Сравнительный анализ пассивных и активных форм методической работы учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Файлы: 1 файл

сравнительный анализ пассивных и активных.docx

— 147.58 Кб (Скачать файл)

Возможная тематика:

Развитие  творческого потенциала учащихся.

Личностный  рост как цель и результат педагогического  процесса.

Организация усвоения учебной информации учащихся на современном этапе.

Изучение  и преодоление трудностей в педагогической деятельности.

Мастер - классы

Показ уроков под девизом: «Каждый урок - открытый».

Тематика.

Методы  и формы урока, ориентированные  на развитие личности ребенка.

Приемы  стимулирования и мотивации обучения, используемые на уроках чтения и русского языка.

Занимательность и творческий поиск на уроках математики.

Экологические темы на уроках природоведения, окружающего мира.

Дифференцированный  подход к планированию урока.

Учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Реализация  межпредметных связей в процессе обучения. Формирование умений решать задачи. Как создать ситуацию успеха в учебной деятельности младших школьников?

Совершенствуем  методическую подготовку к уроку.

Методические оперативки

Своевременное ознакомление учителей с новейшими  достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения.

Цель: стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.

Задачи:

Своевременное ознакомление учителей с новейшими  достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения.

Тематика.

Разноуровневый подход в классах выравнивания.

Приемы  по развитию речи учащихся на уроках.

Овладение содержанием альтернативных программ, учебников, пособий.

Методические дни.

Цель: стимулирование педагогического коллектива к повышению профессионально-педагогического мастерства.

Формы методической работы

Задачи: ознакомление педагогического коллектива с технологией работы учителей школы; создание «копилки» внутри-школьных методических находок.

Тематика:

Система работы по ликвидации пробелов в знаниях.

Приемы  и методы программированного обучения на уроках.

Блочно-модульное  построение содержания темы.

Режим работы школы как средство обеспечения  здорового ^браза жизни школьников.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстрацию лучшего опыта работы отдельных учителей или методических формирований школы. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер. В содержании декады должна быть представлена учебная, методическая и внеклассная деятельность педагогов. Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, созданием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы учителей.

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Как правило, фестиваль — это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива. Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей. Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведением итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определении победителей.

Фестиваль педагогических идей: калейдоскоп урока.

Цель: знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.

Задачи: ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками коллег; проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

Творческий отчет — форма, предусматривающая отчет о работе методического формирования или конкретного педагога. Цель такого отчета состоит в систематизации процесса накопления и обобщения педагогического опыта работы внутри учебного заведения. В результате отчета методическое формирование или учитель представляют наработанные методические, дидактические, наглядные материалы, знакомят со своими педагогическими достижениями, подходами в решении педагогических задач, сформированным стилем работы. Отчет может проходить в виде презентации, выставки, приглашения в творческую лабораторию.

Активные  формы организации методической работы

Деловая игра

Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной  сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий  уровень усвоения теоретических  знаний и выработки профессиональных умений.

Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Методика организации  и проведения:

Процесс организации и  проведения игры можно разделить  на 4 этапа.

1. Конструирование игры:

  • четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;
  • разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка  конкретной игры с реализацией  определенной дидактической цели:

  • руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;
  • назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;
  • определяются время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный  ее анализ:

  • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
  • самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;
  • характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
  • анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок  проведения деловой игры:

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно  изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение.

Участники игры разбиваются  на подгруппы по 3 — 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности  которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3—5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому  вопросу представителям игровых  групп, организует дискуссии по обсуждаемой  проблеме. Для выступления каждому  участнику игры предоставляется  до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой  игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень  самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключение руководитель подводит итоги игры.

Тренинг

Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические  средства обучения. Тренировку целесообразно  проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся  теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются  две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они  готовят взаимные шутливые приветствия  по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных  решений задания (в том числе "Конкурс  капитанов"), непосредственно связанные  с изучаемой темой.

Ход игры:

1. Приветствие команд, в  котором учитывается: 

  • соответствие выступления заданной теме;
  • актуальность;
  • форма представления.
  • Время выступления — 10 минут.

2. Разминка (команды готовят  по три вопроса на знание  психологии личности ученика  и межличностных отношений). Время  на обдумывание вопроса — 1 минута.

3. Домашнее задание: проверка  подготовки деловой игры на  заданную тему.

4. Конкурс капитанов. 

5. Конкурс мудрецов. Выбираются  по два участника от команды.  Им предлагается выбрать оптимальный  метод решения данного вопроса. 

6. Конкурс болельщиков:  решение педагогических задач  из практики работы школы. 

7. Конкурс "Что бы  это значило?" (ситуации из жизни  школы). Учитывается находчивость, точность  выражения мыслей, юмор.

Методический мост

Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста  является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных  технологий обучения и воспитания.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы  педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Решение педагогических задач

Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство учителя проявляется  в том, как он анализирует, исследует  педагогическую ситуацию, как формулирует  на основе многостороннего анализа  цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно  брать из школьной практики. Они  должны знакомить с отдельными методическими  приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся  ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться  в ее условии, оценить позицию  каждого действующего лица, представить  себе возможные последствия каждого  предполагаемого шага. Предлагаемые задачи должны отражать эффективные  формы и приемы организации и  проведения учебной работы.

Информация о работе Сравнительный анализ пассивных и активных форм методической работы учителя