Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа
Развитие эмоций, их роль в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем психологии. В дошкольном возрасте проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста исследовалась А.В. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и другими. Вместе с тем, в отечественной психологии исследования по проблеме агрессивности носят разрозненный характер (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….…………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ…………….
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме агрессивности….
1.2. Проявление агрессивности в дошкольном детстве………………………………...…...…………...….
1.3. Особенности психического развития дошкольников, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………..…….………………………………………
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ………………………………………………...
2.1. Описание экспериментальной выборки и диагностических методик исследования..
2.2. Количественный и качественный анализ полученных результатов…………………………...
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по снижению проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………..……………………………………………………………………………………………………………..
3
6-26
6
14
20
26-31
26
28
32
35
37
41
Наиболее полно проблема человеческой жестокости освящена в рамках теории социального научения. Представители данной теории (Э. Фромм, К. Хорни, А. Бандура и другие) полагают, что человек научается «выталкивать» наружу свое агрессивное поведение, и оно является реакцией личности на враждебную окружающую действительность. Учитывая роль биологических и мотивационных факторов, они делают явный акцент на важности влияния социального научения. Так, в теории социального научения говорится о том, что агрессия приобретается: посредством биологических факторов и научения; провоцируется: воздействиями шаблонов, неприемлемым обращением, побудительными мотивами, инструкциями, эксцентричными убеждениями; регулируется: внешними поощрениями и наказаниями, викарным подкреплением, механизмами саморегуляции. А. Бандура утверждает, что эмоция гнева не является ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Главная роль принадлежит, с его точки зрения, научению путем наблюдения за образцом (т.е. подражанию). Важное место отводится ориентации субъекта на обязательные стандарты поведения. Большая роль отводится взрослым, которые своим примером не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. Таким образом, представители данной теории склонны связывать агрессивные тенденции ребенка с влияниями внешней среды.
Д. Зильман и др., отводили
значительную роль эмоциям и чувствам
человека, доказывая, что в отдельных
ситуация агрессивные тенденции
могут быть импульсивными и некотролируемы
Л. Берковиц, являясь основоположником когнитивной теории агрессии и агрессивности внес наиболее значительные поправки и уточнения в фрустрационную теорию. Ученый ввел между фрустрацией и агрессивным поведением две переменные: гнев как побудительный компонент и пусковые раздражители, запускающие агрессивную реакцию. Он считал, что фрустрация – один из множества различных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям, в центре изучения находились эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Агрессивное поведение, в рамках данного направления рассматривается как контролируемое, зависящее от осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, однако гнев не ведет сам по себе к агрессивному поведению, для этого необходимы адекватные ему пусковые раздражители. Многие ученые, в том числе и американские, эту теорию не разделяют.
Э. Фромм считает, что существует, два вида агрессии: «доброжелательная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности [53].
По С. Розенцвейгу, состояние человека направленности может выражаться в трех формах поведения (реакций) человека: экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной. По данным В.Е. Василенко, экстрапунитивные реакции связанны с интеллектом отрицательно, а интрапунитивные и импунитивные – положительно. Проявление той или иной формы реагирования зависит от личностных особенностей человека. Лица со слабой нервной системой чаще проявляют интрапунитивную форму, с сильной нервной системой – экстрапунитивную форму агрессии.
Экстрапунитивная форма связана с возникновением внутреннего «подстрекателя» к агрессии, с направленностью реакции во вне (внешнеобвинительные реакции). Человек раздражителен, испытывает досаду, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели, во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится малопластичным, используются ранее заученные формы поведения, даже если они не приводят к нужному результату.
Интрапунитивная форма характеризуется аутоагрессией: обвинением в неудаче самого себя, проявлением чувства вины, возникает подавленное настроение, тревожность, замкнутость. При решении задачи человек возвращается к более примитивным формам, ограничивает виды деятельности и удовлетворения своих интересов. Данная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначительному событию, исправимому со временем, человек не обвиняет ни себя, ни других.
Исходя из выбранного субъектом способа поведения, выделяют прямую и косвенную вербальную агрессию, прямую и косвенную физическую агрессию. Целесообразность их выделения и самостоятельного изучения подтверждается, по данным П.А. Ковалева тем, что, во-первых, они имеют различную степень проявления (или склонность к проявлению): косвенная вербальная агрессия выражена вдвое больше, чем косвенная физическая агрессия; кроме того, у мужчин больше всего выражена прямая физическая агрессия, а у женщин косвенная вербальная агрессия; во-вторых, показатели косвенной вербальной агрессии, как правило, не коррелируют на значимом уровне с показателями остальных видов агрессии, как правило, обнаруживают достоверные связи с показателями других видов агрессии (прямой вербальной и прямой физической агрессии).
В тоже время достоверные корреляции между суммарными показателями вербальной и физической агрессии, с одной стороны, и суммарными показателями прямой и косвенной агрессии – с другой, свидетельствуют о том, что у них есть что-то общее, и поэтому можно говорить об агрессивном поведении как комплексном психологическом феномене. Однако при этом не следует путать агрессивное поведение со склонностью к нему (агрессивностью как интегральным личностным свойством) и другими личностными характеристиками, облегчающими или затрудняющими формирования мотива агрессивного поведения (конфликтностью), как это делают многие зарубежные и отечественные авторы.
Агрессивное поведение начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющей роль внешнего стимула (в зарубежных теориях мотивации конфликтность не упоминается при рассмотрении агрессивного поведения, хотя в методиках изучения агрессивности – с помощью опросников – определяется и конфликтность). Однако возникновение этих ситуаций еще не свидетельствует о возникновении у человека состояния конфликта или фрустрации. Так, для возникновения состояния конфликта, во-первых, необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися было осознано субъектами как таковое; во-вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс; в-третьих, необходимо, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения – враждебность (или, по крайней мере, у одного из них). Несмотря на то, что у высокоагрессивных субъектов почти все конфликтные свойства выражены сильно (значительно сильнее, чем у низкоагрессивных), их влияние на общую агрессивность различно. Наибольший вклад в агрессивное поведение вносят такие эмоциональные особенности, как мстительность и обидчивость, в меньшей степени – вспыльчивость. У девочек корреляция этих свойств со склонностью к агрессивному поведению была больше и связи были теснее. Прямая агрессия больше связана с мстительностью, а косвенная – с обидчивостью и вспыльчивостью. Из этих данных также следует, что склонность к косвенной вербальной агрессии в большей степени зависит от обидчивости и мстительности, склонность к прямой вербальной и физической агрессии – от мстительности.
Именно такие сами могут способствовать перерастанию конфликтной ситуации в конфликт. Кроме «возбудимости» на возникновение агрессивного поведения, как показали исследования А.А. Реан, влияет и такая особенность личности (характера), как «демонстративность». Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. Это реализуется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Очевидно, именно чрезмерное тщеславие и приводит к обидчивости, заносчивости, которые, как было отмечено выше, играют важную роль в возникновении агрессивного поведения [45, стр. 216 - 251].
Природа этих конфликтных свойств личности еще не раскрыта. Некоторые ученые предполагают, что агрессивность как личностное свойство имеет врожденный характер. Эту точку зрения развивал еще З. Фрейд, связывавший агрессию с прирожденным стремлением к смерти, которое побуждает к саморазрушению. Агрессия же является механизмом, благодаря которому это влечение переключается на другие объекты, в первую очередь на других людей [51, стр. 296].
У. Мак-Дугалл признавал «институт драчливости», заложенный в человеке от природы, Г. Мюррей писал о первичной потребности в агрессии, побуждающей искать случай атаковать с целью причинить вред. Р. Лоренц также полагает, что человек обладает инстинктом агрессии. В качестве примера он приводит подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая наподобие того, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. А. Маслоу не относит агрессивность к инстинктам, но считает, что она имеет природную основу.
О.И. Шляхтина показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных».
