Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:12, дипломная работа
Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………………………………...7
Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………...……….7
1.2 Обзор теоретических представлений о стилях семейного воспитания………………………………………………………………………….......14
1.3 Теоретическое обоснование влияния стилей семейного воспитания на формирование определенных характерологических свойств у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...22
Выводы к первой главе……………………………………………………....31
2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………....32
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов диагностики………………………………………....37
Выводы………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….....50
Список используемой литературы………………………………………......52
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
(ПГСГА)
Факультет психологии
Кафедра общей и социальной психологии
Дипломная работа
Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания
Студент V курса
Подпись______________________
Допустить к защите:
зав. кафедрой общей и социальной психологии «__» _______________2014г.
д.псх.н., профессор Г.В.Акопов
«__»_________________2014г.
Подпись____________________
Самара
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2 Обзор теоретических представлений
о стилях семейного воспитания……………………………………………………
1.3 Теоретическое
обоснование влияния стилей семейного
воспитания на формирование определенных
характерологических свойств у детей
раннего возраста…………………………………………………………
Выводы к первой
главе……………………………………………………....
2. Практическое
исследование особенностей формирования
характерологических свойств у детей
раннего возраста в семьях с разными стилями
семейного воспитания………………………………………………….
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов
диагностики………………………………………....
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………….....
Приложение 1……………………………………………………………….....
Приложение 2……………………………………………………………….....
Приложение 3……………………………………………………………….....
Приложение 4……………………………………………………………….....
Приложение 5……………………………………………………...………...
Приложение 6……………………………………………………………….....
Приложение 7……………………………………………………………….....
Приложение 8……………………………………………………………….....
Введение
Во все времена роль семьи в формировании уникальной для социальной ситуации развития каждого ребенка является одним из основных факторов, определяющих характер ребенка. Стиль семейного воспитания, который идентифицирует ценностные ориентации, отношения, эмоциональное отношение к ребенку, особенно восприятие ребенка и родительские поведения с ним - является значительным фактором в развитии ребенка.
Детско-родительские отношения являются средой, определяющей психическое развитие ребенка и формирование его характера (А.А. Бодалев, А.Я. Варга, Л.С. Выготский, О.А. Карабанова, И.С. Кон, М.С. Мацковский, А.С. Спиваковская, А.В. Черников, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис, и др.). Влияние родителей на детей во многом обусловлено воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное влияние на характер ребенка заключается в том, что семья уделяет все свое время для создания благоприятных условий, обеспечивая ребенка всем необходимым для его дальнейшего развития. И все же никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать сама семья. Родительские установки, или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений.
Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области реализовали А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками “систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним” [27, с. 529].
Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям в целом. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы определяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты. Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка начали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (Е.А.Аркин, А.В.Запорожец, В.К. Копырло, А.Н.Леонтьев, Н.И.Лисина, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, и др.). Проблема формирования характера - центральная проблема педагогической психологии. Важность взрослого и прежде всего родителей для развития характера ребенка признавалась и признается практически всеми западными и отечественными психологами. Авторы занимающихся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку. Во-вторых, актуальность исследования определяется тем, что именно особенности семейных взаимоотношений и стили семейного воспитания являются основой формирования черт характера растущего и развивающегося ребенка. И, наконец, тем, что в работе изучены особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания.
Объект – характерологические свойства ребенка.
Предмет – особенности проявления характерологических свойств ребенка в зависимости от различных стилей семейного воспитания.
Цель – изучить влияние стиля семейного воспитания на формирование характерологических свойств ребенка.
Задачи:
- проанализировать основные
- определить у детей 1,7-2,7 лет
основные симтомокомплексы
- изучить стили семейного воспитания в семьях детей, участвующих в эксперименте;
- установить особенности
Гипотеза: конкретный стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование определенных характерологических свойств ребенка.
Методы: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические методы (тестирование, анкетирование); методы обработки данных: количественный анализ (определение среднего значения, установление процентного соотношения и корреляционный анализ и множественный регрессионный анализ) и качественный анализ результатов исследования; методы представления результатов (таблицы, диаграммы).
Базой эмпирического исследования явился ДОУ АНОО «Филипп» (г.Самара). Исследованием было охвачено 30 семей: 30 родителей и их дети - 14 девочек и 16 мальчиков в возрасте от 1,7 до 2,7-ми лет.
Глава 1. Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения [20]. Различные методы предсказания судьбы и человеческой природы получили название - гороскопов.
Почти все компоненты, идентичны гороскопу: период общего времени разбивается на интервалы, каждому из которых присвоен знак, или символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств характера. Тем не менее, характер людей, которые родились в одно и то же время интерпретируется в гороскопах по разному. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в соответствии с которыми складывается его характер. Однако сравнение характеристик, аналогичных животных в японском или, скажем, китайском гороскопах также существенно различается.
Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.
Гораздо интереснее, с психологической точки зрения, является вопрос о соотношении человека и черт его характера, особенностей внешности и поведения. Попытки установить такие отношения предпринимались неоднократно, как в прошлом, и в наши дни. Огромную работу в этом направлении проделал великий русский философ и ученый Павел Флоренский, чья книга «Имена» и стала отправной точкой, вдохновителем данной работы.
Наши современники: Борис Хигир, Дмитрий и Надежда Зима — в России, Гунарс Трейманис — в Латвии, и многие другие авторы — подготовили и издали множество популярных книг с описаниями характеров, якобы присущих носителям тех или иных имен. Пишутся такие книги на основе собственного представления, а также богатого опыта общения со множеством людей, с последующей экстраполяцией и обобщением наиболее ярких человеческих свойств и качеств, отраженных в тексте[22].
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним видом человека и его принадлежность к определенному типу личности, так по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, только глядя на его внешний вид или сходства с каким-нибудь, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.
Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который "знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом поэзию" [20, с. 145].