Специфика задач, методов и приемов обучения физическим упражнениям детей 3-го года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Физические упражнения…………………………………….4

Глава 2. Основные задачи физического воспитания детей………..6

2.1. Основные средства физического
воспитания детей дошкольного возраста……………..11

2.2. Оздоровительное воздействие природных
факторов………………………………………………..12

Глава 3. Обеспечение эмоционального комфорта на
занятии…………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

методика физ воспитания.docx

— 630.13 Кб (Скачать файл)

Ползание - это движение по плоскости.

Лазание связано с использованием предметов: в условиях физкультурного зала - это гимнастическая стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.

В зависимости от практической задачи и характера двигательных действий упражнения делятся на перелезание, пролезание, подлезание и др.

В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания - на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, по-пластунски. Для лазания по гимнастической стенке - приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы).

Ползание - привычный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх.

Обучение ползанию - это, по сути дела, корректировка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

От способа движения зависит сложность упражнения. Вообще, каждое упражнение в ползании и лазании — довольно сложное действие, потому что тело человека находится в непрочном для него положении. К тому же подавляющее большинство упражнений характеризуется длительностью действий. Поэтому упражнения должны заканчиваться Движением, которое снимает или снижает утомление. Так, ползание должно смениться активным выпрямлением, которое характеризуется, в частности, прогибанием в поясничной части и соответствующим напряжением скелетных мышц. Нужно лишь поднять голову и посмотреть на вытянутые вверх руки. Можно предложить малышу поднять вверх игрушку, до которой он дополз. Старшему дошкольнику будет интересно подпрыгнуть с хлопком в ладоши над головой. Педагог должен обязательно предусмотреть интересные в полезные движения, которые станут логичным и эффективным завершением упражнения в ползании.  По ходу выполнения детьми упражнения в ползании воспитатель должен следить за положением их рук, ног, спины.

При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко расставлены и направлены вперед. В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться.

"Станьте на коленочки..." - говорят детям. Для воспитателя это означает, что вся голень, от колена до носка, должна лежать на поду. Если кто-то из детей упирается носком в пол, надо подойти к нему, прикоснуться, прижать подъем ноги к полу, дать ребенку почувствовать удобное положение.

Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед - на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише.

Во время перемещения ноги нужно подтягивать, а не шагать на коленочках, что и делают малыши, торопясь скорее взять игрушку. Поэтому на первых порах надо организовать ползание по ковру, по дорожке из плотной текстильной ткани.

Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Воспитатель говорит: "Поставьте рука на локти..." - это значит, что руки от кончиков пальцев до локтей, должны лежать на полу; положение ног, как и в предыдущем способе, удобное - носки выпрямлены; спина прогибается, потому что голова приподнята. Очень интересно, например, таким способом перемещаться на противоположную сторону шеренгами навстречу одна другой. Применяется эта техника также в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под стул (веревочку - кустик) в опоре на предплечья.

Ползание по-медвежьи не случайно называют ходьбой, потому что и руками и ногами нужно шагать, но из-за опоры на четыре точки этот способ движения относят к ползанию. Опора осуществляется на всю ладонь и на всю ступню, для чего ноги надо ставить шире туловища, слегка сгибая колени. "Медведь" идет вперевалочку, т.е. шаги делаются одноименной ногой и рукой.

Преодолевать низкие препятствия можно лежа на животе (например, подлезать под скамейку). Основная нагрузка приходится в этом способе на руки: опираясь на ладошки, дети подтягивают туловище. Специальный инструктаж по технике выполнения здесь не требуется.

Ползание на животе является подводящим к ползанию по-пластунски, требующему конкретной техники и по-настоящему доступному лишь старшим детям. Лежа на животе, нужно вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противоположную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании.

Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Туловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голова опускается как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, нужно подтянуть туловище. Движение цикличное, т.е. в следующий момент все действия совершают другая нога и рука.

В природных условиях дети используют способы действия, которые подсказывают обстоятельства: высокое препятствие, например лежащий ствол дерева, можно преодолеть перекатом, навалившись на него животом прямо или боком.

Поскольку все упражнения в ползании характеризуются длительностью действия, необходимо так продумать организацию их выполнения, чтобы ребятам не пришлось долго ждать своей очереди. Дети могут ползти все одновременно поперек зала или, как уже говорилось, шеренгами навстречу. Можно организовать ползание подгруппами. Например, когда первая подгруппа достигает противоположной стены, вторая подгруппа приступает к выполнению этого действия, а ребята из первой подгруппы возвращаются на исходную позицию легким бегом, прыжками на одной или двух ногах, приставными шагами прямо или боком, танцевальным шагом и др.

Ползание можно выполнять и поточно: друг за другом по кругу или линейно, четверка за четверкой (пятерка, шестерка). По кругу можно расставить разные препятствия, которые дети преодолевают по-разному в зависимости от высоты - на предплечьях, лежа на животе, спине, боку. Способы преодоления можно запрограммировать, а можно представить детям право выбора, подсказывая лишь, что следующее препятствие надо преодолеть по-другому.

Как можно чаще следует давать детям возможность применять разные способы ползания в естественных условиях - на лугу, в парке, на пляже и др.

Ползание на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, лежа на животе или спине, сидя на голенях можно выполнять и на уменьшенной и на повышенной опоре, например на скамейке. Во всех этих вариантах надо следить за тем, чтобы дети держались за скамейку хватом - большой палец должен лежать на поверхности скамейки, а другие - снизу. Это необходимая мера безопасности: ведь дети смотрят вперед, подняв голову.

Лазание выполняется по лежащей на полу или приставленной к гимнастической стенке лестнице, по лесенке-стремянке, по гимнастической стенке. Используется для лазания и нестандартное оборудование, особенно на участке - заборчики, горки; в старших группах применяются канаты, шесты, веревочные лестницы.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением дартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.

В начале обучения в младшей группе надо дать возможность детям влезать на пособия и спускаться произвольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии питателя.

Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

Самый простой способ лазания - приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: "Подойдите к гимнастической стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки..." Надо помочь каждому малышу увидеть эту рейку. «Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед... Вторую ногу поставьте рядышком... Теперь возьмитесь руками за реечку повыше... Переставьте ноги...»

Когда дети ередней группы начинают осваивать переменный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а второй - за следующую повыше..." При спуске: "Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше..."

На этом уровне обучения, как правило, в каждый момент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям -одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы.

Легче освоить одноименный способ. Поскольку длина рук у старших детей увеличилась, то в качестве точки отсчета для исходного действия может быть такое указание: "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки... Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу... Я буду подсказывать: "Левые... правые... Начали!"

Итак, дети отпускают сразу руку и ногу и держатся несколько мгновений одной рукой и ногой. Но, конечно, это - идеальный вариант, и не все дети могут выполнить задание в таком виде. Как правило, руки опережают движение ног, и это нормально для дошкольного возраста. Разноименный способ осваивается аналогично: в качестве первого действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога...

Детям, затрудняющимся выполнить его действие, можно предложить подводящие упражнения - имитацию лазания, стоя у стенки, или те же действия на полу или на скамейке. Хорошо, если освоение разноименного способа совладает по времени с ползанием по-пластунски - движения похожие. Для тех, кто хорошо осваивает движения, нужно усложнять задания, например переходить с пролета на пролет лестницы приставными шагами вправо и влево, по диагонали, а также перелезать через заборчик, поочередно перешагивая верхнюю рейку.

Подготовленных детей начинают обучать лазанию по канату. Сначала проводят подводящие упражнения; Детям предлагается стать у каната, взявшись за него руками на уровне груди, поочередно перехватывая канат руками, подниматься вверх.

Это же упражнение можно выполнить:

- из положения приседа;

- держась за канат на  уровне груди, приподнять ноги;

- взявшись за канат  прямыми руками выше головы;

- держась произвольным  хватом, покачиваться на канате;

- держась произвольно, попробовать  поднять ноги до положения  виса лежа;

- держась за канат, переступать  ногами в положении виса лежа  вперед, назад, по кругу и т.д.

Полезно проделать подводящие упражнения и для ног:

- сидя на скамейке рядом  с висящим канатом, захватить  его подошвами ног, разводя колени  в стороны;

- держась руками за  скамейку и захватив канат  подошвами, приподняться над скамейкой;

- сидя на скамейке с  гимнастической палкой в руке  и держа ее вертикально, ступню  правой ноги повернуть воском  внутрь и приложить наружной  стороной к палке; ступню левой  ноги повернуть носком наружу  и прижать наружной стороной  к палке с другой стороны - зажать  палку ступнями.

Затем начинается освоение лазания по канату из положения виса стоя на прямых руках в три приема;

- согнув ноги, подтянуть  их повыше, захватить канат наружными  сторонами стоп и коленями, руки  слегка гнуть;

- упираясь ногами в  канат, выпрямить ноги, согнуть руки, не перемещая их;

- сохраняя захват каната  прямыми ногами, поочередно перехватывать  его руками как можно выше.

Затем все повторяется.

Лазание по шесту осваивается аналогично.

При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются пониже руки, ноги прямые; затем сгибаются ноги и выпрямляются руки. Слезать по канату нельзя.

Навыки ползания и лазания совершенствуются в подвижных играх, в быту. 

 

 

  

31. Ходьба. Это циклическое движение. В результате закономерного повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и расслабления мышц. Это обеспечивает их продолжительную работоспособность. Величина нагрузки на мышцы зависит от вида ходьбы, скорости движения, условий проведения (в зале, на участке детского сада, пересеченной местности), от конкретных педагогических задач, объем и содержание которых согласуется с уровнем обученности детей (этапа обучения, его возрастной направленности).

Информация о работе Специфика задач, методов и приемов обучения физическим упражнениям детей 3-го года жизни