Сравнительный анализ проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Развитие эмоций, их роль в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем психологии. В дошкольном возрасте проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста исследовалась А.В. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и другими. Вместе с тем, в отечественной психологии исследования по проблеме агрессивности носят разрозненный характер (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….…………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ…………….
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме агрессивности….
1.2. Проявление агрессивности в дошкольном детстве………………………………...…...…………...….
1.3. Особенности психического развития дошкольников, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………..…….………………………………………
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ………………………………………………...
2.1. Описание экспериментальной выборки и диагностических методик исследования..
2.2. Количественный и качественный анализ полученных результатов…………………………...
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по снижению проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………..……………………………………………………………………………………………………………..
3
6-26
6
14

20


26-31
26
28



32
35
37

41

Файлы: 1 файл

агрессивность лрп и семейные.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ 

В СЕМЬЕ И  ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….…………..

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ…………….

1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме агрессивности….

1.2. Проявление агрессивности в дошкольном детстве………………………………...…...…………...….

1.3. Особенности психического развития дошкольников, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………..…….………………………………………

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ………………………………………………...

2.1. Описание экспериментальной выборки и диагностических методик исследования..

2.2. Количественный и качественный  анализ полученных результатов…………………………...

2.3. Методические рекомендации для воспитателей по снижению проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ………..……………………………………………………………………………………………………………..

3

6-26

6

14

 

20

 

 

26-31

26

28

 

 

 

32

35

37

 

41


 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие эмоций, их роль в возникновении  мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем психологии. В дошкольном возрасте проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста исследовалась А.В. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и другими. Вместе с тем, в отечественной психологии исследования по проблеме агрессивности носят разрозненный характер (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан). 

Начиная с дошкольного возраста эмоциональные состояния, переживаемые детьми сложны, многоплановы и составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Задача гармоничного развития ребенка дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Но различные эмоциональные отклонения, в том числе и агрессивность часто встречаются в дошкольном возрасте, и препятствуют гармоничному развитию личности ребенка (Г.М. Бреслав, Ю.М. Миланич, А. Голик, В. Мамцева и др.). Причины этого явления кроются не только в сложной социальной обстановке и в отношении взрослых к  эмоциональным нарушениям, но и в недостаточной изученности данной проблемы.

Вместе с тем, учреждения закрытого  типа, в которых воспитываются  дети, лишенные родительского попечения, являются закрытой образовательной системой. В таких учреждениях отмечают дефицит социальных связей, жесткую установку на подавление спонтанной личности и речевой активности, наличие строгих дисциплинарных регламентаций. Проблеме психического развития воспитанников детских домов дошкольного возраста в отечественной психологической литературе посвящены работы В.С. Мухиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, в которых отмечается, что блокирование многих важнейших личностных образований, наблюдающееся у детей–сирот, связано как раз со специфическими условиями детского дома. Только своевременно оказанная помощь может предотвратить у таких детей развитие невротических состояний и неврозов. По своей актуальности выделенная проблема заслуживает внимание не только специалистов в области детской психологии, но и воспитателей дошкольных учреждений и детских домов, учителей начальной школы, что и определило выбор темы нашего исследования. Вместе с тем, следует отметить малочисленность практикоориентированных психолого-педагогических исследований в области изучения проблемы проявления агрессивности у детей дошкольного возраста, лишенных родительского попечения.

Актуальность выделенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Сравнительный анализ проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского попечения».

Цель  исследования: выявить и сравнить проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского попечения.

Объект  исследования: агрессивность как эмоциональное отклонение.

Предмет исследования: сравнительный анализ проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского попечения.

Гипотеза: мы предполагаем, что в старшем дошкольном возрасте:

  1. проявление агрессивности у детей, лишенных родительского попечения и воспитывающихся в семье не будет иметь различий;
  2. у детей, лишенных родительского попечения и воспитывающихся в семье проявление агрессивности будет различно.

Теоретико-методологической основой исследования являлись:

  • положение Л.С. Выготского об опосредованном развитии высших психических функций и переживании как единицы социальной ситуации развития;
  • положение А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева о том, что эмоции, носящие негативный характер при определенных условиях способствуют возникновению негативных смысловых установок, перестройка которых возможна лишь при изменении места человека в системе общественной деятельности;
  • исследования Е.О. Смирновой по проблеме проявления агрессивности у детей дошкольного возраста, лишенных родительского попечения.

Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать психологическую литературу по проблеме агрессивности.
  2. Охарактеризовать проявление агрессивности у дошкольников, лишенных родительского попечения.
  3. Эмпирическим путем выявить и сравнить проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского попечения.
  4. Составить методические рекомендации для воспитателей детского дома по снижению проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы  исследования:

  1. Теоретические: анализ психологической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы: проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич); анкетирование родителей (Е.К. Лютова, Г.М. Монина). 
  3. Интерпретационно-описательные методы: количественный и качественный анализ эмпирических данных. 

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволит расширить и уточнить представление о природе агрессивности, а также дает возможность полнее представить картину психического развития, а так же вносят вклад в изучение проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Надежность и достоверность  полученных данных обеспечивается применением методик адекватным целям и объекту исследования, количественным и качественным анализом эмпирического материала.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составленные нами методические рекомендации, направленные на снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста может быть использована педагогами ДОУ и детского дома.

Базой исследования являлись МДОУ ЦРР «Росинка» и детский дом «Аленка» г. Абакана.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

        

1.1 Анализ отечественных  и зарубежных исследований по  проблеме агрессивности

Хотя вопросы, связанные  с человеческой агрессивностью выделяются на первый план многих исследований, начиная с 60-х годов прошлого столетия, чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности, приводит к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует ее однозначная трактовка и определение. Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, выходят на первый план и представлены чрезвычайно сложной и многогранной формой. Так, проявление агрессивности, и её изучение в разных теоретических аспектах, приводит к тому, что на сегодняшний день нет точного и однозначного ее определения. Безусловно, что агрессия и агрессивное поведение дополняют сущность агрессивности, как особого поведенческого уровня.

Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания), состояния напряженности, страха, подавленности. Безусловно, не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит отклонение в эмоциональной сфере, по ряду объективных факторов  в тех или иных жизненных обстоятельствах вполне «благополучная» в эмоциональном плане личность вынуждена быть агрессивной. Но нам необходимо раскрыть сущность агрессивности как «сбоя», отклонения в эмоциональной сфере, который по мере становления личности начинает определять весь ее облик, приводит к ее конфликтности, неспособности к сознательному взаимодействию с окружающими и прочее [44, стр. 81].

А.А. Реан под агрессивностью понимает свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [45, стр.216 - 251]. При этом, он выделяет множество факторов, влияющих на её проявление:

  • стиль воспитания в семье (гипер и гипоопека);
  • повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • не стабильная социально – экономическая обстановка;
  • индивидуальные особенности человека;
  • социально–культурный статус семьи и т. д.  

Агрессия является внешним, видимым индикатором агрессивности  и рассматривать данные понятия абсолютно отдельно друг от друга мы находим нецелесообразным, поэтому с целью более глубокого изучения сущности агрессивности, приводим основные точки зрения принятые в психологической науке относительно проблемы человеческой жестокости в целом.

Существует множество  теоретических обоснований возникновения  агрессии, её природы и факторов, влияющих на её проявление. Так, А.А. Реан выделяет пять базовых направлений в изучении и объяснении феномена агрессии и агрессивности:

    • инстинктивная теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц);
    • фрустрационная  (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.);
    • теория социального научения (А. Бандура);
    • теория переноса возбуждения (Ю. Зильман и др.);
    • когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец, и др.).

Самое ранее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, основывается на факте врожденности и неизбежности агрессивных тенденций (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Лоренс, У. Макдауголл, Г. Марей и др.). Так З. Фрейд полагал, что источник агрессивности – это перенесение индивидом влечения к смерти с самого себя на внешние объекты. К. Лоренц, изучая поведение животных и человека, пришел к выводу, что агрессия – это адаптивное, а не саморазвивающееся поведение, демонстрируя  сходство с позицией Фрейда, он утверждал, что у человека отсутствуют врожденные механизмы торможения агрессивных действий. Агрессивность не находит разрядки пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу. Ардри усчитал, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия сформировал человека как существо активно нападающего на представителей своего  же вида. Хотя современные психогенетические данные свидетельствуют о том, что генетические особенности вносят существенный вклад в межиндивидуальные различия агрессивности, говорить всерьез о том, что агрессивность присуща всему человеческому роду не в полной мере целесообразно [50, стр. 477].

Широкое распространение  получила теория, связывающая агрессивные  действия и фрустрацию (Д. Доллард, Н. Миллер, Р. Дуб и другие). Агрессивность в данном случае рассматривается как прижизненно приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление его интересов, потребностей по вине других людей, эффект катарсиса, помогает человеку снизить его агрессивность. Теория фрустрации породила ряд экспериментальных исследований, касающихся проблемы, но основные постулаты теории о том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и агрессия всегда является результатом фрустрации, не подтвердились полностью большинством опытов.

Информация о работе Сравнительный анализ проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского