом, что подводит к баскетбольной технике ведения мяча.

Все названные упражнения, каждое по-своему, формируют «чувство мяча» и приобрели название "школ мяча". В сравнении-с собственно метанием они считаются простыми, потому, что выполняются преимущественно рукой под контролем зрения.

Метание вдаль и метание в цель. Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для метания используют разные предметы - обручи, ящики, корзины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизонтальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.

В зависимости от внешнего вида, величины цели, расстояния до нее, а также от размера, веса и других качеств предмета, который бросают, выбирается его метания: прямой рукой снизу, от себя, сбоку из низкой стойки, сбоку из высокой стойки, от груди двумя руками, от плеча, сверху прямой рукой, из-за спины через плечо (упрощенный круговой замах).

Каждое упражнение в метании - поступательное движение, в котором различают четыре фазы: подготовительную, прицеливание, замах, бросок.

Метание в горизонтальную цель прямой рукой снизу выполняется так:

приготовиться - взять мешочек с песком в пальцы, развернуть ладонь кверху, выставить вперед к линии противоположную ногу;

прицелиться — глядя на цель, вынести вперед руку, слегка наклонившись и согнув выставленную вперед; ногу;

замахнуться - глядя на цель, руку с мешочком отвести вниз - назад, сильно наклоняясь и сгибая ноги;

бросить - резко выпрямиться, сделать бросок, подавшись вперед, но сохраняя равновесие.

Метаете прямой рукой сбоку из высокой стойки и пользуется для метания в вертикальную цель на уровне глаз и ниже:

приготовиться — стать боком к цели, ноги на ширине плеч, правая рука с мешочком вдоль туловища, пальцы охватывают мешочек сбоку;

прицелиться — развернуть туловище влево, выпрямить руку в сторону цели; 

замахнуться — разворачивая туловище вправо и отклоняясь, отвести руку в сторону - назад мешочком кверху, смотреть на цель;

бросить — резко повернувшись влево и вынося влево - вперед прямую руку, сделать бросок.

Метание прямой рукой сбоку из низкой стойки выполняется в принципе также, но в фазе прицеливания метающий сильно наклоняется, почти касаясь грудью левого (если метает правой рукой) бедра. Используется этот способ для метания в горизонтальную цель, для бросания камешков по воде, чтобы они прыгали по ее поверхности и др.

Метание способом от себя используется в игровых упражнениях типа "кольцеброс", в игре "классы":

приготовиться — обхватив мешочек пальцами, согнуть руку перед собой на уровне пояса, выставить вперед одноименную ногу;

прицелиться - вытянув руку вперед, наклониться, сгибая стоящую впереди ногу, смотреть на цель;

замахнуться — слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;

бросить - резко выпрямиться, раскрывая руку в броске, удерживая равновесие.

Метание способом от плеча в вертикальную цель на уровне глаз и выше:

приготовиться - согнуть руку к плечу, держа мешочек в пальцах развернутой вперед ладошки, выставить вперед противоположную ногу;

прицелиться - вытягивая руку в направлении цели, податься вперед, смотреть на цель;

замахнуться — слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;

бросить -  резко податься вперед, выпрямляя в броске руку и удерживая равновесие.

Метание способом двумя руками от груди предполагает манипуляцию большим мячом и отличается техническими нюансами в каждой фазе в зависимости от размещения цели - впереди (стоящему напротив) или вверху (в кольцо или через веревку):

приготовиться - держа мяч сбоку - сзади на уровне груди, локти направить вниз, поставить одну ногу вперед (или на ширине плеч при метании вперед-вверх);

прицелиться — податься вперед, слегка выпрямляя руки (или посмотреть на цель, не меняя положения рук), смотреть на цель;

замахнуться - сгибая руки, отклониться и слегка присесть (или значительно присесть), смотреть на цель;

бросить - резко податься вперед, выпрямляя ноги в руки в броске (или резко выпрямив ноги, потянуться вверх), удерживать равновесие.

В метании вдаль надо учить детей бросать как можно дальше и по возможности прямо. Поэтому конкретный ориентир необходим. Дальность полета зависит от силы и амплитуды замаха. Движения должны быть свободные, энергичные, размашистые, обеспечивающие высокую траекторию полета. Наиболее доступным является способ прямой рукой сверху:

приготовиться - поднять прямую руку с мешочком вверх, выставив вперед противоположную ногу, смотрел вперед;

прицелиться - податься вперед всем корпусом, пере нося тяжесть тела на впереди стоящую ногу;

замахнуться — отклониться назад, разворачиваясь вправо и выпрямляя или даже приподнимая левую ногу;

бросить — правую ногу толчком выпрямить, подаваясь вперед и перенося тяжесть тела на левую ногу, руку) пронести около головы и резким рывком кистью послан мешочек вперед-вверх, ноги менять местами перескоком что обеспечивает равновесие.

По мере освоения этого способа действия можно усложнить  детали. Например, в подготовительной фазе рука с мешочком опущена вниз, в прицеливании выносится вперед, в замахе — вверх - назад. Движение в целом получается более энергичным, что сказывается на дальности полета, чем привлекает, в частности, мальчиков.

Наибольшую дальность полета обеспечивает способ из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, применяемый в физкультуре для взрослых в метании гранаты). Овладение им представляет некоторые трудности. Поэтому в подводящих упражнениях надо использовать ориентиры, расположенные выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшие условия для таких упражнений — природное окружение:

приготовиться — стать боком (левым при метании правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;

прицелиться — вытянуть руку с мешочком в сторону метания, повернуть туловище;

замахнуться — отвести прямую руку вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;

бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, вынося почти прямую руку вверх - вперед, резко выбросить мешочек кистью.

В целях гармоничного развития надо учить детей метать и правой и левой рукой.

Приведенные способы метания описаны несколько упрощенно, в частности, действия левой рукой. Закономерные движения по принципу перекрестной координации обусловливают соответствующие действия левой руки и левой ноги. Попытка объяснить их детям усложняет инструкцию. 

 

30. Ползание и  лазание

Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.

Информация о работе Специфика задач, методов и приемов обучения физическим упражнениям детей 3-го года жизни