Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:59, контрольная работа
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Физические упражнения…………………………………….4
Глава 2. Основные задачи физического воспитания детей………..6
2.1. Основные средства физического
воспитания детей дошкольного возраста……………..11
2.2. Оздоровительное воздействие природных
факторов………………………………………………..12
Глава 3. Обеспечение эмоционального комфорта на
занятии…………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………….21
Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.
Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.
8. Гигиенические
факторы. Санитарно-гигиенические
Эффективность занятия по физической культуре зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы), физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют заведующий, методист, воспитатель по физической культуре, врач, медсестра. Температура воздуха в помещении, где организуются занятия, должна быть 16-1743. Перед проведением занятия проводится сквозное проветривание и влажная уборка. Во время занятия должны быть открыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются босиком или в носках (хлопчатобумажных) в спортивной форме (спортивная майка, трусы-шорты). Для занятий на воздухе при температуре от +5°С до -7°С дети занимаются в спортивном костюме (полушерстяном), футболке с длинными рукавами, кол готах, шерстяной шапочке, шерстяных носках, кедах. Необходимо, чтобы воспитатель по физической культуре также был в спортивной форме.
Во время организации физкультурных занятий важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения травматизма детей.
Безопасность детей на протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.
Младшая группа. Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу.
Способ раздачи предметов нужно хорошо продумать, чтобы времени на этот организационный момент тратилось как можно меньше, а самостоятельность детей возрастала. На первых порах воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку.
Экономя время и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку. Постепенно дети учатся разбирать предметы, не замедляя темпа движения. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа - на скамейке, стоящих в ряд стульях, стационарных полочках, специальных подставках и даже прямо на полу,
В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.
Многие упражнения имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желательно предусмотреть свое. Например: "Будем показывать ладошки и прятать их... Покажем как гуси машут крыльями... Будем обезьянками, которые едят бананы..." Называние обеспечивает психологическую готовность детей к действию.
Требовать от малышей четкого исходного положения не следует. Но подготовить детей к выполнению упражнений хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации: "Поставьте ножки на узенькую дорожку... Поставьте ноги так, чтобы получились широкие ворота... Держите ладошки так, как будто они вместе спрятались в одну варежку..." Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой.
Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.
Выполнение доминирующих в младших группах имитационно-образных упражнений (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя использования разных средств художественной выразительности — соответствующей интонации голоса, мимики, необходимых жестов. Иначе говоря, чтобы заинтересовать малышей и вызвать соответствующую ответную реакцию, упражнение надо сыграть.
Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешивается тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Общий смысл контроля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.
Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями (наклониться - выпрямиться... раз — два...). Темп счета зависит от характера двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные выполняются в медленном темпе.
Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.
В младшей группе дети строятся в колонну на дорожке из клеенка или картона, около .расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные, затем плоскостные.
Построения трудны и утомительны для малышей. Поэтому на первых порах надо проводить их в форме игровых заданий. Например: "Посмотрите, как красиво выстроились друг за другом матрешки... Подойдите и станьте рядышком, кто с какой матрешкой хочет... Вот и вы построились друг за другом. Сейчас мы пойдем гулять, куда кому нравится, а потом опять придем к своим матрешкам..."
Освоение навыка ходьбы дается не сразу. Это объясняется тем, что у ребенка младшего дошкольного возраста сравнительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре и значительном весе головы и туловища, а также недостаточная гибкость стоп. Все это препятствует четкости движений, значительно укорачивает шаг и затрудняет сохранение равновесия в вертикальном положении при движении вперед. Кроме того, малыши при ходьбе раскачивают туловище, неуклюже раздвигают руки и плохо поднимают ноги.
Детям младшего возраста свойственны также неустойчивость темпа ходьбы, трудность соблюдения указанного направления. Систематическое проведение соответствующих упражнений содействует совершенствованию навыка ходьбы. Перешагивание через низкие препятствия, ходьба по уменьшенной площади опоры (доске, узкой дорожке), подъемы и спуски на невысокий пригорок во время прогулок, активное пребывание на воздухе — все это — школа ходьбы. На первом этапе обучения нецелесообразна ходьба строем (в колонне, шеренге). Удобнее двигаться гурьбой или врассыпную, потому что не надо приспосабливаться к шагу идущего впереди.
Всегда нужно заботиться об эмоциональной стороне двигательных заданий. Дети понимают и с удовольствием откликаются на интригующие предложения, например: "Сначала пойдем, как детки, а потом, как косолапые мишки...", или: "Сначала пойдем, как мышки — на маленьких-маленьких лапках, а потом будем топать, как слонята..."
