Сравнительный анализ пассивных и активных форм методической работы учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Файлы: 1 файл

сравнительный анализ пассивных и активных.docx

— 147.58 Кб (Скачать файл)

Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика ее организации:

  • определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;
  • определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);
  • составление плана;
  • предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы

Методика проведения:

  • ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.
  • Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.
  • организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
  • заключение, подведение итогов обсуждения.

В заключении ведущий отмечает активность или  пассивность аудитории, оценивает  ответы педагогов, при необходимости  аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам  обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Ведущий должен:

  • Хорошо знать проблему, тему дискуссии.
  • Изучить позицию и аргументы оппонентов.
  • Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

 «Мозговая атака (мозговой  штурм)» - так же как Деловая игра возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме.

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для  принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель  должен хорошо продумать вопросы, чтобы  ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Руководитель  заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена.

Столы желательно поставить так, чтобы  выделились 2-3 команды педагогов.

В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий  ответ. Каждой команде раздаются  карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Дается время для подготовки. Команды  отвечают на одни и те же вопросы  и решают одни и те же  ситуации.

В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие  ответы и сделала наибольшее число  существенных дополнений к ответам  коллег-соперников

Любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из практики и педагогического  опыта.

«Методический ринг».

Цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения – групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).

Методика организации  и проведения:

1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.

Например, на методическом рингу по теме «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»

Заранее готовятся  два оппонента. Каждый из них имеет  группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.

Группа анализа  оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.

П вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной (исследовательской) деятельности дошкольников на экологических занятиях» предлагает соревнование следующих методических идей:

  • Применение игровых заданий;
  • Использование активных форм обучения.

Тренинг.

Цель  – отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг –  слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный  материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить  в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический КВН.

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся  теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Из состава слушателей формируются  две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят  взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1.Приветствие  команд, в котором учитывается:

  • соответствие выступлений заданной теме;
  • актуальность;
  • форма представления;
  • время выступления –10 минут.
  1. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ребенка и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса – 1 минута.
  1. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.
  2. Конкурс капитанов.
  3. Конкурс мудрецов. Выбираются два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.
  4. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы учреждения.
  5. Конкурс «Что бы это значило?» (ситуация из жизни ДОУ). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Методический мост.

Является  разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Решение педагогических задач.

Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство  педагога проявляется в том, как  он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и  задачи собственной деятельности.

Педагогические  задачи целесообразно брать из образовательной  практики. Они должны знакомить с  отдельными методическими приемами работы лучших  педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся  ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно  разобраться в ее условии, оценить  позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия  каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые  задачи должны отражать эффективные  формы и приемы организации и  проведения образовательной работы.

Методический  фестиваль.

Данная  форма методической работы  предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во  время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку  на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Методические  посиделки.

Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

  • Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.
  • Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Методический  диалог.

Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации  и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

Методический  диалог ведется между руководителем  и педагогами или группами слушателей по определенной теме.

Движущей  силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая  эмоциональная атмосфера, которая  позволяет вызвать чувство внутреннего  единства.

В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Таблица контактов.

Инструкция: можно использовать только 2 стрелки  и только 2 цвета.

Желание контакта - красная стрелка, не желание –  синяя стрелка.

От кого ожидала  получить красные стрелки?

От кого не ожидала?

Если  ожидания не совпадают с реальностью, смотри, что ты делаешь не так.

 

 

По схемам видно что активном методе идет взаимосвязь учителя и ученика. А в пассивном учитель больше говорит сам, чем ведет диалог.

 

 

 

Сочинение – эссе  «Самообразование учителя в системе методической подготовки»

Методическая  деятельность предполагает подготовку и переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам, предметам и по всем видам педагогической деятельности. Наиболее важная методическая работа – это систематическая, коллективная и индивидуальная деятельность. В этом приеме нужно говорить  об исследовательской деятельности учителя, то есть изучение новых методических технологий. Исследовательская деятельность может быть проведена успешно если:

    1. Ее цели и задачи направлены на их решение противоречий.
    2. Выполнение исследовательской организации.

 

Система работы учителя  по самообразованию 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность методических объединений  учителей начальных классов.

План работы

методического объединения  учителей начальных классов

2011-2012 учебный  год

ТЕМА: Внедрение исследовательских методов обучения в учебный процесс.

ЦЕЛЬ: Формирование исследовательской культуры учителя и ученика.

ЗАДАЧИ:

1. Дальнейшее повышение  научно – теоретического и  методического мастерства учителей  начальных классов через внедрение  в практическую работу проектно-исследовательской  деятельности.

2. Разнообразить формы  работы на уроках математики  и окружающего мира через использование  ИКТ при подготовке и проведении  уроков.

3.Подготовить ученические  исследования и проектные работы  для школьной НПК.

4.Провести методическое  обеспечение учебных предметов  в соответствии с требованиями  новых руководящих документов  в области образования, учебных  планов и программ обучения.

Информация о работе Сравнительный анализ пассивных и активных форм методической работы учителя