Сравнительный анализ пассивных и активных форм методической работы учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Файлы: 1 файл

сравнительный анализ пассивных и активных.docx

— 147.58 Кб (Скачать файл)

Методический фестиваль

Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью  обмен опытом работы, внедрение новых  педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля  работает панорама методических находок  и идей.

Заявку на урок, методические идеи, приемы участники фестиваля  подают предварительно.

Лаборатория  «Информационные технологии»

  • работа творческих групп по проблемам;
  • использование информационных технологий в учебном  процессе;
  • формирование гражданской позиции младших школьников.

Ярмарка педагогических идей

  • активизирует методическую работу учителей, так как каждый учитель хочет, чтобы его идея была признана лучшей. Таким образом, проявляется дух соревнования. Учителя, в основном молодые, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, слушать критически относиться к себе и своим коллегам.

Разработка методического  портфеля

  • позволяет учителю систематизировать свою методическую работу за год, выбрать наиболее удачные методические приемы и обобщить их в виде методических разработок.

Интерактивные формы работы с педагогами.

Перед руководителями профессиональных объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог  стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности  отдельных педагогов? Как перевести  их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов  возможна через нетрадиционные, интерактивные  методы и формы работы с педагогами.

Многие  основные методические инновации связаны  с применением интерактивных  методов обучения. Необходимо разобраться  с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя (руководителя МО) и ученика (педагога-участник МО).

Каковы  основные характеристики «интерактива»?

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации  той или иной деятельности. Она  имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким  образом, что практически все  участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию  и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному  решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника  задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как  одного выступающего, так и одного мнения.

В  ходе диалогового общения у педагогов  формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные  решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально  общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации  работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы  коллег, отказаться от своей точки  зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению,  умение выслушивать другого,  делать обоснованные заключения и выводы.

  Для этого на занятиях профессиональных  объединений организуются разные  формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация  из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения?  Рассмотрим некоторые  из них.

Наиболее  простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй  этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать,  когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

«Круглый  стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно  обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого  стола» определяет свое место так, чтобы  видеть всех участников. Здесь же могут  находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается  отдельно.  Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

«Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития  наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.

Каждая  проблема, к которой относится  группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

«Деловая  игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Заранее готовятся карточки с вопросами  или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.

Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя ПО) по 4-5 человек участников деловой  игры. Педагоги по желанию рассаживаются  за столы, и тем самым сразу  определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.

Каждой  команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая  над заданием. Командам дается время  для подготовки  решения, затем  заслушиваются ответы. Порядок ответов  определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный  балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.

Деловые игры бывают следующих видов:

-имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.

-управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);

-исследовательские,  связанные с научно-исследовательской  работой, где через игровую  форму изучаются методики по  конкретным направлениям;

-организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют  раннее неизвестное содержание  деятельности по определенной  теме.

-игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те  или иные навыки;

-игры проективные,  в которых составляется собственный  проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется  защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).

При организации и проведении деловой  игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем  этапе – руководитель дискуссии.

Основная  цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно  разделить на 4 этапа:

1.Конструирование  игры:

четко сформировать общую цель игры и частные  цели для участников;

разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной  игры с реализацией определенной  дидактической цели:

  • руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;
  • назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;
  • определяют время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный  анализ игры:

  • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
  • самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности;
  • характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
  • анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой  игры:

Руководитель  сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить  литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение. Участники игры разбиваются  на подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности  которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3-5 человек.

Руководитель  распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово  по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии  по обсуждаемой проблеме. Для выступления  каждому участнику игры предоставляется 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, обосновать, «защитить» ее.

Экспертная  группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить  проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции педагогов  в практической деятельности.

Экспертная  комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключении руководитель подводит итог игры.

Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

Информация о работе Сравнительный анализ пассивных и активных форм методической работы учителя