Умению согласовывать движения ног и рук содействуют такие игровые задания, в которых дети вынуждены идти широким шагом или высоко поднимая ногу: по дорожке из маленьких начерченных мелом кружочков, расположенных один от другого на 45—50 см, — "...вторая ножка здесь не поместится…"; с ящика на ящик; по ступенькам, не держась за поручни. Дети учатся ходить в движении врассыпную, когда можно речитативом проговаривать, например: «Через лужицы шагай, выше ножки поднимай!» При этом амплитуда движений руками будет естественно большой. Категоричное же требование "размахивайте руками!" будет тормозить нужные действия: широко размахивая руками, дети почти перестают шагать.
При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей надо так, чтобы они видели результат действия. Например, для катания мяча друг другу младшей группе дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Воспитатель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.
После показа, в котором акцентируются три момента как держать мяч (ладошки охватывают лежащий на полу мяч снизу - сзади, пальцы широко расставлены), как прицелиться (посмотреть в воротца, образованные широко расставленными ногами партнера), как энергично оттолкнуть мяч (не подбрасывая, чтобы он катился, а не прыгал), - дети начинают катать мячи друг другу. Целесообразно один - два раза выполнить движение в общем ритме, подчиняясь указаниям воспитателя: "Приготовиться, прицелиться, покатили..." Затем дети катают мячи произвольно. Воспитатель ходит вдоль шеренги сидящих, корректирует действия отдельных детей или конкретной пары, не останавливая и не прерывая остальных. При подбрасывании мяча в младшей группе характерны "чистые" броски - подбрасывание двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока пола, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя. Для обеспечения нужного результата во всех упражнениях надо смотреть на мяч. Перебрасывание и ловля мяча
Особенно важно дифференцировать движения в младших группах. Разместив детей, воспитатель с одним из них показывает задание. Известно, что труднее поймать мяч, чем бросить. Поэтому первое действие - бросок - совершает ребенок. Воспитатель демонстративно ловит мяч на подлете, предварительно вытянув руки вперед. Выполнить трудное программное требование "ловить мяч, не прижимая его к груди" можно, выпрямив вперед руки и широко расставив пальцы. "Посмотрите еще раз и послушайте, как я ловлю мяч..." В ответном броске можно приблизиться к ребенку, по существу вкладывая мяч в его вытянутые вперед ладошки и приговаривая "оп!".
После двух-трех показов упражнение выполняют дети. Полезно также, чтобы несколько раз дети выполняли действия одновременно по подсказке воспитателя, а затем пусть бросают и ловят мяч в удобном для них ритме. Важно предупредить их, что нельзя переступать черту, перед которой они стоят. И это расстояние от занятия к занятию постепенно нужно увеличивать, что будет стимулировать более энергичные и целенаправленные действия ребят.
Младшие дети любят выполнять прицельные броски. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоциональный микроклимат.
10. Закаливание детей. Специальные закаливающие мероприятия.
Закаливание является неспецифической формой профилактики заболеваний. Несмотря на то, что заваливание известно с древности, до сих пор нет однозначных мнений и подходов к формам закаливания, их выбору в конкретных ситуациях.
Следует заметить, что рекомендуемые сегодня методы достаточно сложны для применения в детском саду. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушно-солнечные ванны.
В условиях детского сада любое закаливающее мероприятие провести достаточно сложно: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие дозы для каждого ребенка, учесть не только здоровье, но и желание, сиюминутное настроение. Большое количество специальных закаливающих процедур возлагает немалые физические нагрузки на персонал, а поэтому не обеспечивается качество процедур.
Учитывая все это, мы предлагаем классификацию методов закаливания на основе сущностною элемента, определяющего оздоровительный эффект, и комментарии по их использованию в дошкольном учреждении:
1. Метод постепенного
снижения температур
2. Метод пульсирующего климата. Он заключается в том, что с помощью кондиционера температура воздуха в помещении постепенно повышается от 18 °С до 26 °С, затем понижается до исходных величия. Метод дает хорошие результаты, однако, по понятным причинам, в детских садах возможны для использования лишь его элементы.
3 Метод экстремальных воздействий (обливание холодной водой, бег по снегу босиком, купание в проруби и т.п.). Он получил свое начало в семейной педагогике и вызывал определенный интерес редкими случаями; когда теоретически может объяснить процессы, происходящие в организме при холодовых процедурах, сам пользуется продолжительное время этим методом, сумел найти поддержку и помощь родителей при проведении процедур и не боится взять на себя ответственность.