Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа
Развитие эмоций, их роль в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем психологии. В дошкольном возрасте проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста исследовалась А.В. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и другими. Вместе с тем, в отечественной психологии исследования по проблеме агрессивности носят разрозненный характер (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….…………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ…………….
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме агрессивности….
1.2. Проявление агрессивности в дошкольном детстве………………………………...…...…………...….
1.3. Особенности психического развития дошкольников, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………..…….………………………………………
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ………………………………………………...
2.1. Описание экспериментальной выборки и диагностических методик исследования..
2.2. Количественный и качественный анализ полученных результатов…………………………...
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по снижению проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………..……………………………………………………………………………………………………………..
3
6-26
6
14
20
26-31
26
28
32
35
37
41
К причинам проявления агрессивного поведения можно отнести следующие:
Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность усиливающие агрессивное поведение ребёнка. Острой психологической проблемой в данном случае является отсутствие свободного помещения, в котором ребёнок, мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.
Влияние выше указанных факторов, в течение длительного времени, приводят к тому, что у детей старшего дошкольного возраста лишённых родительского попечения, в повседневной жизни наблюдаются такие проявления агрессивного поведения как:
Дети–сироты обладают высоким уровнем агрессивного поведения, и в большей степени концентрируются на тех социальных ситуациях, которые предполагают конфликт. Данное поведение выступает как средство самозащиты, и поэтому ошибочно мнение, что поступками детей–сирот движет намеренная или мотивированная враждебность, они должны быть наказаны. Воспитанники детских домов уверены, что нужно мстить, чтобы тебя приняли, и это, по мнению детей, справедливая агрессия. Они выбирают более агрессивные действия для решения конфликтной ситуации, так как не умеют выбирать более позитивные решения, идти на компромисс, проявлять дружелюбие, сотрудничество в силу того, что нет соответствующего опыта.
Таким образом, социальная ситуация развития в условиях детского дома негативно влияют на психическое развитие детей-сирот дошкольного возраста. Особенностями психического развития детей, лишенных родительского попечения являются: заниженная самооценка, искажение временного плана собственных действий, осознание своих действий через происходящие режимные моменты, которые организует воспитатель, эмоциональная уплощенность, относительная бедность и ситуативность желаний детей из детского дома, их связанность с воспринимаемой обстановкой, двигательная расторможенность, низкий уровень самоконтроля, конкурентные отношения со сверстниками.
Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