В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором, – неудовлетворенностью своим положением. А. Бандура и др. показали на детях 3-5 лет роль воспитания в проявлении агрессивных реакций дети, смотревшие фильм, в котором демонстрировалось грубое обращение с куклой, вели себя после его просмотра тоже агрессивно при попытке отнять у них куклу. Обобщая подобные факты, Г. Левин и Р. Флейшман рассматривают агрессивное поведение как выученные реакции.
Возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию (отказывая в просьбе, запрещая, угрожая, выражая несогласие в оскорбительной форме, не пуская, выгоняя, приставая, нападая и т.д.). Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные эмоции – досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с проявления, которых начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы наказать обидчика, устранить его как источник конфликта, унизить, навредить, на способ сохранения чувства собственного достоинства. Во многом выбор способа поведения будет определяться как внешними обстоятельствами, так и опытом, воспитанностью человека, которые на этом этапе могут блокировать прямое агрессивное поведение (как вербальное, так и физическое), переведя его в косвенно-агрессивное. Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, в том числе и социальные.
Первый и наиболее оказывающий влияние на проявление агрессивности фактор – семья. Эмоциональные отношения, складывающиеся с родителями влияют на то, проявит ли себя агрессивность как психологическое свойство нейтральное в нравственном плане, в виде социально-позитивного, одобряемого поведения, либо девиантного. Прежде всего, формирование агрессивной личности, начинается в ситуации неприятия ребенка собственными родителями. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Так Г. Крайг считает, что сочетание высокого или напротив низкого уровня родительского контроля с холодным отношением, неизбежно ведет к появлению у ребенка разрушительных импульсов и склонность к отклоняющемуся поведению.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Э. Фромм, И. Раншбург, П. Поппер отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации [53]. Эти исследования лишь подтверждают тот факт, что социально-одобряемые формы выражения эмоции формируются у ребенка посредством наблюдения за взрослыми и благодаря их одобрению или неодобрению. Наблюдая яркие проявления негативных эмоциональных реакций у своих родителей, дети, не осознавая полностью их значения, принимают их за норму.
Следующий важный фактор, влияющий на проявление детской агрессивности – это общение со сверстниками. Высокое статусное место, благоприятные отношения со сверстниками создают условия для нормального эмоционального развития ребенка, напротив – непринятие по каким-либо причинам (недостатки в речи, во внешнем виде или же чрезмерное возвышение и прочее) провоцируют у ребенка проявление агрессивности.
Еще один фактор, влияющий на проявление агрессивности ребенка – это средства массовой информации. Дети более чем взрослые подвержены негативному влиянию средств массовой информации, они в большей мере принимают все увиденное на экране за норму и образец для подражания. Кроме того, наиболее способствуют проявлению жестокости детей, наблюдаемые события, имеющие максимальное сходство с реальной жизнью и те, в которых маленький зритель идентифицирует себя с агрессором. Данные подтверждает серия экспериментов, проведенных под руководством А. Бандуры, в которых было показано, что дети, наблюдавшие фильм, где взрослый совершает агрессивные действия по отношению к кукле, склонны воспроизводить данные действия.
Сложность аффективного отклонения развития ребенка проявляется, прежде всего, в том, в каких формах агрессии находит свое отражение его агрессивность. Ввиду того, что проявления агрессии бесконечны и многообразны, появилась идея ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными А. Бассом. По его мнению, все агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадают большинство агрессивных действий. Кроме того, как физическая, так и вербальная форма выражения негативных эмоций, может быть направлена против собственного «Я» ребенка. Часто аутоагрессивность возникает в связи с неудачами детей в какой-либо деятельности, где они чувствуют свою неспособность, несостоятельность. Дети, с данной формой проявления агрессивности обладают заниженной самооценкой. Аутоагрессивность говорит о том, что отклонение эмоционального развития от нормы уже значительны. Важно различать и характер агрессивности, он может быть истинным (прямое стремление причинить окружающим боль, вред и прочее) и защитного характера (за которой стоит страх, боязнь быть травмированным).