Специфика задач, методов и приемов обучения физическим упражнениям детей 3-го года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Физические упражнения…………………………………….4

Глава 2. Основные задачи физического воспитания детей………..6

2.1. Основные средства физического
воспитания детей дошкольного возраста……………..11

2.2. Оздоровительное воздействие природных
факторов………………………………………………..12

Глава 3. Обеспечение эмоционального комфорта на
занятии…………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

методика физ воспитания.docx

— 630.13 Кб (Скачать файл)

4. Метод контрастных температур (воздушные ванны, обтирания, обливания местные и общие). На сегодняшний день он признан самым эффективным, однако в условиях дошкольных учреждений практически невыполним по технический причинам (сложность в дозировании температуры воздуха, воды, необходимость иметь специальное оборудование).

5.  Комплекс естественных методов закаливаний, органично включенных в распорядок дня (умывание, полоскание рта и горда голодной водой, оздоровительные прогулки, ходьба босиком, воздушные ванны и т. д.). Такой комплекс дает положительные результаты, поэтому многие специалисты считают, что именно он должен составлять фундамент системы закаливания, так как доступен всем детям, независимо от здоровья, не отнимает у них время от игр и занятий, органично вписывается в распорядок дня детского сада, не требует физических усилий персонала.

Отдавая предпочтение естественным методам закаливания, подчеркнем, что их эффективность достигается при двух важнейших условиях: если они являются органичной частью системы физкультурно-оздоровительной работы и сами представляют определенную систему, построенную на принципах индивидуализации, систематичности, пстепенности, прогрессирования.  

 

11. Значение и  физиологические механизмы поведения  закаливающих мероприятий.

Закаливание — это повышение устойчивости организма ребенка к разнообразным воздействия внешней среды: колебаниям температуры (жаре, холоду), ветру, влажности воздуха, пониженному атмосферному давлению и т.д. Поэтому закаливание должно входить в систему физического воспитания ребенка наравне с другими оздоровительно-воспитательными мероприятиями. С целью закаливания используют прежде всего естественные природные факторы: воздух, воду и солнце. Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние (сон, аппетит, настроение), повышается выносливость к физической и умственной нагрузкам, снижается заболеваемость.

Закаливание нужно начинать как можно раньше, с малых дозировок, и проводить систематически, постепенно увеличивая длительность процедур. Оно может быть полезно только при индивидуальном подходе к ребенку, поэтому медсестра (воспитательница) должна не только владеть методикой различных процедур, но и учитывать реакцию ребенка на манипуляции.

Основные принципы закаливания.

1.  Силу воздействия закаливающего фактора (воздуха, солнечной радиации, воды) увеличивают постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных детей. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, реакцией его сердечно-сосудистой системы на холод. По мере повторения процедур эта реакция ослабевает, исчезает и появляется вновь после усиления раздражающего фактора. Например, более холодная, чем в предыдущих процедурах, вода должна вызвать кратковременное учащение пульса, увеличение глубины или частоты дыхания. Если этого нет — температура снижена недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки переохлаждения (дрожание, гусиная кожа), значит температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя резко усиливать раздражители.

2.  Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам или солнечным ваннам можно приступить только после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, которые вызывают меньшие изменения в организме. К обливанию не следует допускать детей прежде, чем они привыкнут к обтираниям, а к купанию в открытых водоемах - раньше, чем проведены обливания.

3.  Закаливание осуществляется в течение года. При этом обязательно учитывают особенности климата, сезона и погоды.

Систематическое повторение закаливающих процедур необходимо для закрепления в организме рефлекторных реакций. Прекращение раздражений сопровождается угасанием рефлекса. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение года легче тогда, когда они прочно войдут в режим дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями в разное время суток (сон, прогулка, игра, умывание, гигиенические ванны и т.д.). Процедуры не рекомендуется отменять при легких заболеваниях, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния ребенка. В таких случаях назначают слабодействующие процедуры. По мере изменения условий, связанных с сезоном года или характером погоды, характер процедур варьируют, но они не отменяются. Например, душ или общее обливание, проводимые летом, зимой можно заменить обливанием ног; общие воздушные ванны, принимаемые в жаркий день, в прохладную погоду заменяют частичным обнажением тела.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезного на то основания, иначе исчезнут приспособительные механизмы, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.

4.  Комплексность. Закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если он не сочетаются с другими оздоравливающими мероприятиями в каждодневной жизни ребенка. Например, воздушные ванны желательно соединять с подвижными играми, физические упражнения - с активной деятельностью. При этом у ребенка возникает потребность в глубоком дыхании. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединять с солнечными или водными процедурами, а в летнее время — с купанием.

5.  Индивидуальный подход. Процедуры назначают с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и развития ребенка, а также условий жизни дома и в коллективе. Перед тем как начать закаливание, необходимо подробно изучить физическое и психическое развитие ребенка. На основании медицинских исследований, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка, для соблюдения этого принципа при проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях детей по состоянию здоровья делят на 3 группы:

— дети здоровые, которые закаливались раньше;

— дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям или имеющие функциональное отклонение в состоянии здоровья;

— дети с хроническими заболеваниями или дети, которые вернулись в дошкольное учреждение после тяжелой и продолжительной болезни.

По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, детей переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода являются следующие показатели:

отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция на закаливающий фактор, отсутствие отрицательных признаков на холодный раздражитель (выраженная одышка, частое сердцебиение, возникновение гусиной кожи).

