Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Дать определение понятия характера и акцентуации характера и стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов;
2. Исследовать стиль семейного воспитания в семье подростка;
3. Изучить представление подростка о стиле семейного воспитания;
4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 13 - 14 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Акцентуации характера (личности) и их типы. 4
1.1. История изучения и определение понятия «акцентуация». 4
1.2. Классификация акцентуаций личности по Леонгарду. 10
1.3. Классификация акцентуаций характера по Личко. 12
Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера. 16
2.1. Психологическое содержание понятия «семья». 16
2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка. 20
2.3. Проблема исследования типов семейного воспитания и их влияние на формирование характера. 23
2.4. Влияние нарушений типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера. 29
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания и представлений ребенка о них на динамику акцентуаций характера. 36
3.1. Организационно – методическое обеспечение исследования. 36
3.2. Использованные методики. 36
3.3. Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания. 39
3.4. Результаты исследования акцентуаций характера 42
3.5. Исследование взаимосвязи акцентуаций характера от стиля семейного воспитания. 44
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Использованная литература: 50

Файлы: 1 файл

Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания в неполной семьерр.docx

— 131.84 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования  
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Факультет управления и психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

 «Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания»

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

группы ВУП – 15 – 09

Мурзина Анна Григорьевна

 

Проверила доцент,

кандидат психологических наук

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Акцентуации  характера (личности) и их типы. 4

1.1. История  изучения и определение понятия  «акцентуация». 4

1.2. Классификация  акцентуаций личности по Леонгарду. 10

1.3. Классификация  акцентуаций характера по Личко. 12

Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера. 16

2.1. Психологическое  содержание понятия «семья». 16

2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья  подростка. 20

2.3. Проблема  исследования типов семейного  воспитания и их влияние на  формирование характера. 23

2.4. Влияние  нарушений типов семейного воспитания  на формирование акцентуаций  характера. 29

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного  воспитания и представлений ребенка  о них на динамику акцентуаций  характера. 36

3.1. Организационно  – методическое обеспечение исследования. 36

3.2. Использованные  методики. 36

3.3.  Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания. 39

3.4. Результаты  исследования акцентуаций характера 42

3.5.  Исследование  взаимосвязи акцентуаций характера  от стиля семейного воспитания. 44

ВЫВОДЫ 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

Использованная  литература: 50

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена  теоретико-экспериментальному изучению стиля семейного воспитания  и их влияние на генезис акцентуаций характера.

В теоретической части  работы дается описание и анализ работ  зарубежных и отечественных психологов, разрабатывавших в своих исследованиях  вышеобозначенную тему.

Актуальность данной темы определяется тем, что построение на основе полученных данных правильных стратегий воспитания, найдет свое выражение в консультационной и коррекционной работе детско-родительских отношений, в повседневной практике в профессиях связанных с воспитанием и работе с семьей и подростками.

Цель  работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

1. Дать определение понятия  характера и акцентуации характера и стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов;

2. Исследовать стиль семейного  воспитания в семье подростка;

3. Изучить представление  подростка о стиле семейного воспитания;

4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 13 - 14 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.

Проводимое исследование было направлено на проверку следующей гипотезы:  определенный стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование акцентуаций характера подростка.

Предметом исследования являются детско-родительские отношения и возникающие как следствие характерологические изменения.

Объектом  исследования являются подростки от 13 до 14 лет (мальчики и девочки) и их родители.

Теоретической основой работы послужили исследования зарубежных и отечественных психологов, таких как П.Б Ганнушкин, К. Леонгард,  А.Е. Личко, И.Г.  Малкина – Пых, Н. Н. Посысоев, О. А. Карабанова, Е. Г. Силяева , А. А. Реан, Дж. Браун, О. Г. Рындина, Эйдемиллер, В.В. Юстицкис  и др.

Вышеперечисленные авторы рассматривали  проблему связи типа семейного воспитания и акцентуаций характера.

В работе проведен анализ литературы, из которой следует, что типы семейного  воспитания формируют и усиливают  акцентуации характера подростков.

Методы  исследования: теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, в том числе анализ документов, тестирование, эксперимент.  

Методики  исследования:

Методика «АСВ» Э. Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса – определение стиля и типа семейного воспитания

2. Методика «РОД»  И.А. Фурманова,  А.А.Аладьина – изучение представлений ребенка о стиле семейного воспитания

3. Тест – опросник Шмишека – определение типа акцентуации характера

 

Глава 1. Акцентуации характера (личности) и их типы.

1.1. История изучения и определение понятия «акцентуация».

«Характер (от греч. charakter — «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения» (14, 392).

«Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Отдельные свойства характера  зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную  организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. 

Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера» (18, 125).

 «Структурность характера  выражается также в определенной  иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые  являются основными, определяющими  и ведущими, а другие — второстепенными,  менее существенными. Основные, ведущие  черты в той или иной степени  определяют, оказывают влияние и  подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обуславливая  их различную степень проявления  в тех или иных ситуациях» (19,414).

В период становления характера  его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии. С повзрослением эти особенности обычно сглаживаются — это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».

Типы акцентуаций характера  весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях  возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы,  В. М. Бехтерев упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием». Бельгийский психиатр Dalemagne (цит. по О. В. Кербикову, 1961) отличал «неуравновешенных» от «легко теряющих равновесие». Е. Kahn выделил группу «дискордантно-нормальных» как переходную от нормы к психопатиям. П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», М. Tramer (1949) и О. В. Кербиков (1961) как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков (1973) как «крайние варианты нормального характера», Л. И. Спивак и др. (1979) как «нервно-психическую неустойчивость».

Наибольшую известность  получил термин К. Leonhard (1968, 1981) — «акцентуированная личность». Однако правильнее было бы говорить об «акцентуациях характера». Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Оно включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. п. В описаниях К. Леонгард речь идет именно о типах характера, акцентуированные личности определяются как крайние варианты нормы, однако не дается дифференциально-диагностических критериев между ними и психопатиями.

Отличия между акцентуациями  характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) — О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявления во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае никогда не бывает соответствия, как при психопатиях, всем этим трем признакам сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает преходящей.

В добавление к критериям  П. Б. Ганнушкина — О. В. Кербикова А.Е. Личко отметил еще один важный признак, отличающий акцентуации от психопатий. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникает от любых психических травм, в самых разнообразных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные только ему, отличные от других типов, «слабые места».

Можно дать следующее определение  акцентуации характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.   Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Если диагностическое заключение говорит только об акцентуации характера, то по сути дела оно свидетельствует о психическом здоровье.

В зависимости от степени  выраженности А.Е. Личко выделил две степени акцентуации характера — явнаую и скрытую.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении. особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

В.В.Бойко отмечает следующие  особенности акцентуированных характеров:

1. Чем ярче выражены  в человеке акцентуации, тем  более они необходимы для адаптации к самому себе, для облегчения различных форм психической деятельности, которые способствуют физическому, биологическому, соматическому и психическому его состоянию.

Информация о работе Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания