Сравнительный анализ проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Развитие эмоций, их роль в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем психологии. В дошкольном возрасте проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста исследовалась А.В. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и другими. Вместе с тем, в отечественной психологии исследования по проблеме агрессивности носят разрозненный характер (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….…………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ…………….
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме агрессивности….
1.2. Проявление агрессивности в дошкольном детстве………………………………...…...…………...….
1.3. Особенности психического развития дошкольников, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………..…….………………………………………
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ………………………………………………...
2.1. Описание экспериментальной выборки и диагностических методик исследования..
2.2. Количественный и качественный анализ полученных результатов…………………………...
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по снижению проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………..……………………………………………………………………………………………………………..
3
6-26
6
14

20


26-31
26
28



32
35
37

41

Файлы: 1 файл

агрессивность лрп и семейные.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Говоря об агрессивности, связанной с незрелостью эмоциональной сферы необходимо помнить, что в кризисные моменты жизни практически у всех детей возникают в той или иной мере трудности аффективного реагирования, так, появляющаяся наряду с негативизмом агрессивность не рассматривается в качестве отклонения. Заострение внимания взрослых на выражении ребёнком негативных эмоций в период его возрастных кризисов обеспечивает как более длительное их протекание, так и «культивировании» агрессивности как уже отклонения в эмоциональной сфере.

От временных отклонений от нормы, связанных с возрастными кризисами, агрессивность можно отличить по ряду характерных признаков:

  1. Частота и легкость возникновения агрессивных проявлений. Чем сильнее аффективная патология ребенка, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них – крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта ребенка с окружающими, постоянная тревожность, наличие стойких локальных страхов, неадекватность самооценки и прочее.
  2. Степень неадекватности агрессивности в той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть спровоцированы определенными фрустрациями, однако интенсивность и форма их проявления могут не соответствовать причинам их спровоцировавшим. В более глубоких случаях трудно выявить причину агрессивности, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию.
  3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепиться и сформировать стойкие влечения к агрессивным действиям, что приводит к серьезной дезадаптациии ребенка в его взаимоотношениях с окружающими. Это вызывает отрицательные реакции с  их стороны, что в свою очередь усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессивность ребенка.
  4. Степень напряженности. В части случаев ребенка можно отвлечь от агрессивных действий, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести данное действие в ее контекст, подчинить ее контролированию. В других более тяжелых случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что в этот момент недоступен контакту и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает аффективное напряжение, гнев, ярость.

Таким образом, анализ психологических подходов к изучению природы агрессии и агрессивности позволил сделать следующие выводы:

  1. Понятия «агрессия» и «агрессивность» не являются синонимичными. Агрессия представляет собой намеренное действие, направленное на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному. Агрессивность – не просто свойство личности, выражающееся в готовности причинить ущерб другому, а отклонение в эмоциональной сфере личности, выражающееся в готовности к агрессии, то есть, к определенной поведенческой реакции, причиняющей ущерб другому  объекту или себе. Имея под собой врожденные тенденции к развитию и формируясь под влиянием  социальной среды, агрессивность проявляется вследствие отсутствия у ребенка эмоционального опыта, волевой регуляции и когнитивной оценки происходящего.
  2. В психологии выделяется пять основных направлений в изучении и объяснении феномена агрессии и агрессивности. Инстинктивная теория агрессии заключается в том, что становление агрессивного поведения ребенка связано со стадиями сексуального развития, при этом считается, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направлять ее в нужное русло. Фрустрационная теория рассматривает агрессию не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а как следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступление целевого состояния, к которому он стремился. Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В рамках когнитивной теории агрессивности Л. Берковитц ввел между фрустрацией и агрессивным поведением две переменные: гнев как побудительный компонент и пусковые раздражители, запускающие агрессивную реакцию, при этом, гнев не ведет сам по себе к агрессивному поведению, для этого необходимы адекватные ему пусковые раздражители.
  3. В рамках нашей работы мы поддерживаем мнение сторонников теории социального научения, учитывая, что патология внутриутробного развития и врожденные особенности могут вызывать аномальное развитие подкорковых и лобных образований головного мозга провоцируя, скорее всего, нарушения в эмоциональной сфере ребенка, агрессивность же, как эмоциональное отклонение, имея биологическую основу (свойства типа высшей нервной деятельности) проявляются, прежде всего, под влиянием социальных факторов.

 

1.2. Проявление  агрессивности в дошкольном детстве

Агрессивный ребенок  приносит проблемы не только окружающим, но и самому себе. В последние  годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, в каждом случае возникает необходимость изучения ее мотивов и сопутствующих ей переживаний, что необходимо как для своевременной диагностики явления, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно, каждый агрессивный акт в период детства имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации.

В возрастной психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы [1, стр. 672].

  1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; агрессивных фантазий.

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.

  1. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы – символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание; реальная агрессия – это уже непосредственное физическое нападение.

В дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, психологи выделяют: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отмстить; стремление быть главным; стремление получить желанный предмет.

Из вышесказанного можно  увидеть, что большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается  в ситуациях защиты своих интересов  и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Среди агрессивных детей  отчетливо выделяются три группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий); психологическими характеристиками (уровень интеллекта, произвольность); уровнем развития игровой деятельности; социальным статусом в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения  к себе внимания сверстников. Данные психологических исследований показывают, что дети данной группы значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального; неразвитой произвольностью; низким уровнем совместной деятельности, использование деструктивных действий. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции, поведение направлено на получение эмоционального отклика. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Указанные особенности позволяют предположить, что обостренная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может быть реализована ребенком через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Как правило, дети пользуются популярностью в группе сверстников, могут являться «лидером». Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентируясь исключительно на собственные желания. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным. Дети обладают высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального); хорошо развитой произвольностью; организаторскими способностями, умением организовать совместную деятельность; высоким социальным статусом среди сверстников.

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия – действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Обычно для агрессивных действий выбираются одна - две постоянные «жертвы» – более слабые сверстники, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным. У данной категории этих детей наблюдаются средние показатели интеллекта; средние показатели развития произвольности; низкий социальный статус в группе сверстников.

В основе детской агрессивности  может лежать различная мотивационная  направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение других. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет одно общее свойство – невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их. Подобный тип отношения к сверстнику не связан ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребенка в группе. По-видимому, в основе такого отношения – фиксированность ребенка на себе, его внутренняя изоляция от других. В окружающем мире и в других людях он видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Очевидно, такое мировосприятие и создает ощущение острого одиночества в мире, представляющимся враждебным и угрожающим, порождает все большее противостояние и отдаленность от других. Степень восприятия враждебности может быть различной – нарастающей от первой группы к третьей. Но психологическая природа остается той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть мир другого человека. Поэтому ему недоступны такие качества характера, как сочувствие, сопереживание или содействие.

Дети, склонные к агрессии, существенно отличаются от своих  сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Большинство негативных проявлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута, исходя из чего ученые утверждают, что  в большинстве случаев агрессивные действия дошкольников имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому, у данной группы детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия выступает при этом как самоцель.

Агрессивные действия у ребёнка  можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных поступках упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся  криком, брыканием, касанием, драчливостью. Так, Б. Спок отмечал, что в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребёнка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему. Поэтому, говоря об агрессивном поведении ребёнка в этом возрасте можно только условно, если исходить из наиболее общепринятого определения агрессивности как намеренного причинения вреда или намеренной попытки причинения вреда. Однако, по мнению Паренса Г., к концу первого года жизни, наблюдая реакции ярости у детей, можно заметить, что ребёнок испытывает чувство враждебности, и оно нередко сопровождается уже целенаправленным желанием причинить вред. В этом же возрасти, у детей проявляются попытки управлять своим чувством враждебности. Это обнаруживается, в частности в фактах замещения объекта агрессии: например, перенос агрессивных действий с близких и значимых родителей на других людей.

Как отмечает Гаспарова Е., на втором году жизни возрастает активность ребёнка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребёнка. Подчас это стремление к независимости – знаменитое «Я сам!» - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своём, вопреки желанию родителей.

В период двух-трёх лет, дети попадают в детские сады, где, как отмечает М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддерживания и развёртывания действий, направленных на другого. Агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности (упрямство, непослушание и другие виды сопротивления), а также проявления косвенной агрессии [33].

Как отмечает И. Фурманова, в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт», и в это же время ребёнок сталкивается с целой системой новых, для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребёнок невольно испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребёнок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нём просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако если раньше родители на агрессивность ребёнка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Кроме того, существует зависимость между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей. Она распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребёнка, будучи воспитательной мерой, направленной на снижение агрессивности [52, стр. 319].

А. Фромм, указывает на существование  феномена «перенесения», который в  три – четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребёнок не может взять верх над матерью или отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребёнку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний.

Информация о работе Сравнительный анализ проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского