Сравнительный анализ проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Развитие эмоций, их роль в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем психологии. В дошкольном возрасте проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста исследовалась А.В. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и другими. Вместе с тем, в отечественной психологии исследования по проблеме агрессивности носят разрозненный характер (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….…………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ…………….
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме агрессивности….
1.2. Проявление агрессивности в дошкольном детстве………………………………...…...…………...….
1.3. Особенности психического развития дошкольников, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………..…….………………………………………
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ………………………………………………...
2.1. Описание экспериментальной выборки и диагностических методик исследования..
2.2. Количественный и качественный анализ полученных результатов…………………………...
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по снижению проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, лишенных родительского попечения…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………..……………………………………………………………………………………………………………..
3
6-26
6
14

20


26-31
26
28



32
35
37

41

Файлы: 1 файл

агрессивность лрп и семейные.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

К причинам проявления агрессивного поведения можно отнести следующие:

  1. социальная изоляция, то есть каждый ребёнок, живущий в условиях детского дома, вынужден адаптироваться к большому количеству сверстников. Говоря о социальной изоляции, что имеется в виду – собственная изоляция ребёнка от других детей или изоляция, являющаяся следствием отвержения его от других. Главные трудности при осознании безусловности при общении со сверстниками в дошкольном возрасте заключаются в следующем:
    • недостаточная «ценность» инициативных обращений к другим детям;
    • несамостоятельность в решении межличностных проблем, частое обращение к взрослым;
    • сниженный уровень вербального общения.

Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность усиливающие агрессивное поведение ребёнка. Острой психологической проблемой в данном случае является отсутствие свободного помещения, в котором ребёнок, мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.

  1. Деформированная компенсация недостающей любви взрослого, положительных эмоций, содержательного общения. Особенности общения в детском доме объясняются групповой жизнью, жёсткой регламентацией по режиму, это очень часто мешает эмоциональному общению, то есть воспитатель не в полной мере может удовлетворить потребности каждого ребёнка. Всё это, приводит к возникновению чувства фрустрации по к взрослому. Так, формальное дисциплинирование детей, как способ привлечь внимание взрослого, таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребёнка, а тем более ребёнка лишённого родительского попечения со сверстниками.
  2. Этапность учреждения – для большинства детей – сирот детский дом является 3 или 4 учреждением, в котором он находился, при этом во время переводов из учреждения в учреждение не учитывалась социально – психологическая адаптация ребёнка в новых условиях, это негативно сказывалось на психологическом самочувствии детей – сирот и выражалось в пассивном агрессивном поведении.
  3. Неблагоприятный опыт проживания ребёнка в семье, которая оказывает влияние на особенности реагирования в конфликте, где ребёнок не всегда осознанно выбирает деструктивные способы реагирования. Это является следствием подражания действиям взрослых, неумением прогнозировать ситуации, которые могут возникнуть после конфликта.

Влияние выше указанных факторов, в течение длительного времени, приводят к тому, что у детей  старшего дошкольного возраста лишённых родительского попечения, в повседневной жизни наблюдаются такие проявления агрессивного поведения как:

  • пассивная вербальная: ребёнок ругается, прикрикивает;
  • активная вербальная «скрытая»: злорадный смех, циничные замечания, насмешки;
  • активная вербальная «прямая»: кричит, ругает взрослых и детей;
  • пассивная невербальная: плюётся, таскает за волосы, боксирует, царапается;
  • активная невербальная «скрытая»: коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ в помощи;
  • активная невербальная «прямая»: бьёт, толкает, кусает, таскает за волосы;
  • активная вербальная «собственная личность»: ругает собственное поведение, иронирует над собой, оскорбляет себя;
  • активная невербальная «собственная личность»: грызёт ногти, рвёт на себе волосы, бьёт себя по голове;
  • активная вербальная «предметы»: ругает предметы, проклинает их, обзывает;
  • активная невербальная «предметная»: повреждения предметов, вымазывает предметы, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух.

Дети–сироты обладают высоким уровнем  агрессивного поведения, и в большей степени концентрируются на тех социальных ситуациях, которые предполагают конфликт. Данное поведение выступает как средство самозащиты, и поэтому ошибочно мнение, что поступками детей–сирот движет намеренная или мотивированная враждебность, они должны быть наказаны. Воспитанники детских домов уверены, что нужно мстить, чтобы тебя приняли, и это, по мнению детей, справедливая агрессия. Они выбирают более агрессивные действия для решения конфликтной ситуации, так как не умеют выбирать более позитивные решения, идти на компромисс, проявлять дружелюбие, сотрудничество в силу того, что нет соответствующего опыта.

Таким образом, социальная ситуация развития в условиях детского дома негативно влияют на психическое развитие детей-сирот дошкольного возраста. Особенностями психического развития детей, лишенных родительского попечения являются: заниженная самооценка, искажение временного плана собственных действий, осознание своих действий через происходящие режимные моменты, которые организует воспитатель, эмоциональная уплощенность, относительная бедность и ситуативность желаний детей из детского дома, их связанность с воспринимаемой обстановкой, двигательная расторможенность, низкий уровень самоконтроля, конкурентные отношения со сверстниками.

 

 

Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ

 

    1. Описание экспериментальной выборки и диагностически<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_04

Информация о работе Сравнительный анализ проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и лишенных родительского