6.  Положительное восприятие ребенком всех закаливающих процедур. Процедуры закаливания нужно проводить только при хорошем настроении ребенка, так как при этом легче вырабатываются положительные условные связи. Если во время первой процедуры ребенок ведет себя спокойно, то в дальнейшем он всегда охотно принимает их, и они ассоциируются с хорошим настроением. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, то лучше перенести ее на другое время или совсем отменить в этот дань. Проводить ее с плачущим ребенком нецелесообразно, так как в этом случае вырабатывается отрицательная условная связь, и в дальнейшем данная процедура будет вызывать у ребенка плохое настроение. 

 

12. Организация  и методика проведения закаливающих  процедур с детьми дошкольного  возраста.

Воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны назначают детям раннего возраста. Момент смены пеленок, раздевание ребенка догола перед купанием — это первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры (температура воздуха под одеждой ребенка 32-33°С). Воздушную ванну хорошо сочетать с массажем и гимнастикой начиная с 1,5-2 месяцев. Продолжительность воздушной ванны в первые месяцы 2-3 мин, к 4-6 месяцам ее постепенно доводят до 5—8 мин. К этому времени увеличивают количество элементов оздоровительного комплекса (массаж, гимнастика и т.д.).

ВОЗРАСТ 1-3 ГОДА

Температура воздуха в комнате 18—19°С.

Закаливающие процедуры:

1) воздушная ванна во  время утренней гимнастики и  умывания;

2) умывание (температура воды  в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18—16°С). Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

3) дневной сон на открытом  воздухе при температуре от  —15 до +ЗОЮ в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день  при температуре воздуха в  пределах от —15 до +30°С;

5) пребывание под лучами  солнца от 5-6 до 8—10 мин 2—3 раза в  день;

6) общее закаливание и  душ после прогулки (начальная  температура воды 34—35°С, постепенно ее снижают до 24—26°С);

7) обливание ног перед  дневным сном (начальная температура  воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С):

8) общая ванна при температуре  воды 36°С продолжительностью 5 мин с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю. 

 

13. Особенности развития ребенка 1-3.

Особенности интенсивного развития малыша в этот период во многом определяются социальной ситуацией развития младенца, для которой характерно неразрывное единство ребенка и взрослого.

Специфика социальной ситуации приводит к зарождению особого вида деятельности - непосредственного эмоционально-личностного общения, - ведущей в этот период. «Комплекс оживления» - важное приобретение в этом русле. Активно развиваются в этом возрасте движения и органы чувств. При этом развитие сенсорных процессов протекает активнее, нежели моторики. Возникает реакция на новизну (4 мес.), способность к длительному удержанию взгляда на новом предмете. Развиваются слуховые ощущения и восприятия (6 мес.). Возникновение предметного восприятия (5 мес.), первые функциональные действия с предметами (открывание, закрывание коробочек, катание мяча и т.п.); овладевает такими сложными и важными движениями, как ползание, приседание и вставание, начальная ходьба (к году).

Основные морфофункциональные звенья дыхательной и сердечно-сосудистой систем сформированы уже к моменту рождения ребенка. Терморегуляция организма в этом возрасте еще несовершенна, перегревание младенец переносит хуже, чем переохлаждение. Совершенствуется ЦНС малыша.

На протяжении 2-3 года жизни ребенок испытывает потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, ведет к развитию органов чувств, сенсорики. Предметная деятельность является ведущей. Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение. В процессе взаимодействия со взрослыми у ребенка формируется как пассивная, так и активная речь. Создаются психологические предпосылки для возникновения игровой деятельности. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность.

В конце раннего детства происходит осознание ребенком своей индивидуальности, образа «я». Общается не только со взрослыми, но и с ровесниками.  Особенность этого возраста – интерес к движениям, потребность в них. Это период интенсивного физического роста. Повышается сопротивляемость организма, становится более устойчивой НС. К трем годам на доступном ребенку уровне происходит его социализация: он выделяет свое «я».  

 

 

 

 
  

 

18. Принципы физического  воспитания. Общепедагогические принципы.

1. Принцип гармонии трех начал, проявляющийся в гармоничном соединении стержневых направлений развития ребенка: физического, духовного, интеллектуального. Любое физкультурное мероприятие требует активизации мыслительной деятельности, создания условий, в которых ребенок учится общаться, понимать и оказывать помощь тем, кто рядом, ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку.

2. Принцип гуманизации и демократизации проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, особом внимании к его здоровью и развитию, в отказе от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей – вот что лежит в основе любого педагогического процесса, независимо от избираемой системы в целом или отдельных направлений.

Вся физкультурная работа строится на основе комфортности. Учитывая желания и настроения ребенка, воспитателю необходимо знать, «куда и как его вести», и уметь это делать.

Демократизация физического воспитания предполагает также предоставлению воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать ответственность, действительно высокие конечные результаты физкультурно-оздоровительной работы.

3. Принцип оздоровительной  направленности, основанный на доминанте  здоровья во всех формах работы  с детьми. Важнейшим условием  здоровья человека является тесная  связь с природой. Формирование  привычек ЗОЖ начинается с  обращения, приобщения ребенка к  природе. Принципы природосообразности и индивидуализации обязывают обеспечить ЗОЖ детей и процесс воспитания в детском саду с учетом возрастных и индивидуальных психолого-физиологических возможностей организма, здоровья, развития, интересов каждого ребенка.

4. Принцип тесного взаимодействия  дошкольного учреждения с семьей, который должен обеспечить повышение  статуса семейного физического  воспитания, установление партнерских  отношений, сотрудничества с семьей.  

 

19. Методы и  приемы обучения детей физическим  упражнениям.

Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка и совершенствования техники.

Информация о работе Специфика задач, методов и приемов обучения физическим упражнениям детей 3-го года жизни